Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 09.05.2018

Статья просмотрена: 2225 раз

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий / Ф. С. Газизова, А. Ю. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50103/ (дата обращения: 20.04.2024).



Мир профессий в социуме — это сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Ученые в своих исследованиях выявили общественную предопределенность, социальную важность, целенаправленность профессий, определили ее как общность людей, занятых определенным видом труда.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы социально-коммуникативного развития детей всегда стоят на первом месте. Это прививание дошкольникам уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это только одна возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, осознанного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что позже становится жизненным убеждением человека, главным средством самоуважения, мерой его общественной значимости.

В настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о разных профессиях практически не разработана в науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных профессий. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которых требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, воспитателей, артистов, поэтов и т. д. Поэтому основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности, обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников. Поэтому я считаю, что толчок в выборе профессии может послужить и ИКТ игра.

В области образования многие эксперты убеждены, что ИКТ развивают навыки и способности детей в раннем возрасте. Многие из вовлеченных в распространение ИКТ специалисты, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь и развитие дошкольников.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно в детском саду можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в ДОУ с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

В своей педагогической деятельности использую разнообразный иллюстративный материал, который дает возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми. А использование информационных технологий позволяет сделать образовательный процесс зрелищным, информационно богатым и комфортным для восприятия ребенком.

Организация работы с дошкольниками строиться с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

Принцип системности — организация последовательных мероприятий в течении учебного года.

Адресный подход — который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принцип интеграции — содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип наглядности.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с родителями.

Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:

Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов родителей)

Познавательное (ознакомление с психологическими возрастными особенностями детей)

Наглядно-информационные.

Досуговое.

Значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, целевым экскурсиям, во время которых дети будут узнавать на практике о значении каждого труда человека, почетность и важность той или иной профессии. Так же мною были разработаны рекомендации для воспитателей, родителей, план по работе с родителями и другими межведомственными организациями. Составлен соответствующий вопросник для детей, критерии которого позволяю отследить эффективность усвоения знаний детей по теме.

Оригинальность разработки заключается в использовании ИКТ — нетрадиционного подхода к процессу формирования мотивационной готовности дошкольника, к занятиям по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на:

1.виртуальные экскурсии на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников;

2.мультимедийные презентации позволяют педагогу наглядно выстроить объяснение с использованием видео фрагментов;

Все презентации должны быть едины по стилю оформления, структуре изложения материала и отражать следующие компоненты:

— наглядно-познавательный это:

1) рабочее место;

2) инструменты;

3) профессиональные действия;

4) узкие специализации внутри профессии.

— закрепляющий (интерактивные игры)

  1. «Найди лишнее»;
  2. «Выбери нужное» («Помоги Мишке», «Свари компот», «Расставь по полочкам»)
  3. «Найди соответствие»

На этапе знакомства детей с конкретной профессией можно показать первые вводные слайды: рабочее место, инструменты, действия, специализации. Например, при знакомстве с профессией продавец, можно показать дошкольникам слайды с изображением магазина, торгового центра, прилавка, продавца. Рассмотреть иллюстрации: весы, касса, товар, тележка, корзина. Также детям предложила вспомнить какие товары продают в магазинах: продукты, игрушки, одежду, цветы и т. д. После этого организовали сюжетную игру на закрепление игровых действий: продавец — покупатель.

В следующий раз, при показе презентации уже дети сами рассказывают содержание слайда, совершенствуя активный словарный запас. Рассматривают слайд и рассуждают на вопрос, каким транспортом перевозят товары и как товар попадает в магазин.

В третий раз для закрепления знаний дошкольникам предлагаются интерактивные игры: «Найди лишнее» и «Расставь по полочкам». В которые они сначала играют вместе с педагогом, а потом могут играть самостоятельно.

По сравнению с традиционными формами обучения компьютерной техники имеют ряд преимуществ:

‒ представление информации на экране компьютера в виде игры вызывает большой интерес у детей дошкольного возраста;

‒ движение, звук, анимация в течении длительного времени привлекает внимание ребенка;

‒ ребенок сам регулирует темп и количество решаемых задач обучения;

‒ это позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (летающие ракеты, наводнение, северное сияние и т. д.)

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентировочный подход.

Литература:

  1. Абидаева, Ц. Коллекция профессий / Ц. Абидаева // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2015. — № 4. — С.12–14.
  2. Аверин, С. А. Информационно-коммуникационная среда в современной дошкольной организации: преемственность, доступность, безопасность / С. А. Аверин, П. А. Баринова //Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 7. — С.50–53.
  3. Алексеева, Л. А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образовательной работы ДОУ / Л. А. Алексеева // Современные образовательные технологии в практической деятельности специалистов в условиях реализации ФГОС НОО И ФГТ в ДОУ: материалы Регионального научно-практического семинара / Департ. общ. образования, ОГБОУ «Том. гос. пед. колледж»; [редкол.: Г. Н. Захарова, Е. П. Никифорова].- Томск, 2013.- С. 6–8
  4. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет: [методическое пособие]. — Москва: Творческий центр «Сфера», печ. 2015. — (Библиотека воспитателя). -Кн. 2. — печ. 2015. — 124 c.
  5. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых: рассказы о профессиях / Е. А. Алябьева. — Москва: ТЦ Сфера, cop. 2016. — 174, [1] с.
  6. Антонова А. В. Знакомство с профессиями детей старшего дошкольного возраста /А. В. Антонова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2017. — № 6. — С. 45–46.
  7. Ахтырская, Ю. В. Методы оптимального внедрения информационных технологий в практику работы педагогов ДОУ / Ю. В. Ахтырская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — № 27. — С. 64–68.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://sociosphera.com/co№ fere№ ce/2012/iii_mezhdu№ arod№ aya_№ auch№ oprakticheskaya_ko№ fere№ ciya_problemy_sovreme№ № ogo_ob... (05.06.15)
  8. Баракина, Т. В. Методические аспекты использования интерактивной доски в процессе обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. В. Баракина // Информатика в школе. — 2011. — № 8 (72). — С. 52–59.
  9. Баранова, Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова и др. // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 731–734.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://moluch.ru/archive/87/16681/ (20.02.2018).
  10. Барановская О. А. Технология знакомства дошкольников с профессиями в образовательном пространстве «детский сад — школа — ВУЗ» как средство формирования мотивации к обучению / О. А. Барановская, И. Е. Иванова // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Орехово-Зуево, 2017. — С. 404–406.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, профессия, дошкольник, дошкольный возраст, мир профессий, подрастающее поколение, рабочее место.


Похожие статьи

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Развитие социальной компетентности дошкольника при... ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал

Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое.

Формирование познавательного отношения к труду...

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего». Авторы: Янкина Валентина Ивановна, Скворцова Нина Владимировна.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов

Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5–6 лет произошли существенные изменения в играх дошкольников.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности.

Мы считаем, что знакомство дошкольников с многообразием мира профессий не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них...

Похожие статьи

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия

Развитие социальной компетентности дошкольника при... ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал

Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое.

Формирование познавательного отношения к труду...

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего». Авторы: Янкина Валентина Ивановна, Скворцова Нина Владимировна.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов

Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5–6 лет произошли существенные изменения в играх дошкольников.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности.

Мы считаем, что знакомство дошкольников с многообразием мира профессий не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них...

Задать вопрос