Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию, подвергаются анализу его сильные и слабые стороны, даются авторские рекомендации по использованию тестов на уроках физики в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: тест, тестирование, результаты обучения, система образования, тестовые задания.
Recognizing the process of assessing learning outcomes as a mandatory element of the educational process, the author of the article defines the forms of assessment available today. Particular attention is paid to a very common method today — testing, its strengths and weaknesses are analyzed, author's recommendations are given on the use of tests in physics lessons in a general education school.
Key words: test, testing, learning outcomes, education system, test tasks.
При написании статьи автор преследует цель выяснить, насколько действенным и эффективным показывает себя метод тестирования в процессе оценивания результатов обучения нынешних студентов и школьников.
Глобальные изменения во всех сферах хозяйствования, присоединение России к Болонскому процессу, принятый государством курс на цифровую экономику, всеобщая компьютеризация и цифровизация требуют полнейшей модернизации системы образования и воспитания подрастающего поколения. Заметим, что изменения должны касаться не только способов, методов и направленности обучения, но и системы контроля полученных студентами и школьниками знаний, умений и навыков.
Современные ученые, педагоги-теоретики и педагоги-практики уверенно и вполне обоснованно признали проблему оценивания насущной и актуальной, поскольку существующая вековая практика пяти бальной системы давно изжила себя и является устаревшей как для современной образовательной системы, в частности, так и для стремительно развивающегося российского общества, в целом. Такая «дедушкина» система оценивания некоторым образом даже дискредитировала школу. Дети стараются заработать как можно больше высоких оценок, чтобы не расстраивать родителей, не вступать с ними в конфликт, опасаясь наказаний и жестких ограничений (не гулять, не посещать секции, не играть в компьютерные игры). В то самое время оценка, будь то «пятёрка» или «тройка», не даёт реальной картины степени усвоения обучающимся определённого школьного или вузовского предмета (материала). Вполне достойный ответ на первый вопрос, заданный педагогом, вовсе не означает, что столь же полноценно школьник имеет возможность раскрыть вторую, третью, пятую проблему, сформулированную преподавателем. Причина кроется в обрывочности знаний школьника (студента).
Федеральные государственные образовательные стандарты, начиная с дошкольного обучения и заканчивая высшей школой, ставят перед педагогическим сообществом столь высокие цели и задачи, что их достижение требует константных прогрессивных изменений и нововведений в образовательный процесс всех ступеней российской системы образования.
Вопросы повышения качества образования ставятся сегодня российским государством «во главе угла», поскольку являются проблемами первостепенной значимости для дальнейшего социально-экономического развития страны. Особая роль в системе качества образования, как уже обозначалось нами выше, отводится оцениванию результатов обучения. Эти показатели позволяют достаточно реально определить степень сформированности у школьников и студентов необходимых умений и навыков, выявить наличествующие пробелы в приобретаемых ими знаниях, продумать, каким образом следует изменить методическую систему обучения (средства, методы, формы, содержание) и так далее [1, c. 153].
Одним из современных средств оценивания результатов обучения в школьной и вузовской подготовке признаётся тестирование. Использование тестовых заданий и их совокупностей (тестов) показало себя с весьма эффективной стороны и в практике обучения будущих специалистов, и в рамках общеобразовательной школы. Заметим, что обозначенный нами метод оценивания отнюдь не является новшеством как для российской, так и мировой образовательной системы. В качестве теории и практики тестирования тестология известна педагогической науке уже более века. За свой солидный возраст она сумела накопить большой опыт применения тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.
В последние два десятилетия отмечается рост популярности тестирования, как метода оценки знаний. Параллельно с привычными (традиционными) формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что, безусловно, соответствует общей концепции модернизации, компьютеризации и цифровизации российской системы образования.
Для того, чтобы выяснить, каковы положительные и отрицательные моменты имеются в системе тестов, считаем необходимым, в первую очередь, обозначить характерные черты тестирования. Иными словами, его отличие от других методов диагностики результатов образования. К таковым можем обоснованно отнести:
- Тесты предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
- Тестирование позволяет проверить знания школьников (студентов) не по одному, а по достаточно широкому кругу вопросов.
- Метод тестов значительно укорачивает временные затраты на контроль и проверку знаний.
- Тестирование практически исключает человеческий фактор или субъективизм преподавателя, касательно и контроля, и оценки [3, с. 1215].
Несложно заметить, что метод тестов значимо превосходит многие формы контроля и по своей объективности, и по скорости получения результата. По мнению автора статьи, главное достоинство тестирования заключается в отсутствии субъективности оценивания, главный недостаток — в исключении творческой составляющей учащихся в случае применения данного варианта оценивания.
Задачи тестирования практически ничем не отличаются от задач, решаемых иными методами оценивания качества полученных знаний. К ним относятся:
— развитие интереса к дисциплине, по которой планируется тестирование;
— активизация самостоятельной работы в процессе подготовки к тестам;
— повышение степени сознательности и личной ответственности школьников и студентов за результаты своей подготовки;
— выявление уровня знаний, умений и навыков индивидов по тестируемым дисциплинам;
— определение пробелов в знаниях, соответствующая корректировка организации методической работы, способов и методов преподавания [3, с. 1216].
Применение методов тестирования показало себя с самой наилучшей стороны в практике общеобразовательной школы. Причём, их применение допустимо при изучении практически всех предметов, за малым исключением (физкультура). К примеру, после рассмотрения темы «Второй закон Ньютона», имеет смысл предложить ученикам 9-го класса пройти тест, цель которого — выяснить, насколько профессионально был преподнесён материал учителем и каков уровень усвоения новых знаний школьниками. В состав теста будет разумным внести следующие вопросы:
- Тело массой m движется со скоростью v . После взаимодействия со стенкой тело двигается в противоположном направлении с той же по модулю скоростью. Чему равен модуль изменения импульса тела? а) 0; б) mv; в) 2 mv; г) 4 mv.
- Чему равно изменение импульса тела, если на него подействовала сила 15 Н в течение 5 секунд? а) 3 кг·м/с; б) 5 кг·м/с; в) 15 кг·м/с; г) 75 кг·м/с.?
- В каких единицах измеряется импульс в Международной системе? а) 1 Н; б) 1 кг; в) 1 Н·c; г) 1 Дж.
Как видим, ответ на подобные вопросы может быть единственным и однозначным, что предоставляет возможность преподавателю исключительно объективно оценить знания, полученные его воспитанниками.
Практика применения тестов в процессе оценивания полученных знаний показала, что педагог при составлении тестовых заданий обязан придерживаться определённых правил, как то:
— вопросы должны быть краткими, однозначными, легко понимаемыми;
— задания, требующие многословных, объёмных ответов, включать в тест не рекомендуется;
— необходимо включать лишь значимые, главные положения, которые студент (школьник) должен усвоить в результате изучения дисциплины;
— формировать тест, включающий все вопросы изученного материала, не рационально [3, с. 1217].
«Результаты проверки тестов внимательно анализируются педагогом, служат ему и показателем уровня знаний учащихся, и демонстрируют самооценку работы самого учителя, что позволяет внести необходимые коррективы в процесс обучения, предупредив повторение не желательных ошибок» [1, с. 32]. Подводя черту под всем, выше нами сказанном, следует подчеркнуть: систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учащихся, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий и мотивацию.
Литература:
- Илюнина, А. А. Тестирование как эффективное средство оценивания результатов обучения в области русского языка как иностранного / А. А. Илюнина. — Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пензенский государственный университет. Межотраслевой научно-информационный центр. -2016. — С. 28–32.
- Ульянова, И. В. Использование тестовых заданий в процессе оценивания знаний студентов / И. В. Ульянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2012. — № 1 (21). — С. 153–158.
- Чурина, К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения / К. В. Чурина, Е. К. Зимина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1214–1217.