Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии
Авторы: Богуцкая Ирина Викторовна, Кожокарь Елена Владимировна, Шатерникова Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 16.11.2019
Статья просмотрена: 590 раз
Библиографическое описание:
Богуцкая, И. В. Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии / И. В. Богуцкая, Е. В. Кожокарь, И. В. Шатерникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15419/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире дошкольникам приходится непрерывно осваивать новую информацию, решать задачи, сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, поэтому перед педагогами стоит актуальная проблема развития познавательных мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Проведя диагностику познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что у детей слабо развиты познавательные мыслительные процессы, они затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, делать анализ, проводить сравнение, группировку. У старших дошкольников отмечается бедность творческого мышления, воображения, недостаточно развиты предпосылки поисковой деятельности.
В нашем детском саду педагоги задались целью подобрать новые формы и методы работы, которые способствуют активизации познавательных мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Такой формой стало проблемно-ситуативное обучение дошкольников с использованием кейсов.
Кейс-технология (кейс-метод) понимается как интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, которые направлены не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых компетенций. Главное предназначение данной технологии развивать способность ставить проблему и находить ее решение, учить детей работать с информацией [3].
Кейсовая технология в дошкольном учреждении позволяет обучать детей с помощью действия. Сущность кейс–технологии состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности дошкольников по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология работы с кейсом в процессе образовательной деятельности строится поэтапно:
I этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями;
II этап — выделение основной проблемы, выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Технология метода в работе с дошкольниками заключается в том, что педагог подбирает или разрабатывает готовые конкретные ситуации, определяет вопросы или задачи, по которым разворачивается дискуссия.
При подготовке кейса педагогу необходимо определить цель создания кейса. Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Кейс может содержать иллюстративный материл — фотографии, таблицы, диаграммы, фильмы и т. д.; текстовый материал — интервью, статьи и художественные тексты. Затем необходимо оформить материалы в доступном для детей варианте.
К методам кейс-технологий, которые активизируют педагогический процесс, можно отнести: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций;); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии.
В своей работе мы применяем «Кейс-ситуации-иллюстрации», которые представляют собой иллюстрации, используемые с целью рассмотрения той или иной проблемной ситуации, разборе сути проблемы, анализе возможных решений и выбор правильного решения.
Кейс-иллюстрация отличается от метода наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку детьми своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дошкольники рассуждают о полученной информации, обсуждают ее, принимают решение по ее разрешению, предполагают и строят на основе этого прогноз.
Кейсы, которые иллюстрируют проблему, применяем в основном во время организованной образовательной деятельности по познавательному, речевому и социально-коммуникативному развитию. Лучше сохраняются в памяти у дошкольников конкретные примеры. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении. Предлагая проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, педагог занимает позицию равного партнера, совместно проживает с дошкольниками события и решает посредством этого свои педагогические задачи [2].
В начале организованной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры,- в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем детей знакомят с реальной ситуацией, т. е. читают текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию. Далее показ первой кейс-иллюстрации, внимание дошкольников фиксируется на яркой красочной иллюстрации и формируется положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Необходимо детям оказать помощь в формулировке проблемы, она обсуждается, дошкольники предполагают последствия того или иного действия, делают выбор верного решения. Затем демонстрируется вторая кейс-иллюстрация, задаются вопросы и идет обсуждение проблемы, тем самым побуждают детей к высказыванию своего мнения. После того как все дети высказались, педагог решает задачу формирование аналитических способностей дошкольников путем обобщения материала. Дошкольники применяют полученные знания, переводя их в реальность.
Также в работе с дошкольниками мы применяем фото-кейсы. Данный метод очень похож с кейс-иллюстрацией, но единственное отличие — вместо иллюстраций применяем фотографии из реальной жизни дошкольников.
Данная технология объединяет реальность и педагогические задачи, которые дети обсуждают, решают, осваивают в ходе изучения. Применение в практической деятельности с дошкольниками технологии «фото-кейс» дает возможность сформировать стратегию принятия решения, которые помогут дошкольнику в будущем преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
Работа с фото-кейсом проходит в несколько этапов. Первый этап: подготовительный, на котором дошкольников знакомят с ситуацией (фотографией). На втором этапе, совместно с детьми выделяют проблему, определяют цель, побуждают дошкольников к самостоятельному осознанию цели поиска. Третий этап способствует активизации дошкольников с помощью ключевых вопросов, педагог осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. На четвертом этапе происходит анализ принятия решения, вовлекают детей в процесс составления плана действий, дети демонстрируют умения логически рассуждать. И на последнем этапе, который называется оценочно-рефлексивный, дошкольники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение кейс-технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует развитию у дошкольников познавательных мыслительных процессов. С помощью данной технологии у детей формируется способностьпринимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость проверки.
Достоинством данного метода является не только получение конкретных знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, социально-коммуникативных позиций.
Литература:
- Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. Центр «Академия», 2010.
- Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс — стадии / под ред. Г. Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
- Козырева Л.Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М.,«Просвещение»,2005.
- Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 2001.
- Панина, Т. С. Современные способы активного обучения/Т. С. Панина.- М.: Академия.2007.
- Шимутина Е. Н. Кейс-технологии в учебном процессе // Образовательные технологии. 2009. № 1