Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Захарова Т. В., Рыньгач М. А. Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 62-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7388/ (дата обращения: 20.08.2018).

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т. д. Дети в играх подражаю взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, продавцов, врачей, строителей и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых планируются с младшей группы. С детьми младшего возраста организуют так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному наблюдению видах труда взрослых. Эти наблюдения проводят во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее — в ходе экскурсий за пределы детского сада. Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых. Детей среднего возраста знакомят с теми видами труда взрослых, которые можно непосредственно наблюдать, при этом расширяется возможность практического участия в труде самих детей. С детьми старшего дошкольного возраста проводят ряд занятий по ознакомлению с трудом взрослых, по обучению практическим трудовым навыкам и воспитанию культуры труда.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

В работе по ознакомлению детей разными профессиями можно использовать различные игровые упражнения. Предлагаю следующие игровые упражнения:

«Изобрази человека любой профессии»

Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят такие слова:

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать,

Кем ты, (имя), хочешь стать?

Водящий изображает действия- дети должны угадать профессию.

«Угадай по результату профессию»

Воспитатель предлагает детям по очереди брать картинки с изображением предмета — результата чьей- либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действия, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография…).

«Определи по предмету профессию»

Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка и т. п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

«Что лишнее?»

Воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов- помощников (например, шприц, вата, йод, бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

«Что напутал художник?»

Воспитатель показывает детям картинку, где изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает игрушки в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник?», «Почему?».

«Подбери картинку»

Перед ребенком в случайном порядке разложены карточки с изображением людей разных профессий (первый ряд) и их рабочих мест (стройка, поликлиника, больница, парикмахерская, детский сад, столовая и т. п.) (второй ряд). Ребенок должен выбрать карточку из первого ряда, назвать профессию взрослого и подобрать картинку с изображением соответствующего рабочего места, ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?» (Например: медсестра может работать в больнице, поликлинике, в детском саду; парикмахер в парикмахерской, в салоне красоты и т. п.)

Использование «Колец Луллия» при ознакомлении детей с профессиями взрослых.

Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др. Кольца Луллия — одно из средств развития интеллектуально — творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой 3 подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на 8 секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта.

Итогом нашей работы в этом направление будет то, что дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.

 

Литература:

 

1.      И. Щипкова «Знакомим с профессиями» журнал «Дошкольное воспитание № 1 2009г.

2.      Н.Чубенко «Ребенок в мире профессий» журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2007г.

3.      В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде» 1986г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, человек этой, ознакомление детей, вид труда взрослых, вид деятельности, младший возраст, картинка.

Похожие статьи

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид...

Развитие социальной компетентности дошкольника при... ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей, младший возраст, картинка, вид труда взрослых, человек этой.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию

трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность, дошкольный возраст, детский сад, хозяйственно-бытовой труд, группа, ребенок.

Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале...

трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность, дошкольный возраст, детский сад, хозяйственно-бытовой труд, группа, ребенок. Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид...

Развитие социальной компетентности дошкольника при... ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей, младший возраст, картинка, вид труда взрослых, человек этой.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию

трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность, дошкольный возраст, детский сад, хозяйственно-бытовой труд, группа, ребенок.

Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале...

трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность, дошкольный возраст, детский сад, хозяйственно-бытовой труд, группа, ребенок. Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей.

Задать вопрос