Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Попова, Г. Б. Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ / Г. Б. Попова, Н. М. Жданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5029/ (дата обращения: 19.01.2021).



Дошкольный период развития ребенка — это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки и общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.

Цель ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении: создание условий для формирования целостного представления ребенка о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи дошкольной профориентации:

  1. обогащать представления детей о профессиях;
  2. расширять словарный запас детей посредствам ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
  3. создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
  4. способствовать воспитанию чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.

Основными формами работы по профориентации дошкольников являются следующие методы:

– организованная деятельность (игры, беседы, занятия, экскурсии, праздники);

– оборудование развивающей среды;

– общение с родителями воспитанников.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игры вносят элемент творчества в действия детей, отражают труд взрослых. Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.

Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном и речевом развитии дошкольника. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.

Игра «Знакомство с профессиями». Воспитатель предлагает детям карточки с изображением людей определенных профессий (врач, продавец, строитель, водитель, портной, повар, учитель и пр.) и просит назвать, кто на них изображен. Затем рассказывает о каждой профессии, чем занимается этот человек. Здесь пригодится форма по каждой профессии. Так, у врача это — халат и шапочка, у сотрудника ДПС — жилет, у повара — фартук и колпак.

Игра «Инструменты». Предлагаем взять для каждой профессии от трех до пяти основных предметов, перемешать их. Расставить несколько коробок (либо корзинок), прикрепить карточку и предложить разложить предметы по профессиям. Так, у врача это могут быть таблетки, бинты, шприцы; у повара — кастрюля, ножик, сотейник; у строителя — молоток, топор, пила и т. д.

IMG_20200312_124455_BURST6

Сюжетно-ролевая игравдошкольном возрасте является основным видом самостоятельной деятельности ребенка, и имеют решающее значение для трудового воспитания и ранней профориентации. Для четкого формирования системы знаний используются игровые ситуации, к примеру — «Варим кашу для куклы» или «Лечим куклу» и другие.

1584171315803 IMG_20200312_125058 IMG_20200312_124721

В процессе имитируются производственные сюжеты, профессиональная среда, проигрываются сценарии отношений между сотрудниками, клиентами и пр. Придумываем историю для каждой темы, распределяем роли и даем возможность детям играть и фантазировать в свое удовольствие.

Для каждой изучаемой темы у нас есть тематические комплексы, которые состоять из формы, инструментов и рабочего места (обязательное сопровождение карточками — подписями). К примеру, для инспектора ДПС это — регулирующий жезл, имитации светофора и дорожных знаков. Мы подходить к изучению профессий комплексно и поэтому дети быстрее смогут освоить знания по ним и чувствовать себя увереннее.

1584041771320IMG_20200227_154243

IMG_20200313_1101291584171316482

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок — самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Для запоминания информации детей с ОВЗ широко применяем визуальный способ восприятия деятельности. Мы предлагает ребятам закрепить пройденные темы через творчество с помощью рисунков, аппликацией, поделок из пластилина и пр.

Мы создаем полноценную предметно-развивающую среду в группе:

– оформляем и систематически обновляем выставки книг о профессиях;

– создаем папки по ознакомлению с профессиями;

– пополняем атрибуты для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике.

Не стоит перегружать детей информацией о десятке профессий. Возьмите три, максимум — пять профессий, и изучите их подробно.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Помощь в этом оказывает работа с родителями, как одно изважных направлений. Работая с родителями, мы проводим конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек; анкетирование.

IMG_20200310_124028

IMG_20200310_123601

IMG_20200310_123928

Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Литература:

  1. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005. — [с. 28]
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — [с.70]
  3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. — [с.13]
  4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Издательство «Николаев», 2004. — [с. 37]
  5. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, мир профессий, ребенок, труд взрослых, детский сад, дошкольное учреждение, знание, окружающий мир, правильное отношение, трудовая деятельность взрослых.

Похожие статьи

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети...

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Воспитание у детей интереса к...

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия.

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры.

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных

Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников.

Тем временем, мы не только давали правильное название профессий, но и привлекали внимание детей к трудовым действиям...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Похожие статьи

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети...

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Воспитание у детей интереса к...

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия.

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры.

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных

Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников.

Тем временем, мы не только давали правильное название профессий, но и привлекали внимание детей к трудовым действиям...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Задать вопрос