Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 27.05.2017

Статья просмотрена: 859 раз

Библиографическое описание:

Киёмова, К. А. Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса / К. А. Киёмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 423-424. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43668/ (дата обращения: 16.12.2024).



Новые образовательные технологии внесли изменения в процесс обучения. Педагоги не только обучают предмету, но и мотивируют учащихся. Но зачастую сам педагог нуждается в мотивации. Педагог в своей практике может побывать в разных ситуациях, таких как педагогические, психологические и даже проблематичные. Как утверждает М. Г. Савельева, определены базовые компетентности педагога, «среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях». [1]. Эти ситуации подразумевают методы установления дисциплины, мотивирования академической активности, Одна из основных задач — каким образом вызвать интерес каждого учащегося. Но в центре всего стоит педагогическая проблема, которую каждый педагог рассматривает как основную цель процесса преподавания. Одним из эффективных педагогических методов, активирующих педагогический процесс, считается кейс-метод. В своей статье, посвященной кейс-методу как современной технологии профессионально-ориентированного обучения студентов, Н. В. Мирза рассматривает кейс-стади как метод, предназначенный не для обучения точным наукам, а тем предметам, истина в которых плюралистична, то есть нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности [2].

Когда речь идет о методе case-study, многие ассоциируют его с бизнес-образованием. Именно эта сфера была основополагающей для данного метода. Однако, в последнее время всё чаще можно услышать об использовании метода case-study применительно к другим областям знаний — социологии, педагогике, психологии, журналистике, экологии и т. д.

Многие, кто занят в педагогической сфере, стали утверждать, что теория доминирует над практическим подходом на уроках. Но так ли это на самом деле? Почему появилось общепринятое понятие доминирования теоретического подхода в процессе преподавания? Ответом на эти вопросы можно принять тот фактор, что учебники по многим дисциплинам включают в себя только теоретические и статистические данные. Соответственно, читатель «заскучает», читая «книжку без картинок». Функцию «картинок» может выполнять интересное содержание материала на практических занятиях. Так, в целях улучшения качества и активизации учащихся на практических занятиях кейс-методу отдают больше предпочтений. На практике исследовалось применение кейс-метода в аудитории не более 20 студентов по предмету «Экономика инноваций».

Студентам объясняется ситуация в рыбном хозяйстве, предлагаются два метода решения задачи и требуется определить оптимальный вариант решения проблемы. Решение основывается на калькуляции сметы расходов на применение каждого метода и сопоставление результатов. Далее перед студентами ставится вопрос, как бы они отнеслись к такой инновационной деятельности, будучи управляющими организацией, какой инновационный подход требуется для развития дальнейшего совершенствования и мотивации деятельности сотрудников. Практика показала следующее:

Таблица 1

SWOT-анализ кейс-метода на практике

Strength (сильные стороны)

Opportunity (возможности)

 Увлекает за собой почти всю аудиторию;

 Богат жизненными представлениями и материалами;

 Активизирует все аспекты педагогической задачи урока;

 Симуляция реальности

 Может раскрыть «спящие» стороны учащихся в процессе решения кейса;

 Может подготовить студентов к практике;

 Может научить студента самооценке.

Weakness (слабые стороны)

Threats (возможные угрозы)

 Для решения кейса может потребоваться больше времени, чем рассчитывалось;

 Потребность к кейс-методу при подготовке студентов;

 Не может позволить полный системный анализ ситуации из-за некоторых погрешностях в данных.

 Возникновение конфликтов в малых группах и в группе в целом при распределении и решении задач по решению кейса;

Источник: разработка автора

То, что применение кейс-метода помогло привлечь внимание почти всех студентов, может рассматриваться как очередное достижение в преподавании. Но именно сам факт существования слова «почти» заставляет задуматься над полноценным и правильным кейс-методом. Так, как основные требования к формированию следующих навыков у студентов это:

‒ выявление и решение проблем;

‒ формулировка задач;

‒ работа с информацией, осмысление значения деталей, описанных в ситуации;

‒ анализ и синтез информации и аргументов;

‒ работа с предположениями и заключениями;

‒ оценка альтернатив;

‒ принятие решений;

‒ слушание и понимание других людей (навыки групповой командной работы), то здесь в первую очередь навыки групповой командной работы требуют особого внимания.

Для решения данной проблемы предлагается трехуровневый подход при применении кейс-метода, т. е. классификация уровня знания студентов и учёт их увлеченности предметов, например, разбить группу на малые группы, состоящие из студентов с разным уровнем знаний. Конечно, такой подход имеет такую слабую сторону как утроенный объём кейс — материалов. Это означает утроенную трату времени для подготовки кейс-стади. Но огромный плюс такого подхода заключается в том, что каждый уровень можно постепенно продвигать все выше по пирамиде «Таксономия Блума». Если педагогическая цель оправдывает средства, то данное предложение может повысить качество занятий не только в вузах, но и в школьном, и в среднем специальном образовании.

Литература:

  1. Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / Ижевск, УдГУ, 2013, с. 5.
  2. Мирза Н. В. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Центр инноваций и развития, — 2002, с. 35
Основные термины (генерируются автоматически): студент, групповая командная работа, практик, процесс преподавания, решение кейса, ситуация.


Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Обучение через игровое исследование: неалгоритмизированные исследовательские задачи по формированию культуры исследовательской деятельности

Работа в малых группах как интерактивный метод обучения физике

Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Обучение через игровое исследование: неалгоритмизированные исследовательские задачи по формированию культуры исследовательской деятельности

Работа в малых группах как интерактивный метод обучения физике

Задать вопрос