Новые образовательные технологии внесли изменения в процесс обучения. Педагоги не только обучают предмету, но и мотивируют учащихся. Но зачастую сам педагог нуждается в мотивации. Педагог в своей практике может побывать в разных ситуациях, таких как педагогические, психологические и даже проблематичные. Как утверждает М. Г. Савельева, определены базовые компетентности педагога, «среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях». [1]. Эти ситуации подразумевают методы установления дисциплины, мотивирования академической активности, Одна из основных задач — каким образом вызвать интерес каждого учащегося. Но в центре всего стоит педагогическая проблема, которую каждый педагог рассматривает как основную цель процесса преподавания. Одним из эффективных педагогических методов, активирующих педагогический процесс, считается кейс-метод. В своей статье, посвященной кейс-методу как современной технологии профессионально-ориентированного обучения студентов, Н. В. Мирза рассматривает кейс-стади как метод, предназначенный не для обучения точным наукам, а тем предметам, истина в которых плюралистична, то есть нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности [2].
Когда речь идет о методе case-study, многие ассоциируют его с бизнес-образованием. Именно эта сфера была основополагающей для данного метода. Однако, в последнее время всё чаще можно услышать об использовании метода case-study применительно к другим областям знаний — социологии, педагогике, психологии, журналистике, экологии и т. д.
Многие, кто занят в педагогической сфере, стали утверждать, что теория доминирует над практическим подходом на уроках. Но так ли это на самом деле? Почему появилось общепринятое понятие доминирования теоретического подхода в процессе преподавания? Ответом на эти вопросы можно принять тот фактор, что учебники по многим дисциплинам включают в себя только теоретические и статистические данные. Соответственно, читатель «заскучает», читая «книжку без картинок». Функцию «картинок» может выполнять интересное содержание материала на практических занятиях. Так, в целях улучшения качества и активизации учащихся на практических занятиях кейс-методу отдают больше предпочтений. На практике исследовалось применение кейс-метода в аудитории не более 20 студентов по предмету «Экономика инноваций».
Студентам объясняется ситуация в рыбном хозяйстве, предлагаются два метода решения задачи и требуется определить оптимальный вариант решения проблемы. Решение основывается на калькуляции сметы расходов на применение каждого метода и сопоставление результатов. Далее перед студентами ставится вопрос, как бы они отнеслись к такой инновационной деятельности, будучи управляющими организацией, какой инновационный подход требуется для развития дальнейшего совершенствования и мотивации деятельности сотрудников. Практика показала следующее:
Таблица 1
SWOT-анализ кейс-метода на практике
Strength (сильные стороны) |
Opportunity (возможности) |
Увлекает за собой почти всю аудиторию; Богат жизненными представлениями и материалами; Активизирует все аспекты педагогической задачи урока; Симуляция реальности |
Может раскрыть «спящие» стороны учащихся в процессе решения кейса; Может подготовить студентов к практике; Может научить студента самооценке. |
Weakness (слабые стороны) |
Threats (возможные угрозы) |
Для решения кейса может потребоваться больше времени, чем рассчитывалось; Потребность к кейс-методу при подготовке студентов; Не может позволить полный системный анализ ситуации из-за некоторых погрешностях в данных. |
Возникновение конфликтов в малых группах и в группе в целом при распределении и решении задач по решению кейса; |
Источник: разработка автора
То, что применение кейс-метода помогло привлечь внимание почти всех студентов, может рассматриваться как очередное достижение в преподавании. Но именно сам факт существования слова «почти» заставляет задуматься над полноценным и правильным кейс-методом. Так, как основные требования к формированию следующих навыков у студентов это:
‒ выявление и решение проблем;
‒ формулировка задач;
‒ работа с информацией, осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
‒ анализ и синтез информации и аргументов;
‒ работа с предположениями и заключениями;
‒ оценка альтернатив;
‒ принятие решений;
‒ слушание и понимание других людей (навыки групповой командной работы), то здесь в первую очередь навыки групповой командной работы требуют особого внимания.
Для решения данной проблемы предлагается трехуровневый подход при применении кейс-метода, т. е. классификация уровня знания студентов и учёт их увлеченности предметов, например, разбить группу на малые группы, состоящие из студентов с разным уровнем знаний. Конечно, такой подход имеет такую слабую сторону как утроенный объём кейс — материалов. Это означает утроенную трату времени для подготовки кейс-стади. Но огромный плюс такого подхода заключается в том, что каждый уровень можно постепенно продвигать все выше по пирамиде «Таксономия Блума». Если педагогическая цель оправдывает средства, то данное предложение может повысить качество занятий не только в вузах, но и в школьном, и в среднем специальном образовании.
Литература:
- Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / Ижевск, УдГУ, 2013, с. 5.
- Мирза Н. В. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Центр инноваций и развития, — 2002, с. 35