Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 7517 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста / А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/ (дата обращения: 20.04.2024).



Все чаще выпускники образовательных школ теряются при выборе будущей профессии. Это может быть связано с тем, что в процессе дошкольного и школьного воспитания недостаточно внимания уделяется формированию у детей представления о труде и конкретно, о той или иной профессии.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у детей дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке сознательного отношения к созидательной деятельности, которая впоследствии становиться смыслом существования всего человечества.

Педагог при этом занимает далеко не последнюю роль. Именно в детском саду ребенок через игру, примеряя на себя роли взрослых в различных видах деятельности, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за работой взрослых, которые их окружают. Поэтому главной задачей педагога становится — направить деятельность ребенка на то, чтобы у него появилось желание и потребность в самостоятельном получении трудовых знаний умений и навыков.

Ребёнку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о труде как о способе создания и преобразования предметов, необходимых людям.

Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых, педагог, в первую очередь, знакомит детей с конкретными представлениями о труде взрослых, учит ценить его, стремиться возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно с этим, воспитатель стремиться решить задачу воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое значение: оно уточняет представления детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду.

Чаще у детей младшего дошкольного возраста представление о труде формируется при помощи дидактических игр, о которых писала ещё Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность».

При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых можно использовать следующие дидактические игры:

1) «Кто что делает?» (игра конкретизирует представления о профессиях);

2) «Кому что нужно для работы?» (игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий);

3) «Четвёртый лишний» (игра учит классифицировать, обогащает словарь по всем грамматическим категориям);

4) «Помоги повару» (игра углубляет знания о способах и последовательности приготовления блюд);

5) «Почини грузовик» (игра закрепляет название частей грузовика, развивает речь.);

6) «Какая картинка лишняя?» (игра учит детей обобщать и классифицировать, активизирует глагольный словарь).

В среднем дошкольном возрасте перед воспитателем, в первую очередь, стоит задача по формированию у детей привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений и систематическом вовлечении в труд всех детей. Педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы у них была возможность закончить работу приблизительно в одно и то же время. Если педагог замечает, что ребенок отстает от сверстников, то тут же помогает ему, тем самым воспитывает в детях взаимопомощь. В средней группе вводятся дежурства: с начала года — по столовой, со второй половины учебного года — по подготовке к занятиям.

Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. На данном этапе педагог развивает волевые усилия у детей, что, несомненно, важно при будущем выборе профессии.

В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становиться обобщение всех полученных знаний с помощью различных видов деятельности. У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания:

1. об отдельных трудовых процессах и их результатах;

2. о процессах, входящих в тот или иной вид труда.

С целью закрепления и уточнения знаний организуются викторины, дети продолжают играть в дидактические игры, рисуют свою будущую профессию, разучивают пословицы и поговорки о труде.

Читая детям художественную литературу, педагог развивает любовь к труду. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.

Полезно читать детям и авторскую художественную литературу, например, в произведении «Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова, показан процесс труда, в рассказах «Как печатали нашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А.Ивича и др., рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А.Членова, «Сквозь буран» И.Винокурова).

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

При формировании представления о труде можно почитать детям следующую литературу:

  1. В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк»;
  2. С. Маршак «Почта»;
  3. С. Михалков «Дядя Степа»;
  4. Л. Воронкова «Маленький Соколик»;
  5. Я. Тайц «Послушный дождик»;
  6. С. Баруздин «Кто построил этот дом»;
  7. М. Большинцов «У самого синего моря»;
  8. М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»;
  9. И. Винокуров «Самолет летит»;
  10. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»;
  11. Н. Саконская «Песенка о метро»;
  12. М. Исаковский «Вишня».

Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс.

В этом возрасте также усложняются знания детей о профессиях: теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, пожарный, учитель, ветеринар и др.

Показателями знаний о труде служат следующие компоненты:

1) наличие знаний о труде взрослых;

2) умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе;

3) умение анализировать собственную трудовую деятельность.

В ходе беседы с детьми старшей группы, был выявлен тот факт, что большинство детей поверхностно знают о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Почти никто не смог рассказать о последовательности выращивания овощей, пшеницы. Смутными были представления о быте сельских жителей, о связи тружеников города и села, об использовании техники в сельскохозяйственном труде. А как мы все знаем, это очень важная отрасль, которая нуждается в хороших специалистах. Важным компонентом в формировании представлений о труде является собственный опыт детей. Поэтому в летний период на участке были организованы сад, огород и поле, за которыми ребята могли самостоятельно ухаживать. Беседы с педагогом, личный опыт сделали свое дело. Уже в конце летнего периода, дети более четко понимали специфику работы в сельскохозяйственной отрасли.

Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде. В разговоре с ребенком можно определить степень понимания той или иной профессии. Необходимо помнить, что детям нужно рассказывать обо всех профессиях, которые существуют в нашем мире.

Большую роль в формировании у детей представлений о труде занимают родители. Так как они являются источником знаний для ребенка. Поэтому, важно с пониманием относиться к тому, что ребенок интересуется работой мамы или папы. Правильное поведение взрослых в этой ситуации позволяет сформировать у них объективные знания о труде.

Для того чтобы заинтересовать ребенка в изучении данного вопроса, первоначально необходимо дать конкретные сведения о трудовых действиях и процессах, познакомить с материалами и оборудованием, с помощью которых возможно осуществлять трудовую деятельность. И конечно, ребенку необходимо увидеть конечный результат работы.

При формировании представлений о труде обязательно необходимо уделить внимание нравственному воспитанию дошкольников. Рассказать о значении труда человека, о важности любой работы и профессии. Особенно важно прививать любовь к труду, ведь труд — это основа благосостояния каждого человека и общества в целом.

Литература:

  1. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
  2. Козлова С. А. Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». — М. 2000
  3. Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С. А. — М. 2002 г.
  4. Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. Мозаика-Синтез, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, труд, игра, младший дошкольный возраст, профессия, труд взрослых, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Похожие статьи

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Формирование познавательного отношения к труду...

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего». Авторы: Янкина Валентина Ивановна, Скворцова Нина Владимировна.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа, вид труда, трудовая деятельность, воспитательный процесс.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность, кукольный театр, творческая деятельность.

Похожие статьи

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Формирование познавательного отношения к труду...

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего». Авторы: Янкина Валентина Ивановна, Скворцова Нина Владимировна.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа, вид труда, трудовая деятельность, воспитательный процесс.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность, кукольный театр, творческая деятельность.