Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартьянов, Е. Ю. Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы / Е. Ю. Мартьянов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 56-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/521/18655/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор даёт общую характеристику проблемы шаблонных решений на ЕГЭ по информатике. Рассматриваются социологический, предметный и методический аспекты вопроса. Автор определяется шаблон как образец решения, алгоритмическую идею, критикует эксплуатацию термина «шаблон» масс-медиа.

Ключевые слова: шаблон, информатика ОГЭ ЕГЭ, экзамен.

В сообществе методистов, учителей и разработчиков экзамена по информатике со времени перевода ЕГЭ по информатике в компьютерную форму особо остро стоит проблема шаблонов. Суть этой проблемы заключается в том, что существуют методы и способы подготовки к экзамену, которые, по мнению ряда специалистов значительно облегчают подготовку и дают ряду учеников значительное преимущество в решении ряда задач по информатике. Современное состояние проблемы определят подобное преимущество скорее, как негативное. Из методического вопроса проблема шаблонных решений переходит в плоскость общественного и непрофессионального обсуждения, порождая различные социальные и культурные мифы, среди которых: «с помощью шаблонов к информатике легче подготовиться, чем к физике…», «обучение шаблонам вредит учащимся как потенциальным специалистам в области информатики», «шаблоны — это набор зловредных навыков и методик, которые оказывают разрушительное значение на профессиональный рост специалиста…». Регулярно сталкиваясь с подобными суждениями в педагогическом сообществе и профессиональной практике, у автора статьи появилась потребность осмысления проблемы шаблонов при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по информатике в методическом и методологических аспектах. Любая исследовательская работа начинается с осмысления термина. Обратимся к словарным значениям термина: «шаблон».

Большой толковый словарь русского языка определяет дефиницию понятия шаблон, как «Образец, по которому изготовляются изделия, одинаковые по форме, размеру и т. п.» [1] или же «Принятый образец, которому следуют без размышлений; трафарет, штамп» [2]. Словарь методических терминов содержит следующую статью: «Шаблон (от нем. Schablone — образец, модель). Тривиальная, известная всем мысль, не несущая в себе какой-л. новой информации, являющаяся весьма поверхностной». [3] Среди перечисленных определений явно прослеживается противопоставление формального и бытового подхода к термину. Дословный перевод звучит как «образец», однако описательная часть словарной статьи содержит такие негативные признаки предмета, как «тривиальный, поверхностный» и проч. Даже поверхностный взгляд на словарные статьи даёт понять, что с одной стороны шаблон определяется, как образец, и это, однозначно, положительная характеристика, с другой же, шаблон может трактоваться как поверхностный и неглубокий способ решения задачи, который часто приводит ученика в заблуждение и даёт неверный ответ. Анализ профессионального пространства педагогов и учителей информатики позволяет высказать мысль, что проблему шаблонов часто используют для манипуляции общественным мнением, маскируя под неё противоречия в компьютерной форме экзамена, неудачные формулировки задач, искусственные ограничения на способы решения, системное развитие ЕГЭ и ОГЭ, противопоставление баллов и уровня сложности между экзаменами по информатике и физике. Рассмотрим каждое из противоречий отдельно.

С 2021 года ЕГЭ по информатике переведён в компьютерную форму, причём была заявлена возможность решения любого задания всеми доступными средствами персонального компьютера на экзамене. [4, с.2] Данное правило открыло для экзаменуемых значительную вариативность в решении задач. Стоит отметить, что уровень заданий экзамена в новой компьютерной форме соответствовал прошлой, «бумажной» форме экзамена. Формулировки заданий были предназначены для аналитического решения и решались автоматизированными способами в электронных таблицах или программными способами очень просто. Среди профессионального сообщества возникла дилемма, как готовить учеников, а в сообществе родителей и учеников стала активно продвигаться мысль, что программным решением, «кодом», можно просто решить любое задание экзамена. Такое суждение можно отнести только к ситуации, когда задания ЕГЭ по информатике в традиционной форме ( предназначенные для аналитического решения) решались с использованием перебора на языках программирования. Разберём пример задания № 5 ЕГЭ по информатике, решение которого, некоторое время назад считалось шаблонным. Для решения задачи требуется перевести число в двоичную ( или систему счисления с основанием n ), проанализировать полученный результат, определить некий максимум/минимум/статистику по потоку натуральных чисел. Общая логика программного решения заключается в том, циклом перебираются числа, для каждого из которых выполняется алгоритм перевода в систему счисления с основанием n (в функциональном или императивном стиле). Результат в системе с n-основанием требуется обработать через методы работы со строками. Вкратце описав процесс решения, суммируем навыки, требуемые для решения задачи: умение организовать цикл количества раз, знать алгоритм перевода чисел в систему счисления с основанием-n, знать методы работы со строками. Вышесказанное никак не предполагает «лёгкого» решения задачи. Термин «шаблон» можно применить здесь как образец, по отношению к определённым элементам задачи. Например, для перебора чисел приходится организовывать цикл n-раз. Конструкция цикла является шаблоном. Алгоритм перевода числа в систему счисления с основанием n, записанный в виде функции, или императивном стиле, будет писаться всегда одинаково ( вариативность допустима в организации остатков числа: в виде списка или строки). В данных элементах решения задачи возможна шаблонность, но только как образец для действия, основная идея задачи.

Рассмотрим в контексте сюжета задачи миф о её упрощённом, шаблонном решении. Действительно, в реальности традиционной формы ЕГЭ по информатике условие было упрощено для аналитического решения. Однако, в КЕГЭ сюжет задачи был усложнён, программирование решения требовало осознание действий учеником. Если ученик понимает принцип работы цикла, механизм перевода числа в требуемую систему счисления, — он в силах составить решение. Набор шаблона «вслепую» ведёт к тому, что при малейшем изменении условия задачи получается неверный ответ. Необходимо добавить, что в процессе эволюции КЕГЭ разработчики добавили ряд условий, которые «отключают» слепой набор кода, как то: системы счисления с основанием >2, необходимость анализировать массив результатов работы автомата и проч. Сторонники теории «шаблонных» решений апеллируют и к тому, что решения на языке программирования Python значительно упрощают нахождение ответа. Однако, можно возразить, что данный язык программирования не отменяет необходимости знания базовых элементов программирования: организации циклов, особенности алгоритмов, методы работы со строками. Необходимо подчеркнуть, что решение на python является, скорее, удобным и современным, нежели облегчённым. Без понимания принципов программирования короткий код на python для ученика будет представляться как непонятный набор символов.

Представленный выше анализ определяет проблему шаблонов, как привнесенную извне. Знание базовых приёмов для успешного решения сюжета задачи не может ни коем образом являться нечестным преимуществом, но знанием базовой теории и её реализации в программном решении в рамках сюжета задачи.

Понятие «шаблон» активно используется в маркетинге, дабы оказывать влияние на выпускников и их родителей. В 2023–2024 учебном году ЕГЭ по предмету «информатика и ИКТ» вышел на второе место по популярности среди всех экзаменов. [5] Рынок репетиторов и онлайн школ — это конкурентная среда, где маркетинг создаёт иллюзию оппозиции: «шаблонщик» получит низкие баллы, ученик с «правильной» подготовкой получит высокие, репетитор, который готовит по шаблонам хуже, чем репетитор, который критикует шаблоны. Подобная рекламная эйфория может порождать бесконечные оппозиции, например реклама в социальных сетях — «скачай список шаблонов и сэкономь время на подготовку». Использование понятия шаблон в рекламе и маркетинге исказило понимание подготовки к экзамену в целом. Иными словами, есть плохая подготовка, в которой используется шаблон, а есть «хорошая» подготовка, в которой шаблонных решений нет. Данный тезис легко принимается людьми без методической и профессиональной подготовки и транслируется как безальтернативное общественное мнение. Негативную коннотацию термину «шаблон» добавляет и профессиональное сообщество и даже разработчики ЕГЭ. Задачи № 6, 22 по мнению составителей отсеивают «шаблонные» решения. Однако, стандартные решения № 6 в python и кумир прямым образом являются шаблонными, а построение диаграммы Ганта в № 22 всегда выполняется по одинаковой последовательности действий. Усложнение заданий в сторону аналитического решения предъявляет к выпускнику требования по математике, на экзамене по информатике в задании, которое проверяет знание циклов. Нельзя сомневаться в том, что в результате кропотливой работы профессионального сообщества сюжет заданий будет стабилизирован, однако идея разработчиков «списывать» погрешности в сюжете и механизмах решении задачи на желание отсеять учеников с шаблонными решениями неоднозначна. Тем более, что ЕГЭ представляет собой массовый экзамен, не являющийся дополнительным вступительным испытанием.

Экзамен предполагает наличие системы вопросов и задач, на которые экзаменуемый готов предоставить готовый обобщённый ответ. В отличие от проектов, портфолио, системы индивидуальных достижений, экзамен стремится к можно большему обобщению, являясь шкалой уровня знаний для можно большего количества учеников. В рамках конкретного типа задания экзамена шаблон является оптимальным, базовым путём решения, который может быть вариативно расширен в зависимости от изменения условия задания.

Литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка. — Текст: электронный // gramota.ru: [сайт]. — URL: https://gramota.ru/poisk?query= %D1 %88 %D0 %B0 %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %BD&mode=all (дата обращения: 28.09.2024).
  2. Современный словарь иностранных слов. — Текст: электронный // gramota.ru: [сайт]. — URL: https://gramota.ru/poisk?query= %D1 %88 %D0 %B0 %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %BD&mode=all (дата обращения: 28.09.2024).
  3. Словарь методических терминов. — Текст: электронный // gramota.ru: [сайт]. — URL: https://gramota.ru/poisk?query= %D1 %88 %D0 %B0 %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %BD&mode=all (дата обращения: 28.09.2024).
  4. Крылов, С. С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по информатике и ИКТТ / С. С. Крылов. — Текст: электронный // Федеральный институт педагогических измерений: [сайт]. — URL: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/inf_mr_2021.pdf (дата обращения: 28.09.2024).
  5. Специальный проект RG-Технологии. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2024/07/25/ege-po-informatike-vybral-kazhdyj-piatyj-shkolnik.html (дата обращения: 28.09.2024).

Ключевые слова

экзамен, шаблон, информатика ОГЭ ЕГЭ

Похожие статьи

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Метод проектов в обучении элементам теории графов

В данной статье был рассмотрен метод проектов, позволяющий построить обучение на активной деятельности ученика. Подробно описаны проект на тему «Графы вокруг нас» и организация работы над ним. Этот проект можно предложить учащимся 5–6 классов в рамка...

Метод проектов в обучении элементам теории графов

В данной статье был рассмотрен метод проектов, позволяющий построить обучение на активной деятельности ученика. Подробно описаны проект на тему «Графы вокруг нас» и организация работы над ним. Этот проект можно предложить учащимся 5-6 классов в рамка...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов

В работе рассматривается проблема компетентностного подхода в обучении грамматике иностранного языка. По мнению автора, в его основании лежит идея выделения двух грамматик — активной и пассивной, выдвинутая Л. В. Щербой. Осознание важности учета двух...

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Похожие статьи

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Метод проектов в обучении элементам теории графов

В данной статье был рассмотрен метод проектов, позволяющий построить обучение на активной деятельности ученика. Подробно описаны проект на тему «Графы вокруг нас» и организация работы над ним. Этот проект можно предложить учащимся 5–6 классов в рамка...

Метод проектов в обучении элементам теории графов

В данной статье был рассмотрен метод проектов, позволяющий построить обучение на активной деятельности ученика. Подробно описаны проект на тему «Графы вокруг нас» и организация работы над ним. Этот проект можно предложить учащимся 5-6 классов в рамка...

Критический анализ текста на уроках обществознания

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов

В работе рассматривается проблема компетентностного подхода в обучении грамматике иностранного языка. По мнению автора, в его основании лежит идея выделения двух грамматик — активной и пассивной, выдвинутая Л. В. Щербой. Осознание важности учета двух...

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...