Формирование у детей представлений о профессиях взрослых через проектную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матрёнина Т. Я., Паршина С. Н., Безуглая Р. А., Скрыпникова В. И. Формирование у детей представлений о профессиях взрослых через проектную деятельность // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — №1. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/150/4715/ (дата обращения: 30.01.2020).



Проектная деятельность в детском саду — это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача, нас, педагогов, в проектной деятельности — активизировать творческую активность ребенка и способствовать проявлению самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Им свойственна большая эмоциональная отзывчивость, поэтому важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формирования положительного отношения к труду.

Наша задача сделать так, чтобы у дошкольников было желание иметь представление о крае, в котором они живут, о людях, которые их окружают, о профессиях.

У наших воспитанников малой Родиной является поселок Маслова Пристань.

Одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка. А также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Детство — это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать пожарным и врачом, можно полететь в космос или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад нам было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Дети хотят знать намного больше, о современных профессиях, развиваться в ногу со временем.

Таким образом, нами была поставлена цель: организовать совместную проектную деятельность с родителями (законными представителями) по изучению профессий людей, живущих в поселке Маслова Пристань.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

− создание условий для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на формирование знаний о профессиях людей поселка Маслова Пристань;

− формирование интереса к изучению профессий людей малой Родины, через проектную деятельность совместно с родителями;

− создание системы применения проектной деятельности, нацеленной на формирование представлений о профессиях людей поселка Маслова Пристань, которая охватит организацию организованной образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности педагогов с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей.

Свою работу мы начали с разработки перспективного плана организации проектной деятельности, в котором тематика проектов была направлена на формирование знаний детей о профессиях людей поселка Маслова Пристань. Перспективный план охватывал организацию организованной образовательной деятельности с детьми, в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей. При составлении перспективного плана мы учитывали особенности реализации образовательной программы детского сада, возрастных особенностей детей, требований СанПин к образовательной нагрузке, кроме этого предполагалось использование интегрированного подхода — включение сведений об истории поселка во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на формирование знаний о профессиях людей Родного края (поселка Маслова Пристань), были созданы соответствующие условия:

− оформлена выставка методической и художественной литературы, направленная на формирование у детей знаний о труде людей;

− подготовлены материалы, отражающие труд людей поселка Маслова Пристань: журналы, газеты,(в этом содействовали работники местной библиотеки).

− на краеведческом материале разработаны конспекты занятий, бесед; подобраны иллюстрации, дидактические игры, составлены рекомендации по оформлению развивающей среды в группе.

− оформлен альбом: «Все профессии нужны, все профессии важны» фотоматериалы;

− дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Кем быть?», «Профессии» и др.; русские народные сказки;

− фотографии о труде людей поселка Маслова Пристань.

Продолжение нашей работы по организации проектной деятельности было направлено на формирование интереса к изучению профессий людей малой Родины; через проектную деятельность совместно с родителями.

В нашем детском саду задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно осуществляются через метод проектной деятельности, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной.

Каждый проект охватывал организованную образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей.

Работая над проектом «Вкусная еда», были организованы экскурсии на кухню детского сада. Дети наглядно увидели: в чем одет повар, его отношение к работе, процесс приготовления еды и особенно результат. Что повысило аппетит детей и уважение к труду повара. Было очень важно, чтобы ребенок видел процесс труда своими глазами. А вот виртуальные экскурсии помогли нам узнать профессии пекаря, официанта.

Итоговыми продуктами проекта стали: коллективное оформление альбома «Интересные факты из жизни повара», альбомы с фотографиями «Моя мама повар», книжка-малышка с детскими рисунками «Профессия повара».

В процессе работы над проектом «Верные друзья», были проведены увлекательные экскурсии в амбулатория посёлка Маслова Пристань, где дошкольников познакомили с людьми дано профессии; с оборудованием машин «Скорой помощи».

Проект «Мир волшебства» познакомил детей с профессиями работников музея и библиотеки, а проект «Хотим быть красивыми» с трудом парикмахера и швеи. Во время экскурсии в парикмахерскую дети были моделями, а в швейном цеху на глазах у ребят были изготовлены швейные изделия. Совсем недавно для ребят была организована экскурсия на почту, где дети познакомились с трудом работников почты и отправили письмо Деду Морозу. Работа нашей деятельности становилась интересней с каждым днём. Организация экскурсий позволила расширить знания дошкольников о мире профессий, но самое важное то, что дети получили положительные эмоции, так как были вовлечены в трудовую деятельность. После экскурсий игры детей стали насыщеннее по содержанию и разнообразнее по сюжету. У дошкольников появился интерес к миру профессий, желание узнавать новое и отражать полученные знания и умения в игре. Мы стараемся создавать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.

В настоящее время перед, нами, педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, в группах была создана предметно-развивающую среду, которая позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. В своём детском саду мы постарались создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

− углубить практические знания воспитанников;

− выявить интересы и склонности воспитанников;

− развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками старались использовать различные средства и формы работы, постоянно меняли виды деятельности, тем самым повышали познавательную активность воспитанников.

Так же мы создаём проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

— Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

— Что нам сделать, чтобы это узнать?

— Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т. д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т. д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. В ходе нашей работы можно сделать следующий вывод, о том, что необходимо знать дошкольнику о профессии: название профессии, место работы, условия труда,- инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у нас, педагогов, появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Реализация проектной деятельности показала, что развитие у современных дошкольников представлений о профессиях людей родного края, отношение к труду взрослых зависят от позиции близких взрослых — родителей и педагогов.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

В заключении, можно сказать, что наша работа в данном направлении не напрасна. Детям так понравилось решать проблемы, искать пути их решения, делать выводы. И родители очень довольны, что могли принимать участие в реализации проектной деятельности вместе с детьми, открывая для себя что-то новое.

Литература:

  1. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: «Учитель», 2008.-202с.
  2. Калиниченко А. В. Организация игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2004.-112с.
  3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: «Аркти», 2005. — 96с.
  4. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие.-Ростов-на Дону. Финикс, 2008.- 251с.
  5. Мерзлякова С. И. Фольклор- музыка-театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. М, «Владос», 1999.-120с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, детский сад, профессия, родитель, труд взрослых, мир профессий, дошкольный возраст, малая Родина, организованная образовательная деятельность.

Похожие статьи

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети...

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд... Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор...

труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа. Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому...

Похожие статьи

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети...

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд... Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор...

труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа. Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому...

Задать вопрос