«Быть Казачеству в России много долгих лет!»: из опыта работы по развитию нравственно-патриотического потенциала дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Мельник, М. В. «Быть Казачеству в России много долгих лет!»: из опыта работы по развитию нравственно-патриотического потенциала дошкольников / М. В. Мельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118980/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: традиции, обычаи, хата, заповеди, глэчик, узвар, папаха, черкеска, газыри, наследие, поколение.

Мы живём на Кубани, и наша история интересна как прошлым, так и настоящим. Кубанские казаки, которые с давних времён жили здесь, защищали свою землю и передавали традиции своих предков из поколения в поколение. Эти традиции сохранились и до наших дней.

Одна из проблем современного образования — это отсутствие исторической преемственности поколений в процессе воспитания. Дети не могут брать пример с людей из прошлого, не знают, как они решали проблемы, что стало с теми, кто пошёл против ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, показав яркий пример.

Современные казаки — это наследники и продолжатели славных традиций казачества. Это значит, что у казаков должно быть чёткое чувство принадлежности к Церкви, потому что без Церкви нет православия. Если казак принадлежит Церкви, то он становится истинным православным.

«Быть православным — это не только стоять в форме у храма и охранять его. Быть казаком — это значит быть сердцем в храме, принимать всё, что происходит в Церкви, с открытым сердцем», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодня необходимо пересмотреть подход к воспитанию, создать условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду № 26 пос. Широчанка восстанавливаются утраченные связи между поколениями и формируется у детей чувство исторической принадлежности к своему роду.

В основе жизни казака всегда были православная вера и любовь к Родине. Эти чувства составляли духовную основу казачества. Поэтому казаки говорили о себе: «Мать казака — православная вера, а шашка — сестра». Именно поэтому казаки были опорой государства и национальной жизни.

Сегодня воспитанники подготовительной группы детского сада углублённо изучают историю и культуру казачества, формируя у детей чувство казачьей идентичности. Чтобы дети знали историю своей страны, уважали наши праздники, понимали обычаи и традиции своих предков, в детском саду проводятся встречи с пожилыми людьми. На этих встречах дети рассматривают семейные альбомы.

В детском саду создана модель «казачьей хаты», где дети могут познакомиться с предметами быта и одеждой. В хате есть русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, длинные деревянные лавки, сундуки и посуда. На стенах хаты висят фотографии детей, дедушек и бабушек, прадедов, служивших в армии, и родителей, которые поженились.

Педагоги детского сада постоянно повышают свою квалификацию. Для этого проводятся педагогические советы, семинары и консультации в нетрадиционной форме. На таких встречах дети смотрят записи Кубанского казачьего хора, рассматривают исторические фотографии и смотрят видео со старинными обрядами и праздниками.

Региональный компонент включён во все виды деятельности детей: игру, труд, познание и творчество. Стало традицией проводить мероприятие «Посвящение в казачата», на которое приходят гости: атаман районного казачьего общества Николай Глиняный, атаман ШХКО Шматко Максим Александрович и настоятель храма великомученика Георгия Победоносца Отец Владислав.

Разработаны сценарии праздников и развлечений: «Едут по станице казаки», «Кубанская ярмарка» и «Покров-день», в которых участвуют дети, педагоги и родители. На «Бабушкиных посиделках» особенно чувствуется связь времён и поколений. Детям нравится простая кубанская кухня: вареники с картошкой и капустой, квашеная капуста и картошка в мундире, окрошка и пироги, «узвар» и квас. Приготовление этих блюд сопровождается кубанской народной песней «Варэнички».

Воспитанники с радостью поют авторские песни, которые сочинила музыкальный руководитель Заводнова Л. И. Среди них: «Песня юных казаков», «Прощание с родным краем», «Быть казаком в России» и другие.

Чтобы поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, мы обсуждаем с ними то, что их интересует. В детском саду мы проводим музыкальные развлечения и интегрированные занятия.

Вот некоторые из них:

  1. «Откуда наши корни?»
  2. «Повезло тебе и мне родиться на Кубани, в солнечной станице».
  3. «Казачки гуляют, Покров отмечают».
  4. «Щедрый вечер».
  5. «Природа кубанского края».
  6. «История защиты отечества, памятники Великой Отечественной войны».
  7. «Символика Российского государства, Кубани, Ейска».

Наш коллектив работает над тем, чтобы воспитывать любовь к малой Родине, знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества, развивать познавательный интерес к истории своего народа. Мы стремимся сформировать у детей целостное представление о месте и роли православного российского казачества в историческом процессе развития России.

Наша цель — освоить и систематизировать знания об истории, культуре, духовно-нравственных традициях и ценностях православного российского казачества. Мы хотим, чтобы воспитанники могли применять полученные знания и представления в личной жизни для христианского самосовершенствования. Всё, чего мы достигли и над чем продолжаем работать, — это результат ежедневного труда всего коллектива детского сада. Мы стремимся возродить и сохранить историю Кубани, а также воспитать патриотизм у детей.

Литература:

  1. https://nsportal.ru/sutugina-iraida
  2. https://nsportal.ru/moiseenko-irina-anatolevna
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-patriot
  4. https://pravobraz.ru/dopolnitelnaya-disciplina-vos
  5. http://sdo-practice.ru/journalpril/alejnikova-sv-k
  6. Бузун Ю. Г. «Во славу и защиту Отечества…». Кубанские казаки на фронтах Первой мировой войны.
  7. Вакуленко Е. Г. Народная культура кубанского казачества: учебное пособие.
  8. Матвеев О. В. Боевая слава кубанского казачества: от Березани до Сарыкамыша: вопросы военной истории казачества Кубани конца XVIII — начала XX столетия.
  9. Матвеев О. В. Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти. Святыни Кубанского казачьего войска.
  10. Фролов Б. Е. Оружие кубанских казаков.
  11. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Москва: Вече, 2013. Энциклопедия Кубанского казачества. Под общ. ред. В. Н. Ратушняка.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, казак, Кубань, история, поколение, православная вера, православное российское казачество, традиция.


Ключевые слова

наследие, традиции, обычаи, поколение, заповеди, хата, глэчик, узвар, папаха, черкеска, газыри

Похожие статьи

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою люблю, её начало — здесь, в родном краю!» из серии «Напитаем Душу Красотой и Любовью» для детей старшего дошкольного возраста

«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.

Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края

Формирование патриотизма через работу клуба интересных встреч «Юниор».

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»

Творческий проект для дошкольников старшего дошкольного возраста «Мой край родной — Югра!»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения

Приобщение детей раннего дошкольного возраста к устному народному творчеству посредством проектной деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Похожие статьи

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою люблю, её начало — здесь, в родном краю!» из серии «Напитаем Душу Красотой и Любовью» для детей старшего дошкольного возраста

«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.

Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края

Формирование патриотизма через работу клуба интересных встреч «Юниор».

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»

Творческий проект для дошкольников старшего дошкольного возраста «Мой край родной — Югра!»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения

Приобщение детей раннего дошкольного возраста к устному народному творчеству посредством проектной деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Задать вопрос