Возрождение культурных традиций казачества в детском саду (из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Концаренко, Н. В. Возрождение культурных традиций казачества в детском саду (из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников) / Н. В. Концаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9511/ (дата обращения: 17.12.2024).



Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Казачество является важной частью российской истории и культуры. Это не просто сословие, а особый образ жизни, где ключевыми ценностями всегда были честь, верность Родине, защита семьи и отечества. Со временем традиции казачества частично забылись, однако сегодня они вновь становятся актуальными. Особенно важной задача возрождения казачьих традиций становится в образовательных учреждениях, начиная с детских садов. Дошкольное воспитание — один из лучших способов передать культурное наследие и заложить в детях основы нравственности и патриотизма.

С раннего возраста дети формируют свои взгляды и восприятие мира, и здесь важную роль играет знакомство с традициями и культурой своего народа. Казачьи традиции — это не только история, но и особое воспитание, в котором дети учатся мужеству, дружбе и уважению к старшим. Знакомство с культурным наследием казаков помогает детям осознать свою связь с прошлым, а также воспитывает такие качества, как смелость, коллективизм, трудолюбие и взаимовыручка. Это особенно важно в эпоху, когда усилия общества направлены на укрепление патриотических чувств у подрастающего поколения.

Включение элементов казачества в образовательный процесс детского сада — это возможность привить детям уважение к культурному наследию через активные формы работы. Важно, чтобы эти элементы стали частью повседневной жизни детей, а не воспринимались как нечто искусственное или оторванное от реальности. Например, с помощью традиционных казачьих игр дети могут не только весело проводить время, но и учиться работать в команде, поддерживать друг друга, проявлять смекалку и ловкость. Игротека казачества богата различными забавами, которые можно адаптировать для детского сада: это и соревнования на ловкость, и эстафеты, и народные игры.

Не менее важной частью казачьей культуры является музыка. Казачьи песни и танцы обладают глубоким национальным колоритом, они передают силу и дух народа. Включение казачьих песен в музыкальные занятия помогает детям развивать музыкальные способности, учиться слушать и чувствовать ритм, а также приобщаться к фольклору. Дети могут изучать простые народные песни, учиться танцевать и даже разыгрывать мини-сценки на основе историй о казаках.

Помимо игр и музыкальных занятий, можно организовывать мастер-классы, которые знакомят детей с казачьими ремёслами и бытом. Например, дети могут попробовать сделать элемент казачьего костюма или простые поделки в стиле казачьего декора. Это не только развивает мелкую моторику, но и даёт детям возможность почувствовать себя частью казачьей истории, создать что-то своими руками.

Все эти формы работы — игры, музыка, мастер-классы — должны органично вписываться в образовательный процесс, становясь его неотъемлемой частью. Важно, чтобы воспитатели и педагоги использовали доступные и понятные детям способы подачи информации. Не стоит перегружать малышей сложными историческими фактами; достаточно показать им интересные и яркие элементы культуры, чтобы вызвать интерес и желание узнавать больше.

Огромную роль в поддержании и продвижении программы казачьего воспитания играют родители и местные сообщества. Воспитание детей — это всегда совместная работа родителей и педагогов, поэтому участие родителей в мероприятиях, связанных с казачеством, может усилить положительный эффект. Совместные праздники, походы, игры, в которых участвуют и дети, и их родители, помогают создать в детском саду особую атмосферу единства и поддержки. Родители могут привнести в процесс воспитания свой личный опыт, а также показать детям пример, что особенно важно в патриотическом воспитании.

Не стоит забывать и о сотрудничестве с местными казачьими сообществами. Ярким примером такого сотрудничества является взаимодействие с Широчанским хуторским казачьим обществом, которое активно участвует в организации мероприятий для детей дошкольного возраста. Это казачье общество из года в год поддерживает детские сады в возрождении и популяризации казачьих традиций. Представители Широчанского общества проводят встречи с детьми, устраивают мастер-классы, показывают элементы традиционного казачьего оружия и одежды, рассказывают о быте и истории казаков. Такое живое и наглядное общение помогает детям не только узнать больше о своих корнях, но и проникнуться духом казачества, ощутить свою причастность к великой истории.

Совместные праздники с участием казачьего общества такие как: День казачества или тематические встречи, становятся важным событием в жизни детского сада. Дети готовят выступления, разучивают песни, разыгрывают сцены из казачьей жизни. Это способствует формированию творческих навыков и развивает в детях чувство гордости за свою культуру и традиции.

Такое сотрудничество показывает, что взаимодействие образовательных учреждений с казачьими обществами приносит реальную пользу. Широчанское хуторское казачье общество вносит огромный вклад в воспитание детей, помогая не только сохранять, но и популяризировать казачьи традиции в современном обществе. Их участие делает процесс воспитания насыщенным, интересным и познавательным, что особенно важно в детских садах, где каждая новая информация формирует личность ребёнка.

В результате такой работы дети получают не только знания о культуре и истории своего народа, но и развивают в себе важные личностные качества. Казачьи традиции воспитывают дисциплину, чувство ответственности и коллективизм, что положительно сказывается на общем развитии ребёнка. Участие в казачьих мероприятиях позволяет детям почувствовать себя частью большой и дружной команды, где каждый играет свою роль и важен для успеха общего дела.

Таким образом, возрождение казачьих традиций в детских садах — это важная часть патриотического воспитания, которая помогает не только передать детям знания о прошлом, но и заложить основы для их успешного будущего. Казачья культура может стать источником вдохновения для детей, помогая им осознать свою роль в обществе и ответственность перед Родиной. Поддержка родителей, педагогов и казачьих сообществ, таких как Широчанское хуторское казачье общество, делает процесс воспитания интересным, насыщенным и полезным, а культурное наследие казачества остаётся живым и актуальным для новых поколений.

Литература:

  1. Н. В. Корчаловская, Н. Ш. Лебедева, И. П. Микаелян. «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента»
  2. М. В. Мирук, Т. А. Науменко «Введение в историю Кубани», 2000
  3. В. Н. Ратушняк «Родная Кубань, страницы истории», 1993
  4. Ю. А. Бузун «Во славу и защиту Отечества…», 2014
  5. Н. И. Вишневецкий «Исторические воспоминания». Фонд культуры Кубанского казачества. «Советская Кубань», 1995
  6. Летопись Кубанского казачьего войска. Краснодар, 2006
  7. В. Н. Ратушняк «Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном». Краснодар, 2005
  8. А. В. Селиверстов «Все храмы города». Краснодар, ТРАДИЦИЯ, 2014
  9. А. Ф. Афанасьев «Резьба по дереву». Легпромбытиздмт, 1995
  10. В. П. Бардадым «Зодчие Екатеринодара». Краснодар, 1995
  11. И. А. Баранкевич «Как одевались казачки». Казачьи вести. 1998
  12. А. Д. Бигдай «Песни кубанских казаков». 1995, т. 2
Задать вопрос