Технологии формирования компетенций учителя иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 26.11.2013

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Никонова, Е. И. Технологии формирования компетенций учителя иностранного языка / Е. И. Никонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8398/ (дата обращения: 21.12.2024).

Современные тенденции в развитии образовательного процесса определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высокоразвитыми профессиональными и нравственными качествами, способных не только воспроизводить полученные в вузе знания, применять в знакомых ситуациях профессиональные умения и навыки, но и творчески решать стоящие перед ними задачи.

Важным условием для подготовки таких специалистов является создание профессиограммы учителя, документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета [5].

В условиях подготовки к введению ФГОС ВПО нового поколения, который строится на компетентностной основе, особую актуальность приобретает проблема формирования у будущих специалистов общей профессиональной компетентности в целом и различных видов частных профессиональных компетентностей, что предполагает системные изменения в образовательном процессе вуза.

Особо остро стоит проблема формирования компетенций учителя иностранного языка в области осуществления контроля устных речевых умений учащихся, сформированность которых является одним из важнейших показателей достижения цели обучения иностранному языку — формировании у обучающихся черт поликультурной личности, способной принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации [1].

Формирование диагностической компетенции у будущих учителей возможно по средствам использования в учебном процессе различных технологий, направленных на развитие умений качественной проверки и оценивания результатов обучения школьников.

Использование тестовой технологии и диагностических заданий в оценке качества обученности как средства формирования компетенций учителя иностранного языка в области осуществления контроля речевых умений учащихся. Тестовая технология является наиболее используемой в качестве проверки уровня обученности студентов и разработаны рекомендации по использованию тестовой технологии [2, 4, 6].

Тест является надежным инструментом, который позволяет объективно оценить качество усвоения знаний. Задание теста создается в соответствии с требованиями валидности, однозначности и простоты, с учетом целей изучения учебных элементов. Эталон представляет собой последовательное, полное и правильное описание выполнения задания, в котором выделены существенные операции. Под операцией теста понимают единичное действие. Существенными являются только операции, отражающие усвоение знаний, умений и навыков по тем учебным элементам, в терминах которых в данном учебном предмете формулируются цели обучения.

Показателем качества усвоения учебного материала является коэффициент усвоения, формула которого универсальна для любого из запланированных уровней:

К — коэффициент качества усвоения,

а — количество правильно выполненных операций в задании,

р — условное обозначение уровня усвоения.

Известно, что в современных условиях существуют два метода контроля: субъективный и объективный. Субъективный метод контроля усвоения учебного материала студентом означает выявление, измерение и оценку знаний, умений и навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов. Субъективный контроль не стандартизируем. Под объективным контролем подразумевается контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов и может быть выполнен с использованием приборных измерений. Объективный контроль стандартизуется.

Инструментом (прибором), который позволяет объективно оценить качество усвоения, является тест, сочетающий в себе контрольное задание на выполнение деятельности определенного уровня и эталон, по которому можно судить о качестве ее усвоения, то есть:

Тест = Задание + Эталон или Т = 3 + Э, где:

-       задание (3) теста создается в соответствии с требованиями валидности, однозначности и простоты с учетом целей изучения предмета;

-       эталон (Э) представляет собой последовательное полное и правильное описание выполнения задания, в котором выделены существенные операции.

Под операцией теста понимают единичное действие. Существенными являются только операции, отражающие усвоение учащимися знаний, умений и навыков по тем учебным элементам, которые в данном учебном предмете являются целью обучения.

Все большее значение в условиях современного тестирования приобретают классификации тестов учебных достижений и методологических правил их конструирования, представленные программно-дидактическими тестовыми заданиями, ориентированными на применение их в системах компьютерного адаптивного тестирования, и выполненные с учетом рекомендаций международных стандартов тестирования IMS.

В соответствии с этим стандартом классификация тестов должна производиться по одному признаку. При этом:

-       основание классификации должно быть существенным;

-       число ступеней, шагов деления учебного материала для тестового задания должно быть логически оправданным;

-       каждая последующая ступень деления учебного материала должна обосновываться предшествующей, уже отработанной для определения порядка тестирования.

При этом необходимо иметь в виду, что критериально-ориентированные программно-дидактические тесты позволяют оценить уровень разделов или тем учебного материала относительно его полного объема.

Выборочно ориентированные программно-дидактические тесты используются для выявления «пробелов» в усвоении той или иной части учебного материала. Социально-ориентированные программно-дидактические тесты применяются для анализа соответствия квалификации выпускников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым сферой конкретной производственной или научной деятельности.

Важное место в оценке качества подготовки студентов занимает широко используемая система рейтингового контроля усвоения знаний, умений и навыков [3].

Рейтинговая система, как один из методов контроля и оценки результатов учебной деятельности студентов, имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Она обеспечивает:

-       более объективную оценку, фактически исключающую случайность;

-       ритмичность работы студентов в течение семестра;

-       возможность непрерывности контроля;

-       большую вариативность оценки и индивидуальный подход в оценке работы студентов;

-       разрешение конфликтных ситуаций при выводе итоговой оценки;

-       большую возможность для осуществления самоконтроля и самооценки.

Суммарный максимальный рейтинг за период обучения складывается из максимального рейтинга предметов. А рейтинг предмета складывается из рейтинга отдельных учебных тем и разделов. При таком подходе в полной мере учитывается значимость предмета, создается возможность автоматически, практически бесконфликтно, решать вопрос о допуске студентов к сессии, к дипломному проектированию и др. Без труда и объективно выявляется лучший студент по курсу, по специальности, образовательному учреждению.

Успешность рейтингового контроля заключается в необходимости своевременно:

-       определить значимость учебного предмета, аттестации по пятибалльной системе;

-       составить тематический план по предмету и распределить в нем максимально допустимый рейтинг по темам или разделам с учетом решаемых учебных целей;

-       определить периодичность контроля, его средства и методы;

-       заключить договор в письменном виде с группой студентов об условиях применения рейтинговой системы.

В договоре необходимо отразить:

-       значимость баллов оценки каждой темы учебного занятия;

-       условия возможного освобождения от экзамена и «стоимость» экзаменационной оценки;

-       условия назначения поощрительных и штрафных баллов;

-       уточнить с администрацией форму заполнения отчетного документа.

Шкала рейтинговой оценки знаний студентов может быть представлена следующим образом:

-       оценка «5» — 90–100 % баллов от максимально возможного количества;

-       оценка «4» — 75–89 % баллов от максимально возможного количества;

-       оценка «3» — 60–74 % баллов от максимально возможного количества;

-       оценка «2» — ниже 60 % баллов от максимально возможного количества.

В идеале контроль должен быть осуществим на каждом занятии. Но это требует большого количества дополнительной работы преподавателя для составления контрольных заданий и их проверки. Упростить задачу возможно, назначив по теме или разделу несколько контрольных точек. Осуществление действительного контроля знаний, выполняющего не только контролирующие, но и обучающие функции, предъявляет высокие требования к профессиональным качествам преподавателя, уровню его педагогического мастерства.

С целью совершенствования образовательного процесса и системы оценивания можно дать некоторые практические рекомендации по педагогической диагностике профессионального становления будущего специалиста в вузе на основе методики тестирования профессиональных достижений:

-       Должно быть соблюдено соответствие тестов профессиональных достижений требованиям Государственного образовательного стандарта по направлению и уровню профессиональной подготовки специалиста иноязычного образования.

-       Должно быть соблюдено соответствие содержания тестов профессиональных достижений объёму разделов учебных дисциплин. Тесты должны отвечать требованиям валидности тестовых композиций и верности оценивания. Содержание всей совокупности тестов должно покрывать программу обучения по дисциплине, включая как занятия в аудитории, так и самостоятельную работу студентов.

-       Наряду с простыми заданиями, тест профессиональных достижений должен содержать и достаточно сложные задания. Степень трудности считается недостаточной при 90–100 % отличных оценок; нормальной — при 10–25 % отличных оценок; завышенной — при менее чем 30 % положительных оценок и отсутствии отличных оценок. В случае недостаточной или завышенной трудности тест должен быть переработан с учётом его изменения или проведения дополнительной работы со студентами по теме теста.

-       Необходима ориентация на высокие технологии тестирования, что реализуется путём создания качественного механизма оценки, введения режима адаптивного тестирования и применения современных технологий.

Виды тестов профессиональных достижений:

-       стандартный тест содержит примерно 50–60 единиц информации типа задания и рассчитан на 2 академических часа (80–90 мин.);

-       новый тест охватывает тему, по которой не существовало варианта теста, или состоит на 90 % из новых заданий по сравнению с имеющимся тестом;

-       два разных, но равносильных теста на одну тему не могут совпадать более чем на 25 % по используемым заданиям;

-       в разных тестах допускается использование до 20 % повторяющихся вопросов или заданий, если это имеет методологическое обоснование;

-       тип теста варьируется в зависимости от назначения и может включать разные варианты заданий.

Содержание тестового задания должно быть ориентировано на совершение тестируемым однозначного действия. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены. В тестовом задании определяющий признак должен быть необходимым и достаточным. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитанными на оценку остаточных знаний выпускников. Среднее время подготовки испытуемого к выполнению тестового задания не должно превышать 1,5 минуты. Каждая база тестовых заданий должна сопровождаться спецификацией с такой информацией: содержательная часть, качественные показатели и характеристики тестовых заданий. Студентов необходимо заранее ознакомить с типовыми примерами выполнения тестовых заданий, порядком работы в конкретной системе тестирования не позднее, чем за две недели до начала испытаний.

Таким образом, использование тестовой технологии и системы рейтингового контроля и оценки результатов учебной деятельности является важным и необходимым способом формирования компетенций учителя иностранного языка в области осуществления контроля речевых умений учащихся.

Литература:

1.   Гальскова Н. Д. Теория обучения ИЯ: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов/ Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, М.: Академия, 2004. — 336 с..

2.   Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. — М.: Педагогика, 2000. — 175 с.

3.   Полищук М. Н. Рейтинг как реальная оценка знаний ученика / М. Н. Полищук, Н. В. Яцков. — Родно, 1996.

4.   Поляков О. Г. Контроль в обучении иностранным языкам / О. Г. Поляков // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2010, с. 382–407.

5.   Сороковых Г. В. Профессиональная подготовка специалиста иноязычного образования: теория и практика. М.АПКиППРО.-, 2011.- 284 с.

6.   Mcnamara T. F. Language Testing / T. F. Mcnamara. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — 292 рp.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, задание, тест, тестовое задание, иностранный язык, тестовая технология, учебный предмет, область осуществления контроля, речевое умение учащихся, требование валидности.


Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Формирование социолингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Формирование социолингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Задать вопрос