Творческий фестиваль «Казачьему роду нет переводу!» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.10.2018

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Вулах, Е. Н. Творческий фестиваль «Казачьему роду нет переводу!» / Е. Н. Вулах, Л. Н. Гусева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3643/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из компонентов образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» ФГОС ДО являетсянравственно — патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому особое значение приобретает региональная составляющая образовательного процесса.

Задачи:

– приобщение дошкольников к своей национальной культуре и создание положительной устойчивой мотивации;

– развитие познавательного интереса у детей к обычаям и творчеству народа Кубани;

– формирование любви к прошлому и настоящему родного края.

Активизация словаря: станичники, курень, рушник, казак, атаман, чугун.

Предварительная работа: ООД «Красному гостю — красный угол»; просмотр презентации «Костюмы кубанских казаков и казачек»; экскурсия в мини — музей «Кубанская хата»; рассматривание альбома «Народные промыслы Кубани», разучивание пословиц.

Пособия иоборудование:

рушник, гимнастическая скамейка — 2, маты — 2шт, корзинки, початки кукурузы, фартук, косынки по количеству девочек, чугунный горшок — 2шт., сабли по количеству мальчиков, аудиозаписи.

Содержание

Вход

Танец «Рушник»

(фонограмма песни «Мы стобой казаки»)

Казачка: Здорово живете станичники!

Дети: Здорово и вам!

Казачка: Большой праздник у нас сегодня — осенние кубанские гулянья. Закончилась пора сбора урожая и казаки позволили себе отдохнуть после нескольких месяцев тяжелого труда. Приглашаем всех на наши гулянья, на нас посмотрите, да себя покажите. На нашем празднике сегодня присутствуют почетные гости: атаман городского казачьего общества, сотник народной казачьей дружины.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом — солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Девочка: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Мальчик: Жива традиция — жива!

От поколенья старшего,

Важны обряды и слова

Из прошлого и нашего.

Девочка: И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль!

Дети встречают гостей хлебом — солью.

Казачка: Ребята, мы уже не раз встречались с казаками, ходили на экскурсии. В районном музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков.

И теперь вы можете сказать мне, кто это такие — казаки?

(Дети отвечают).

— Кто самый главный, старший у казаков?

(Ответ детей).

Казаки вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.

Казачка: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни, написано множество книг и сняты кинофильмы. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу, и передают их из поколения в поколение.

Дети исполняют песню «У Кубани — матушки — реки».

Казачка: Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и ее же ставили выше всего. Ценилась воинская доблесть, храбрость, меткая стрельба — была дороже богатства. Об этом говорят пословицы и поговорки.

Пословицы.

1 ребенок: 0твага казаку — половина удачи.

2 ребенок: Казак ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.

3 ребенок: Сила казаков от земли, удальство от рати.

4 ребенок: Где саблей не возьмешь — там пикой достанешь.

5 ребенок: Где курган — там пост казачий.

6 ребенок: Пластуна и камыш укроет, и кочка спасет.

Казачка: Казак должен быть отважным воином, беречь достоинство казачества, защищать Родину от врага, в этом ему помогает сабля

(показывает).

Без сабли казак как без рук.

Сейчас мы проверим наших казачат, какие они ловкие и меткие.

Танец «Казачата» (фонограмма песни «Эх, казачата»).

Казачка: А, еще самое главное для казака — конь.

Казак без коня, что птица без крыла. Нет наездника лучше казака.

Мальчик: Я — молодой казак удалой,

Я коня запрягу, выйду в поле свою силу испытать

И сноровку показать!

Эстафета для мальчиков «В поход»

(прыжки через гимнастическую скамейку ноги вместе на скамейку, ноги врозь на пол, с продвижением вперед)

Казачка: Показали казачата свою ловкость и смелость, а девчата — ну над ними шутить!

Частушки.

Разгулялись казаки

В праздничном порядке,

Чтоб со смертью им с руки

Век игралось в прятки.

Разгулялись казаки,

Знать была удача

Им сегодня не с руки

Видеть море плача.

Эй казаки! Гой-еси!

Где ты наша воля?

Горе мимо пронеси,

Раз такая доля.

Шашки в ножны и к седлу

Пики приторочим,

А несчастья все в золу,

Чтоб сгорели к ночи.

Казачка: Особым положением, уважением и почитанием пользовались не только старики, но и женщины: оберегали и защищали их честь и достоинство.

Казачка: Казачки умели все: и обед приготовить, в поле поработать и казака встретить.

Казачки — девочки:

  1. Мы хозяйки молодые: и хлеб испечем, и курень приберем.
  2. Хозяйство водить — не разинув рот ходить.
  3. И подает, и прибирает, одним словом — за все отвечает.

Эстафета для девочек «Налепи вареники»

(девочки надевают фартук, косынку, по очереди носят предметы, необходимые для приготовления вареников; последняя девочка лепит вареник, кладет его в горшок).

Казачка: Проходили веселые, шумные ярмарки в казачьих станицах. Звучали песни, игры. Очень любят играть казачата в игру «Ручеек».

Игра «Ручеек»

Золотые ворота, приходите к нам сюда!

Я и сам пройду, и ребят проведу.

Дети под музыку проходят в «ворота».

Казачка: На ярмарке всегда казачата показывали свою удаль, ловкость. Вот мы сейчас посмотрим.

Игра для девочек «Две из трех»

Казачка: К концу ярмарки все казачата так развеселились, что собрать невозможно, но казачке это по плечу.

Игра «Собери казачат» (две команды)

(Дети гуляют по залу. «Казачки» подают определенный сигнал своим командам. Выигрывает та команда, которая соберется первой).

Казачка: Вот и подошли к концу наши осенние гулянья.

Казачки и казачата показали свою удаль и сноровку? Как вы думаете, атаман?

Слово атаману (почетный гость мероприятия).

Девочка: Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может, где — то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Девочка: Над Кубанью солнце светит,

И дожди шумят над ней,

В целом свете, в целом свете,

Нет ее родней!

Дети исполняют песню «Мы с тобой — казаки».

Праздник завершен.

Литература:

  1. Дошкольникам о Кубани: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Т. А. Трифонова и др. — Краснодар, 2017.
  2. Воспитание у дошкольников любви к малой родине / В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова — Краснодар, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): казак, казачок, ребенок, девочка, казачонок, игра, Россия, фонограмма песни, целый свет.
Задать вопрос