Когда мы произносим слово наука, то у каждого из нас возникают разные ассоциации. Одним она видится сложной и пугающей, другим – увлекательной и занимательной, третьим – полной таинственности и новизны. Первое сознательное знакомство с наукой происходит в студенчестве, времени больших надежд и открытий. Для студента это шанс быть замеченным, возможность проявить свои таланты.
Хабаровский край является единственным субъектом Российской Федерации, в котором студенты совместно с педагогами-наставниками ежегодно доказывают, что в системе профессионального образования наука существует. С помощью научного инструментария можно создавать прикладные проекты, начинать стартапы, усовершенствовать сферу услуг, а также трансформировать окружающий социум.
Этой весной в девятый раз проводился краевой конкурс научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессионального образования Хабаровского края «Студенческая научная весна». Цель краевого конкурса – приумножить научные достижения обучающихся, повысить культурный уровень студенческой молодежи и увеличить привлекательность науки.
За девять лет было подано 1084 работ, из них 747 работ были удостоены возможностью быть услышанными экспертами широкой научной общественности, а также представителями органов государственного управления и практикующими специалистами.
196 победителей вернулись в образовательные учреждения и стали путеводными звездами для других обучающихся.
Об активистах на научном поприще в профессиональном образовании Хабаровского края узнал не только наш край, но и вся Российская Федерация. Так как вот уже на протяжении 9 лет выходит спец выпуск международного научного журнала «Молодой учены», где победители конкурса публикуют свои первые научные статьи. Кроме того, для знакомства с нашими звездами-активистами и их научно-исследовательскими проектами широкому кругу общественности, мы выпускаем информационно аналитический каталог «Наука в фокусе», также на протяжении девяти лет.
Хотелось бы отметить некоторые достижения идея о которых зародилась и оформилась благодаря Конкурсу Студенческая научная весна 2022.
В рамках технической направленности были разработаны и апробированы: действующий макет двигателя Стирлинга, протез верхней конечности, устройство для разрушение снежного наката и гололеда на дорогах и тротуарах, манипулятор «Человеческая рука» для работы с агрессивными средами, устройство для трости, используемой лицами с ограниченными возможностями, приспособление для сварки швов в различных пространственных положениях, программа для расчета электрического сопротивления терморезисторов и др.
Не обошли вниманием студенты профессиональных образовательных организаций и проблематику охраны общественного здоровья. Студенты самостоятельно и всерьез стали заниматься повышением информированности жителей г. Хабаровска о возможностях занятий спортом на уличных площадках и для этого создали мобильную карту «Территория здоровья». Нивелирование дефицитов знаний в области информационной безопасности, а также в вопросах неоказания доврачебной помощи и формирования здорового образа были в фокусе внимания юных исследователей в этом году. Кроме того, творческий подход и знание особенностей восприятия нового поколения позволили некоторым студентам использовать современные технологии в профилактики вредных привычек и вовлечение студентов в добровольное донорство.
Научно-исследовательские работы студентов в области наук о жизни и Земле в последние три года стали носить прикладной характер. Расширяя сферу применения своих профессиональных навыков, обучающиеся спроектировали проект по выращиванию зелени для фермерских хозяйств, создали модель лесоохранной пожарной сигнализации, провели анализ загрязнений снежного покрова в границах п. Чегдомын, оценили объем микропластика в пищевых продуктах и перспективы развития водородного топлива в Хабаровском крае.
|
|
|
Козырев Дамир Алексеевич Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания Научно-исследовательский проект «Разработка и изготовление устройства на основе контроллера Arduino для трости, используемой лицами с ограниченными физическими возможностями» |
Иотов Дмитрий Николаевич Хорский агропромышленный техникум Научно-исследовательский проект «Инокуляция семян бобовых растений для развития полезной микрофлоры бактерий из рода Ризобиум в условиях лаборатории» |
|
О патриотическом настрое к своему краю, свидетельствовали научные изыскания студентов по вопросам гражданской войны и интервенции на Российском Дальнем Востоке, значения экспедиции Семена Дежнева на Дальнем Востоке, роли Ивана Даниловича Сидоренко для г. Комсомольска-на-Амуре. На протяжении девяти лет внимание студентов было обращено изучению биографии и описанию жизненного пути героев-дальневосточников. Понимая, что история находится вокруг нас, в этом году конкурсанты уделили большое внимание архитектуре населенных пунктов Хабаровского края, а также погрузились в историю самого старого административного здания Хабаровска.
Учитывая то, что студенчество является периодом подготовки к вхождению во взрослую жизнь, студенты профессиональных образовательных организаций на протяжении девяти лет делились своими размышлениями и рекомендациями по налаживанию коммуникаций с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьми с гиперактивностью, а также друг с другом. Помогли разобраться в лудомании, в выборе стратегий разрешения межличностных конфликтов. Запоминающимися разработками стали созданные конкурсантами обучающее пособие – книжка-раскраска о традиционной ульчской женской одежде, как средства формирования лексических навыков, и действующий практико-ориентированный математический кружок в рамках каникулярных школ.
Результатами в области прикладных экономических исследований стали готовые к внедрению и на сегодняшний день уже внедрены инновационные проекты такие, как «Организация рабочего пространства студента в системе 5С», «Молодежный стартап «Кресло для отдыха»», «Объекты архитектуры для знакомства незрячих и слабовидящих людей с достопримечательностями г. Хабаровска», «Площадка для выгула и тренировки собак» и др. Являясь активным участником социума, остро реагируя на внешние изменения, в этом году в фокус внимания студенческой молодежи все чаще попадают актуальные проблемы. Такие, например, как рациональное потребительское поведение студента в условиях экономического кризиса 2022-…, трансформация гостиничного бизнеса в период пандемии и многие другие.
Неугасающий научный интерес к социологии молодежи, позволил студентам профессиональных образовательных организаций создать интерактивные разработки по вопросам профориентации как школьников, так и студенческой молодежи, а именно, профориентационные настольные игры, веб-квесты и социальные видеоролики в технологии косплей. Вопросы юриспруденции, попавшие в фокус внимания студенческой молодежи профессионального характера касались формирования правовой культуры студентов, а также совершенствования правовых аспектов медицинского обследования лиц, вступающих в брак.
Научные изыскания студенческой молодежи системы среднего профессионального образования в сфере культурологи и языкознанию, позволили им: создать и внедрить инновационные средства, способствующие эффективному изучению языков; углубиться в проблемы деформации речевой культуры сверстников; повысить профессиональную идентичность средствами литературы научно-фантастического жанра. Созданные и уже внедренные студенческие разработки вызвавшие наибольший интерес в 2022 году стали Приложение для смартфонов «Путеводитель по г. Хабаровску для китайских туристов», а также Школа экскурсоводов «Сокровищница Приамурья».
|
|
Ивакина Оксана Анатольевна Юкальчук Ксения Александровна Хабаровский промышленно-экономический техникум Научно-исследовательский проект «Доступная среда для лиц с ОВЗ (глухих и слабослышащих) в Дальневосточном Художественном музее» |
Измайлова Ангелина Сергеевна Хабаровский технологический колледж Научно-исследовательский проект «Использование 3Д печати объектов архитектуры для знакомства незрячих и слабовидящих людей с достопримечательностями г. Хабаровска» |
И это далеко не полный перечень всех научно-исследовательских разработок, которых достигли студенты профессиональных образовательных организаций, ведя исследовательскую деятельность в период своего обучения.
Делясь своими впечатлениями о значимости научно-исследовательской деятельности в студенчестве, участники конкурса отметили, что им она дает возможность приобрести так называемый «бонус», который в последствие они могут продемонстрировать работодателю в качестве собственного преимущества перед конкурентами.
На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.
Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.
Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.