Обучающий тест как средство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку
Авторы: Киселева Татьяна Валентиновна, Слобожанина Виктория Леонидовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 2604 раза
Библиографическое описание:
Киселева, Т. В. Обучающий тест как средство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку / Т. В. Киселева, В. Л. Слобожанина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9140/ (дата обращения: 16.12.2024).
В соответствии с Законом об образовании экзамены за курс основной школы с 2014 года проводятся в форме ОГЭ (Основной Государственный экзамен). Принимая во внимание исключение возможности выбора формы сдачи экзамена: традиционная или новая, для учащихся, чьи способности в русском языке невысоки, эта ситуация особенно волнительна.
Приступая к процессу подготовки школьников в ОГЭ по русскому языку, учитель прогнозирует результат, учитывая индивидуальные способности каждого ученика.
Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания познавать новое, мотивация, ценностные ориентации, способность к самообразованию и т. д.
Перед учителем и учащимися возникает непростая ситуация, для успешного решения которой необходим такой подход к обучению, который бы способствовал мотивации, индивидуальному росту, адаптировал учащихся к комплексу экзаменационных испытаний нового типа и решал бы общую педагогическую проблему: улучшение качества обучения школьников.
Мы считаем, что подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.
Понятие компетентностного подхода образовано от термина «компетенция». Анализируя сущность этого термина, в соответствии с поставленной целью, можно определить его как сформированную в процессе обучения систему способностей применять накопленную теоретическую базу, приобретённый практический опыт для решения тестов по русскому языку.
В системе образования тестологи рассматривают педагогические тесты, в первую очередь, как инструмент педагогического контроля знаний. В качестве дополнительной составляющей педагогических тестов они отмечают и обучающий характер этих тестов. Однако обучающий характер тестов они рассматривают в качестве некой дополнительной составляющей тестовых технологий в системе педагогического контроля знаний.
По мнению этих специалистов, в системе педагогического тестирования обучающий характер тестов проявляется, главным образом, в том, что каждый ученик, выполнив тест (или несколько тестов), увидит разделы учебного курса, по которым у него есть пробелы в знаниях. Такое тестирование в форме текущего или рубежного (например, по одному из разделов учебного курса) контроля знаний даёт возможность обучающимся вернуться к повторению того учебного материала, который они должным образом не усвоили.
В зарубежной тестологии прочно утвердилось мнение о том, что обучающий потенциал становится лишь своего рода сопутствующей или дополнительной составляющей тестов, предназначенных для педагогического контроля знаний.
В 1995 г. Кадневский В. М. [1] ввел понятие «обучающий тест». Под термином «обучающий тест» он подразумевает не стандартизованный тест, где соблюдён, в первую очередь, важнейший в тестологии принцип расположения заданий по возрастающей степени трудности, где также соблюдены требования о включении равного (для каждого теста) количества заданий, составленных по тематическому, хронологическому или иным признакам, запланированным тестологом для каждого конкретного экзаменационного теста (или нескольких вариантов тестов).
По мнению Кадневского В.М, обучающим тестом называется определенная группа заданий в тестовой форме, объединенных принципом соответствия последовательности изложения повествовательного материала учебника. Как правило, обучающий тест дублирует материал отдельного параграфа учебника. Основой для создания обучающих тестов стала идея сплошного тестирования. Под сплошным тестированием подразумевается такой подход к составлению заданий в тестовой форме, при котором весь повествовательный материал учебника, поддающийся формализации, излагается в тестовом варианте.
Таким образом, мы пришли к выводу, что обучающий тест — это педагогический тест, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у обучаемого определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала. Обучающий тест является средством реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку.
Тесты можно классифицировать по следующим основаниям [3]:
- Предметная область применения тестов: монопредметные, полипредметные, интегративные.
Интегративным можно назвать тест, состоящий из таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (взаимосвязанных, обобщенных) знаний двух или большего числа учебных дисциплин. Использование таких тестов в школе, как контролирующих, так и обучающих, — отличное средство реализации межпредметных связей в обучении.
- Общая ориентация замысла построения теста: нормативно-ориентированные или критериально-ориентированные (предметно-ориентированные).
При нормативно-ориентированном подходе разрабатываются тесты для сравнения испытуемых по уровню учебных достижений.
Главным отличительным признаком предметно-ориентированного тестирования является интерпретация выполнения теста с точки зрения его смыслового содержания. Упор делается на строго определенную содержательную область (что тестируемые могут и что знают), а не на то, как они выглядят на фоне других.
- Дидактико-психологическая ориентация теста: тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости (диагностики реальных учебных возможностей по данному кругу предметных или цикловых знаний — математической, лингвистической и т. п.).
- Ориентация на определенный этап контроля: тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля.
- Доминирующая деятельность испытуемого при выполнении тестов — устные, письменные, компьютерные.
- Количество объектов контроля: тесты, имеющие один объект контроля (например, количество выполняемых на должном уровне операций) или несколько (качество, количество, скорость, строгую последовательность, осознанность тех же операций).
- Степень гомогенности тестовых заданий: тесты с однородными или разнородными формами построения заданий.
- Скоростной фактор: скоростные (с обязательным фиксированием времени выполнения) и нескоростные.
- Форма организации тестирования: массовые, индивидуальные, групповые.
Отдельно выделяют так называемые адаптивные тесты, основанные на принципе индивидуализации обучения. Каждый учитель понимает, что хорошему ученику нет смысла давать легкие и очень легкие задания, так же как нет смысла давать трудные задания слабому ученику. В теории педагогических измерений была найдена мера трудности заданий и мера уровня знаний, сопоставимые в одной шкале. После появления компьютеров эта мера легла в основу методики адаптивного контроля знаний, где трудность и число предъявляемых заданий регулируются в зависимости от ответов учеников.
Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность.
Тесты — это не только контроль и оценка знаний, умений, но и диагностика проблем, возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению школьников процессуальному самоконтролю. В результате выполнения ребёнком теста учитель может определить не только «проблемную зону» учащегося, но и установить причину итоговой неудачи и построить необходимую индивидуальную коррекционную работу.
Целенаправленную работу по подготовке обучающихся школы к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку необходимо начинать уже с пятого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на уроках русского языка.
В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы шёл эффективнее необходимо использовать оценочное суждение. Задача учителя на этом этапе — научить ребёнка оценивать свои действия, результаты своего продвижения вперёд.
Наличие ответов в тестах поможет детям объективно оценивать свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом, становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д.
Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, но и как объект познания.
Обучающие тесты и задания по учебной теме предлагаются в начале ее изучения. При этом учащиеся могут пользоваться учебником или попытаться выполнить задания без подсказок. При таком способе использования обучающих тестов учащиеся сами оценивают свои знания. Во время работы учащиеся сами извлекают необходимую информацию.
Основные функции тестов [2]:
учетно-контрольная (информационная) — систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
контрольно-корректирующая (диагностическая) — обеспечивает связь «учитель — ученик», для внесения коррективов в методику обучения;
обучающая — помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших идеях курса, показывает на типичные ошибки;
воспитательная (мотивационная) — стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
аттестационная — связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.
Обучающее тестирование каксредство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку имеет определенные преимущества и недостатки. Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
осуществление полного охвата всего учебного материала;
снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т. е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;
возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.
Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, другие способы. Современная школьная диагностика — это совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических отношений.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т. п.
Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.
Таким образом, обучающие тесты, как средство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку, — один из самых эффективных и современных методов контроля знаний и умений школьников. Обучающее тестирование позволяет осуществлять персональный и индивидуальный подход к учащимся при организации тестирования. Обучающее тестирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения.
Литература:
- Кадневский В. М. История тестов. М.: Народное образование, 2004. — 464 с.
- Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М., «Интеллект центр», 2001. — 296 с.
- Мильтруд Р. П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам/Р. П. Мильтруд, И. Р. Максимова//Иностранный язык в школе.- 2005.- № 7.- с. 32–41.