Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)
Авторы: Михеенко Светлана Владимировна, Шевченко Венера Ивановна, Попова Елена Сергеевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 07.11.2022
Статья просмотрена: 228 раз
Библиографическое описание:
Михеенко, С. В. Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. В. Михеенко, В. И. Шевченко, Е. С. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7741/ (дата обращения: 16.12.2024).
Системно-деятельностный подход — это такой способ организации образовательного процесса, при котором главное место отводится развитию разносторонней, активной, самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Другими словами, это постепенный уход от информационно-репродуктивных знаний к знаниям-действиям. При таком подходе, в организации образовательного процесса, на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Роль воспитателя в системно-деятельностном подходе предполагает специальную организацию и управление деятельностью ребенка при решении задач различной степени сложности. Такие задачи способствуют не только развитию различных видов компетентностей ребенка (предметных, коммуникативных и т. д.), но и активно развивают его как личность. Педагог отходит от авторитарности в общении с ребенком в пользу демократического стиля общения.
Ведущие педагоги и психологи важное место выделяют формированию мотивации у дошкольников. Ребенок может иметь хорошее общее развитие, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дальнейшее овладение новыми знаниями и умениями может быть затруднительным.
Мотив — это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
В своей работе особое внимание уделяю формированию познавательной мотивации, что подразумевает под собой стремления ребенка в получении знаний и овладении способами самостоятельного познания. В организованной образовательной деятельности, в режимных моментах предлагаю детям начальные сведения в той или иной области, тем самым побуждаю детей к процессу дальнейшего изучения. Это помогает воспитанникам учиться решать жизненные задачи, сотрудничать, соревноваться, преодолевать страх, осознавать личную исключительность, получать реальные результаты своего труда.
Познавательная мотивация — это мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
В целях выработки познавательной мотивации у детей применяю в работе следующие методы и педагогические технологии:
- Проектный метод, который является одним из наиболее эффективных методов обучения. Реализация проектов способствует накоплению и увеличению объема полученных знаний детей об окружающем мире, развитию познавательных, творческих, регуляторных, коммуникативных способностей детей, формирует умение определять этапы реализации проекта, следовать задуманному плану, вносить разнообразие в игровую деятельность, развивать навыки публичного выступления.
Таким образом, был реализован проект «Спорт — основа здоровья!», цель которого — получение знаний детей о разных видах спорта. В процессе осуществления этапов проекта каждому ребенку было предложено подготовить и творчески оформить мини-рассказы о видах спорта. Дети и родители путем добычи знаний из разных источников включались в познавательное развитие. По окончании проекта была сформирована «Книга знаний о спорте средней группы».
Такой подход к решению поставленных задач стал возможен благодаря мотивационной ориентированности на получение новых знаний.
- Использую разные способы деления детей на группы: по желанию, по гендерному признаку, «по способностям», по предложенным параметрам. Некоторым воспитанникам мною было предложено «домашнее задание»: изучить вместе с родителями разновидности весенних цветов. На следующий день, придя в детский сад, дети поделились с остальными ребятами полученными знаниями, на основе которых была подготовлена совместная работа «Весенняя радость для мамы!». В процессе взаимодействия в микрогруппах дети научились договариваться между собой, учитывать мнение друг друга, отстаивать свое мнение.
- Используя технологию проблемного обучения, в первую очередь, уделяю внимание умению ребенка самостоятельно применять ранее полученные знания в решении новых познавательных задач. Учу детей видеть проблему, ставить вопросы, строить доказательства, делать выводы. Например, задаю детям вопрос «Почему осенью опадают листья?», данный вопрос является проблемой, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений. И используя ранее полученные знания, помогая детям, рассуждая с ними, находим ответ.
В работе с детьми используются следующие виды исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), коллекционирование, игры-путешествия и др. Дети изучают объекты путем сравнения, делают выводы, опираясь на собственный практический опыт.
При осуществлении организованной образовательной деятельности с детьми применяю информационно-коммуникационные технологии.
Переходя к организованной образовательной деятельности, следует отметить, что основой структуры также является системно-деятельностный подход.
- Мотивационно-ориентировочный этап — введение в игровую ситуацию. Создание психологической направленности на игровую деятельность в соответствии с ситуацией и особенностями возрастной группы. Создаю мотивацию на игровую деятельность, выбирая те приемы, которые соответствуют данной ситуации (кто-то приходит в гости; присылает письмо, посылку и т. д.).
- Поисковый этап:
– создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности (создается затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызывает интерес к теме занятия; ребенку будет интересно выявить причины затруднения и найти способы их решения);
– проектирование решения проблемной ситуации (педагог с помощью подводящего диалога, помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения).
- Практический этап — выполнение действий (работа над решением проблемы с использованием дидактического материала (работа в микрогруппах, в паре).
- Рефлексивно-оценочный этап — подведение итогов, анализ деятельности (Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем? Что вам удалось сделать вместе, в командах? У вас все получилось? А у кого что-то не получилось? Что именно? Почему?).
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании развивающей предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития. Гармонично выстроенная предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. В группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность детям самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
У голок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. Рядом расположен уголок экспериментирования , где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Уголок конструирования. Дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Это способствует развитию математических способностей, приобретению социальных навыков, дает опыт решения проблем.
Уголок ИЗО способствует развитию не только творческого потенциала детей, но и стимулирует интерес к дальнейшему познанию изодеятельности. В данном уголке имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон. Дети знакомятся со свойствами этих предметов, и тем самым стимулируется интерес к дальнейшему познанию в данной области.
Музыкальный уголок и уголок театрализованной деятельности — излюбленное место детей. Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, дети учатся извлекать из них разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, прислушиваться, подражать, имитировать звучание разных инструментов.
Уголок театрализованной деятельности помогает развивать интересы и способности ребенка. Ребёнок может подобрать атрибуты для игры-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развивать фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.
Уголоксюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра — одна из творческих игр. В такой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Здесь наиболее интенсивно формируются особенности личности ребенка. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, ее развитие, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в игре, дети сами выбирают партнёров, устанавливают правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное они учатся выстраивать отношения с ровесниками, находить выход из различных ситуаций, договариваться друг с другом.
К нижный уголок представляет собой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере знакомства с материалом. Посредством художественных произведений педагог стимулирует интерес детей к книгам и различным историческим, фантастическим и другим событиям. У ребенка зарождается прежде любознательность, которая является лучшей мотивацией к познавательному развитию.
В ежедневной работе с детьми системно-деятельностный подход помогает развивать у дошкольников положительную мотивацию к познавательной деятельности и активной работе, инициативность, самостоятельность в выборе деятельности. Дети смогут самостоятельно решать проблему, выдвигать гипотезы, строить предположения, пользуясь аргументацией и доказательствами, делать выводы и умозаключения. Формируются представления детей об опытах и экспериментах с различными материалами, умения использовать творческие способности в процессе опытно-экспериментальной деятельности. В большей степени проявляется интерес к получению новых знаний, обращению за помощью к родителям, воспитателю, что расширяет их познавательную сферу.