Церемония посвящения дошкольников в казачата «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»
Автор: Мельник Марина Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 17.09.2024
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Мельник, М. В. Церемония посвящения дошкольников в казачата «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!» / М. В. Мельник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9419/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор раскрывает тему обряда посвящения дошкольников в юные казачата.
Актуальность: обряд посвящения в казачата необходим, чтобы каждый ребенок прочувствовал всей душой особую значимость своего приобщения к казачеству, чтобы гордился принадлежностью к «взрослой» организации и с честью носил звание «юный казачок».
Подготовка к этому мероприятию в МБДОУ ДСКВ № 26 г. Ейска Краснодарского края ведется задолго до него: будущие казачата с честью должны проявить себя со всех хороших сторон. Обряд посвящения в казачата для детей как присяга для взрослых казаков. В торжественной обстановке, с трепетом и волнением, одетые в национальную казачью одежду, дети приветствовали гостей: хуторской атаман, казаки, православный батюшка. Все присутствующие исполнили Гимн России и Кубани.
Ребята радовали гостей задорными кубанскими песнями, народными казачьими танцами, знанием диалекта, на котором говорили их предки, казачьих заповедей и пословиц, проходили все испытания: в играх показывали удаль, сноровку, знание казачьих обычаев, традиций. Затем подается прошение хуторскому атаману с просьбой принять в казачата и провести обряд посвящения. Атаман зачитывает прошение, одобряет «Любо!», и просит батюшку благословить.
Во время благословления прикладывается ко лбу каждому ребенку икона Пресвятой Богородицы; Атаман обходит детей, прикладывает трижды нагайку каждому ребенку плечу с напутственным словом: беречь честь казачьего атамана. Затем Атаман обращается к казачатам с предложением о том, что у них должен быть теперь свой атаман, уточняет, кого бы хотели в атаманы. Дети выкрикивают кандидатуру, и проводится голосование. По итогам голосования объявляется, кто избран атаманом детского сада. Его приглашают на круг (в середину), хуторской атаман проверяет наличие нательного крестика, всем его показывает, и объявляет, что избранный атаман крещеный, православный и вручает вновь избранному атаману символ атаманской власти — булаву. Далее юные казачата, вместе с представителями казачества и православной Церкви проходят процедуру окропления святой водой в Храме.
На следующий год действующий атаман уходит в школу, и во время посвящения в казачата он должен сложить свои полномочия и передать вновь избранному атаману символ атаманской власти булаву. По такому же сценарию избирается новый атаман, который при передаче булавы дважды отталкивающим жестом отказывается брать булаву, но после просьбы детей: «Бери», в третий раз принимает булаву, поднимает ее над головой и произносит текст клятвы. Казачата кричат: «Любо!». Хуторской атаман обращается к старикам с просьбой провести обряд посвящения, старики трижды посыпают голову землей со словами напутствия.
В таком формате теперь ежегодно в нашем детском саду проходит посвящение детей подготовительной группы в казачата.
Казаки общества, во главе с атаманом Широчанского хуторского казачьего общества Максимом Александровичем, принимают активное участие в жизни детского сада. 1 раз в неделю организовывается «Казачий круг». «Казачий круг» проводится при участии Атамана, представляет собой обмен новостями. Это момент для общения взрослых и детей в обсуждении достижений, прошедших за неделю, проблем, принятия совместных решений о планах на следующую неделю, планируется проведение ближайших праздников и мероприятий.
Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
На таких мероприятиях Атаман поощряет и награждает ребят и педагогов, сотрудников и казаков — наставников за достойные дела. Благодаря тесному общению с казаками, дети больше узнают о казачьих традициях, подвигах казаков, казачьем укладе жизни.
Казачий круг решает целый ряд образовательных задач:
— создаёт условия для общения детей и взрослых;
— развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность;
— нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей;
— способствует развитию навыков культурного общения;
— обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения;
— развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично и последовательно;
— формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.
Благодаря нашему сотрудничеству с казаками, организации «казачьего круга» во главе с атаманом, дети усваивают главные принципы казачества: уважение к старшим, уважение к труду, единство семьи, любовь к своему Отечеству и готовность защищать свою Родину. Ведь совсем не главное одеть казачонка в казачью форму, важно заложить ему в сердце, в душу правильные вещи.
Одним из важных и значимых мероприятий «Казачьего круга» стала передача в музей детского сада черкески бывшего атамана Широчанского хуторского казачьего общества Павлова Владимира Ниловича.
Вывод: в современное время, где интернет-ресурсы и гаджеты вытесняют книгу, у детей появился дефицит знаний. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста — единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой преемственности поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Мы не учим православию и казачеству, мы учим патриотизму и гражданственности на примерах героизма, традициях, обычаях и быте кубанских казаков. Казак для ребенка ассоциируется со службой Родине, отвагой, шашкой, резвым скакуном и уважением к дедовым заветам.
Похожие статьи
Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.
Воспитательная функция национальных казахских игр в жизни молодежи
В статье рассматривается роль национальных казахских игр в развитии и в воспитании молодежи.
Социальное воспитание — основа формирования личностных качеств суворовцев
В статье рассматриваются актуальные вопросы организации социального воспитания суворовцев с использованием современных педагогических технологий.
Пути развития интеллектуальных способностей учеников начальных классов на уроках родного языка
В данной статье говорится о развитии интеллектуальных способностей детей на уроках родного языка.
Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.
Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента
В статье автор делится опытом работы по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность педагогов ДОУ.
Похожие статьи
Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.
Воспитательная функция национальных казахских игр в жизни молодежи
В статье рассматривается роль национальных казахских игр в развитии и в воспитании молодежи.
Социальное воспитание — основа формирования личностных качеств суворовцев
В статье рассматриваются актуальные вопросы организации социального воспитания суворовцев с использованием современных педагогических технологий.
Пути развития интеллектуальных способностей учеников начальных классов на уроках родного языка
В данной статье говорится о развитии интеллектуальных способностей детей на уроках родного языка.
Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.
Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента
В статье автор делится опытом работы по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность педагогов ДОУ.