Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Захарова, Н. В. Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях / Н. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 575-578. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91861/ (дата обращения: 16.11.2024).



Работа психолога профессионального образовательного учреждения регламентируется в той же традиционной схемой, что и работа психолога в учреждениях среднего образования. Во главу угла ставится специфика профессиональной психологической помощи. Соответственно работа психолога включает его традиционные виды деятельности: психодиагностику и различные виды коррекционно-развивающей работа (групповой и индивидуальной). Обеспечение выполнения этих видов деятельности является содержанием методических разработок психолога. Основными содержательными ориентирами выступают возрастные и индивидуально-психологические особенности контингента обучающихся и психологические нормы.

Серьезной проблемой для практического психолога, специалиста с психологической подготовкой, является необходимость учета специфики той профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты в данной образовательной организации. В этой связи актуальной задачей представляется разработка содержания и методов работы психолога в образовательной организации в контексте профессиональной подготовки студента. Бесспорно, что любая деятельность имеет психологическую компоненту. Психологические аспекты профессиональной деятельности, которые выступают предметом рассмотрения в психологии труда. Это, в частности, профессиональная мотивация, профессионально важные качества личности, психологические особенности различных видов профессиональной деятельности. По нашему мнению, в основу методических разработок психолога образовательной организации должно лечь профессиональное содержание деятельности студентов данных направлений подготовки. Но эти психологические аспекты по своему содержанию отражают специфику данной профессиональной деятельности и психологу могут быть неизвестны. Тем более что профессиональные мотивы и профессионально важные качества являются различными для различных профессий.

Здесь обнаруживается противоречие между общепсихологической подготовкой психолога, пришедшего на работу в профессиональное образовательное учреждение и специфическими, заданными данной профессией, содержательными компонентами психологических особенностей профессиональной деятельности к которой готовятся студенты.

Психолог профессиональной образовательной организации должен поставить себе задачи развития не просто личности, а личности профессионала соответствующего направления подготовки.

Однако, как уже говорилось, психолог не является специалистом в данной области ни в коей мере. Как же он может это сделать? Ответ прост: психологу придется дополнить свои профессиональные знания сведениями о психологических особенностях профессиональной деятельности по направлениям подготовки в вузе и о требованиях к личностным особенностям профессионалов в данной области. Без этого психолог рискует потратить свое время впустую, занимаясь диагностикой «вообще», развитием «вообще». Это приведет к параллельному и, соответственно, бессмысленному существованию психолога в профессиональной образовательной организации. Собственная профессиональная деятельность психолога в условиях работы вне значимых для образовательного учреждения мотивационно-целевых ориентиров неминуемо повлечет за собой профессиональное выгорание и снижение квалификации.

Психологические аспекты экономических направлений трудовой деятельности занимают значительное место в современных исследованиях по психологии труда. В качестве предметов здесь выступают как психологические особенности собственно профессиональной деятельности, так и особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального становления в процессе обучения и определение наиболее эффективных условий этого процесса.

Труду экономистов посвящен ряд исследований, изучавших: сущность профессиональной компетентности студентов экономико-управленческих профессий [3], формирование психических регуляторов труда у специалистов экономического профиля на этапе вузовского обучения [1] и др.

Анализ исследований профессионально важных качеств показывает, что они имеют системное строение. Профессионально важные качества функционируют на трех уровнях, на которых и должен быть проведен анализ условий их формирования. Это уровень профессиональных задач специалиста. Анализ этого уровня позволяет выявить набор (комплекс) операционально-целевых составляющих профессиональной деятельности. Определение операционального содержания профессиональной деятельности позволяет выйти на следующий уровень функционирования профессионально важных качеств — поведенческий уровень. Здесь анализу должны подвергнуться поведенческие характеристики специалиста, должны быть определены необходимые характеристики и условия их формирования. Поведенческие характеристики, в свою очередь, в своей устойчивой форме требуют сформированности определенных свойств личности. Уровень функционирования личностных качеств составляет третий уровень.

Как отмечают исследователи, по мере нарастания функциональной сложности деятельности экономиста все более значительный вклад в ее регуляцию вносят личностные и свойства субъекта труда. При этом принципиально меняется характер интегрированности системы профессионально важных качеств [5,6].

В современной психологии разработано большое количество инструментов для развития тех или иных психологических качеств личности и поведенческих навыков. Но, как уже было сказано, трудность составляет их применительная практика в условиях профессионального обучения. В идеальном варианте была бы такая организация обучения, при которой необходимые психологические техники были органично вплетены в методы обучения. Но для этого преподаватели (экономисты, финансисты, юристы) должны иметь квалификацию практических психологов, что конечно же невозможно.

Таким образом, психологу профессиональной образовательной организации нужно решить две задачи. Первая — определить какие именно личностные характеристики он будет специальным образом формировать. Вторая — какими способами он будет это делать.

Относительно первой задачи можно сказать следующее. По мнению исследователей, для специалистов экономических направлений профессионально значимыми являются такие качества как целеустремленность, эмоциональная гибкость, настойчивость, инициативность, способность к работе в команде [1,3]. На поведенческом уровне эти качества проявляются как умение поставить четкую и ясную задачу и стремится к ее достижению; способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций; способность проявлять упорство в достижении сознательно поставленной цели; умение действовать энергично, выдвигая идеи и разрабатывая пути их воплощения.

Для специалистов страхового дела на первое место в анализе личности следует поставить навыки общения [4]. Очевидно, что страховому агенту необходима общительность. Но не любая, а основанная на компетентной коммуникации. Общение — очень сложная материя, границы между общительностью и навязчивостью очень тонкие и неоднозначные. Эту границу проводит не сам страховщик, а его клиент, поэтому граница очень субъективна. Если страховщик ее не чувствует, то это может стать серьезным препятствием в работе.

Из иных личностных характеристик эффективного страховщика исследователи выделяют: способность оказывать безусловное позитивное внимание клиенту, умение подобрать индивидуальный подход к каждому, умение адаптироваться в сложных ситуациях, высокий уровень самоконтроля.

Наиболее общими для всех профессий можно выделить значимость коммуникативных аспектов поведения, способности к анализу ситуаций и целеполаганию, способности к самоорганизации. В более развернутом виде это: умение решать проблемы управления, коммуникабельность, умение мотивировать и контролировать свою деятельность, способность разрешать конфликты, умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других, а также стрессоустойчивость — способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность.

Как известно, всякое действие имеет две части: ориентировочную и исполнительскую [2]. К первой части мы относим элементы целеполагания и планирования. Ко второй — собственно реализацию плана. Если посмотреть с этих позиций на нашу задачу формирования профессионально важных личностных качеств у студентов, то можно выделить «цели», в роли которых выступают профессионально важные личностные качества и «техники», в роли которых выступают техники практической психологии.

В нашем случае цели: организованность, стрессоустойчивость, коммуникабельность; техники: техники постановки цели и самоорганизации, техники эффективного общения, техники управления стрессом. Таким образом мы можем сформулировать содержание работы психолога с контингентом студентов. «Переведённые» на принятый язык компетентностного подхода «цели» и «техники» выявляют задачи работы психолога профессиональной образовательной организации — формирование психологических составляющих профессиональных компетенций (таблица 1).

Таблица 1

Содержательные компоненты работы психолога профессиональной образовательной организации при формировании профессионально важных качеств студентов экономических направлений подготовки

Цели — формируемые компетенции

Техники — операциональное содержание компетентности

Коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других

Техники эффективного общения (я-сообщения, активное слушанье, барьеры и стереотипы общения и т. п.)

Умение мотивировать и контролировать свою деятельность,

Техники тайм-менеджмента (техника постановки целей SMART, визуализиации целей методом наложения сенсорных систем, «срочно-важно» матрица, TODO- list и т. п.)

Стрессоустойчивость

Техники управления стрессом: поиски ресурсных состояний, методы регуляции эмоциональных состояний и т. п.)

Умение решать проблемы управления (психологический аспект)

Психологические средства влияния, техники аргументации и контраргументации, просьбы, игнорирования, отказы и т. п.)

Способность разрешать конфликты

«Win-Win solutions» техника разрешения конфликтов, семишаговая модель эффективного разрешения конфликтов и т. п.)

Следует отметить, что представленное разделение имеет условный характер. В реальной деятельности специалиста экономического направления все профессионально важные качества проявляются на поведенческом уровне системно, как эффективное профессиональное поведение — компетентность. Также и психологические техники имеют системный характер и включают элементы друг друга. Так, например, техники разрешения конфликтов включают техники эффективного общения, а техники тайм-менеджмента являются значимым элементом управления стрессом. Основой для всех перечисленных профессионально важных качеств является общение. Общение является не просто базовой потребностью человека, общение — это механизм развития человеческой психики, ее высших психических функций. Умение общаться обеспечивает эффективность в любых видах человеческой активности и взаимодействия. Поэтому общению следует, на наш взгляд, уделить особое внимание и разместить по времени в самое начало процесса специального развития профессионально важных качеств.

Современные стандарты уровня средней профессиональной подготовки полностью регламентируют набор дисциплин, включаемых в учебные планы. Поэтому на данном уровне обучения психологические техники могут осваиваться в рамках воспитательного процесса в условиях дополнительных занятий, например, тематических классных часов. Проводить такие занятия лучше совместно с куратором группы для обеспечения поддержки и максимально широкого переноса усвоенных навыков в иные учебные и профессиональные ситуации.

Литература:

  1. Андреенкова О. С. Формирование психических регуляторов труда у специалистов экономического профиля на этапе вузовского обучения. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тверь, 2003.
  2. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2002.
  3. Гаранина Ж. Г. Сущность профессиональной компетентности студентов экономико-управленческих профессий. Автореф. дис. канд. психол. наук. 1999
  4. Ли, С. Ч. Революция в области страхового образования: Интервью с координатором учебного отдела Школы страхового бизнеса Ли Самдык Черувич // Страховое дело. — 2003. — N 8. — С. 32–33
  5. Леньков С. Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах/ дисс. д.психол.н Тверь, 2004
  6. Петрук Г. В. формирование профессионально важных качеств экономистов-менеджеров// Международный журнал экспериментального образования http://www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=4552
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная образовательная организация, качество, умение, образовательная организация, поведенческий уровень, психолог, работа психолога, способность, эффективное общение.


Похожие статьи

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Методологические особенности формирования научно-исследовательской компетентности аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Похожие статьи

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Методологические особенности формирования научно-исследовательской компетентности аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Задать вопрос