Библиографическое описание:

Рыньгач М. А. Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 129-130.

«Лучший способ вырастить детей хорошими – это сделать их счастливыми».

Оскар Уайльд.


Эти слова Оскара Уайльда вполне могут стать настоящим девизом для воспитателя детского сада. Ведь в глазах наших малышей мы все немного волшебники, которые могут абсолютно всё. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в эмоциональном восприятии жизни. Ребенок познает окружающий мир, учится любить его.

Понимая, что воспитание - не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка, стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как совместные праздники, которые положили начало новой традиции - «Сладкие вечера».

Основная тематика наших групповых традиционных «Сладких вечеров»: «Дни именинников», «Встречи с интересными людьми», «Приобщение к народным истокам», «В гостях у матушки Природы».

Цель таких мероприятий - поддерживать и развивать благоприятную атмосферу общения детей и взрослых, воспитывать у детей самостоятельные проявления внимания и доброжелательности, позволять ребенку почувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателями. Самое главное, чтобы праздник понравился детям. Выбирая темы для мероприятий, советуемся с родителями группы, приглашаем в гости людей разных профессий и специальностей, приобретаем необходимый инвентарь, призы, подарки.

При проведении «Дня именинника» создаем атмосферу настоящего праздника. Десяток надувных шаров может обеспечить приподнятое настроение. Игры, шутки, разные сюрпризные моменты сплачивают детей группы. А совместное изготовление подарков именинникам, поздравительных плакатов, открыток, заучивание стихов, песен воспитывает такие чувства, как внимание друг к другу, соучастие, доброту, чуткость, доброжелательность, щедрость и умение дружить.

Уточнению и расширению знаний о богатстве и мудрости русской народной культуры, воспитанию добрых нежных чувств к русскому народному прикладному искусству и фольклору способствуют тематические вечера «Приобщаем к народным истокам». Проводим эти вечера в музее «Русская изба». Атмосфера русского быта создает определенный эмоциональный настрой, наполняет душу детей красотой и добротой, помогает раскрыть смысл старинных слов. Темы вечеров разнообразны: «Эти мудрые русские сказки», «Пословица недаром молвится», «Отгадайте-ка загадки», «Краса ненаглядная», «Золотые руки мастеров», «Традиции россиян» (русские народные праздники). Результатом таких праздников является изготовление детьми русских народных игрушек, употребление в обыденной речи пословиц и поговорок, драматизация сказок, потешек, создание коллекций «Чудо-чудное, диво-дивное!» (русские народные игрушки), «Умелые руки не знают скуки» (вышивки руками мам и бабушек).

Очень эффективным средством в воспитании положительного отношения к труду взрослых людей является общение с человеком труда. Поэтому «Встречи с интересными людьми» стали хорошей традицией нашей группы. Во время этих встреч расширяются и обогащаются знания детей о профессиях, значимости общественного труда. Зачастую дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд горняка, сельскохозяйственный труд) или результат труда не выражен материально (например – труд экономиста, бухгалтера, педагога). Именно непосредственное общение с людьми труда обладает возможностью сформировать у детей понимание, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии. Что человек выражает себя в трудовой деятельности, что результатом его труда пользуется все общество, и трудом мамы и папы можно и нужно гордиться, от трудовой деятельности родителей зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии зависит жизненный путь человека. В работе над данной проблемой, была поставлена задача - помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.

Самое яркое событие для детей – приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда. Так одна из мам рассказала о профессии милиционера, о том, что милиционер не только борется с преступниками, но и следит за порядком на улицах города, чтобы всем хорошо жилось в городе Апатиты. Дети с интересом рассматривали форму, погоны, награды, задавали разные вопросы.

С рассказом о своей профессии в гостях побывала другая мама – она ветеринар. Ребята познакомились с условиями содержания дома домашних животных: кошек, собак. Мама рассказала, какими болезнями болеют животные, разные интересные случаи. Дети в ответ поделились рассказами о своих домашних питомцах.

В своей работе уделяем большое внимание ознакомлению с трудом рабочих рудников, где добывают камень плодородия апатит и обогатительных фабрик. На фабриках этот минерал перерабатывают, изготовляя азотистое удобрение для полей, огородов. Многие родители наших воспитанников работают на этих предприятиях. Дети знали, кем работают их родители, а вот, что делают, знали немногие.

Встреча с одним из пап, работающим на руднике бурильщиком, помогла сформировать у детей представление о нелегком труде горняков, о значимости результатов этого труда в сельском хозяйстве всей нашей страны.

Мама одного из воспитанников, работающая в мельничном цехе обогатительной фабрики, раскрыла детям процесс переработки полезного ископаемого камня апатит в минеральное удобрение. Иллюстрации, фотоснимки, видеокассеты обогатили и конкретизировали представления детей о труде взрослых.

Рассказывая о своей работе, родители говорили о том, что труд их почетен, за хорошую, добросовестную работу многие отмечены специальными наградами.

В результате проведенной работы дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по-новому взглянули на своих родителей, осознали их в новой социальной роли человека – труженика. В своих высказываниях наши воспитанники стали оценивать отношения людей к своим трудовым обязанностям, замечать взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда.

Основные термины (генерируются автоматически): старших дошкольников, трудовой деятельности, Подготовка старших дошкольников, народным симбирским творчеством, Формирование ценностного отношения, трудовой деятельности взрослых, старших дошкольников позитивного, старших дошкольников представлений, выразительного образа человека, общения старших дошкольников, сферы старших дошкольников, созданию выразительного образа, народным истокам», трудовой деятельности человека, Похожая статья, родному краю, интересными людьми», трудовой деятельности родителей, русские народные, процессе ознакомления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос