Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 02.01.2021

Статья просмотрена: 4890 раз

Библиографическое описание:

Пожарова, Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г. А. Пожарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77263/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Ключевые слова: математика, практико-ориентированные задачи, математическая грамотность.

Роль математического образования в современном обществе очень велика, ведь математика является языком современной науки. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе, — логическое мышление (те самые метапредметные умения, которые являются одним из результатов обучения). Обучение решению задач на уроках математики предоставляет возможность для формирования у учащихся определенного склада ума, дает опыт решения любых практических задач, вырабатывает привычку к систематической и методичной работе. Все это способствует формированию у учеников математической грамотности — способности определять и понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные математические суждения и применять математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. [1, c. 7]. Формирование математической грамотности предполагает обязательное применение математических знаний в практической деятельности.

Современные требования к результатам обучения математики включают не только овладение предметными знаниями, но и умениями применять их в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач. Математические знания должны использоваться в различных практических ситуациях, чтобы у учащихся не сложилось впечатление, что математика далека от их повседневных потребностей, поэтому сегодня так важен практико-ориентированный подход к обучению, основой которого является решение задач. Не зря известный математик XX века Д.Пойя, рассматривая роль задач в математике, писал, что владение математикой — это умение решать задачи, причем, не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности, т. е. проще говоря, всесторонней развитости, на которую в конечном итоге и направлена вся система школьного образования.

Одним из важнейших элементов в формировании и развитии математической грамотности учащихся являются практико-ориентированные задачи. Под практико-ориентированной задачей понимается математическая задача, в содержании которой описывается ситуация из окружающей действительности, связанная с формированием у учащихся практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, в том числе, с использованием материалов краеведения и элементов производственных процессов. Решение практико-ориентированных задач в большей степени строится на построении модели реальной ситуации, описанной в конкретной задаче.

У практико-ориентированных задач есть свои особенности, которых отличают их от других математических задач, а именно:

− значимость (общекультурная, познавательная, профессиональная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося);

− условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета — математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;

− информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;

− указание (явное или неявное) области применения результата решения.

Кроме этих обязательных особенностей, практико-ориентированные задачи могут иметь еще и следующие:

− нестандартная структура (когда некоторые элементы не определены);

− наличие избыточных, недостающих и противоречивых данных в условии, делающих его объемным;

− наличие нескольких способов решения, причем, не все из них могут быть известны учащимся. [2, с. 174–175].

Виды практико-ориентированных заданий по математике:

− аналитические (определение и анализ цели);

− организационно-подготовительные (планирование и организация индивидуальной, групповой или коллективной работы по созданию объектов, анализ и исследование свойств объектов труда);

− оценочно-коррекционные (сформировать оценку действиям и осуществить коррекцию процесса и результатов деятельности, провести небольшой поиск способов совершенствования деятельности). [3, с. 94].

Математическая грамотность и практико-ориентированные задачи неразрывно связаны. Это связь проявляется уже в самом понятии математической грамотности, как способности учащихся:

− распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

− формулировать эти проблемы на языке математики;

− решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

− анализировать использованные методы решения;

− интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

− формулировать и записывать результаты решения.

Лучший тренажер математической грамотности — это решение практико-ориентированных задач. Я убедилась в этом на собственном опыте.

С введением в ГИА модуля «Реальная математика» я начала включать практико-ориентированные задачи в процесс обучения почти на каждом уроке. Я применяю задачи на различных этапах урока: на актуализации знаний, изучении нового, закреплении изученного материала, применении пройденного материала, и на систематизации и обобщении.

В результате работы во взаимодействии с окружающей действительностью дети усваивают материал лучше и приобретают первичный опыт использования математических знаний в быту и повышают свой уровень математической грамотности.

По алгебре в 8 классе, после изучения темы «Квадратные уравнения», когда учащиеся уже научились решать абстрактные задачи в виде квадратных уравнений, вроде x 2 –58x+480=0, даю практическую задачу следующего типа: имеется материал для построения забора длиной 116 м. Можно ли загородить этим забором прямоугольный загон для уток на птицефабрике площадью 4,8 а. Определите стороны этого загона.

Кроме того, считаю важным показывать тесную взаимосвязь математики и реальных профессий, решая с учениками практико-ориентированные задачи, условия которых описывают проблемные ситуации, возникающие в той или иной профессиональной деятельности.

Например, для работы воспитателем:

В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

Или для работы фармацевтом:

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г. 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

Немаловажную роль в формировании математической грамотности играют проекты, при создании которых требуется решение практико-ориентированных задач. Возьмем в качестве примера проект «Калорийность потребительской корзины», который можно предложить разработать учащимся при изучении темы «Проценты». В процессе работы над проектом учениками необходимо будет изучить зависимость между энергозатратностью организма и энергоемкостью (калорийностью) пищи для организации здорового питания школьника. В результате выполнения проекта дети научатся вычислять свою дневную норму и считать калорийность своего суточного рациона питания.

Как учитель математики с многолетним стажем я отметила многочисленные положительные моменты, связанные с решением практико-ориентированных задач, такие как:

− повышенная мотивация учеников к получению новых знаний;

− более осмысленное освоение нового материала;

− стремление к творческой и исследовательской деятельности;

− приобретение навыков самостоятельной и коллективной работы в рамках проектов;

− осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.

Постоянная работа по решению практико-ориентированных задач на уроках математики, несомненно, дает хорошие результаты, заметно повышая уровень математической грамотности учащийся, и подготавливая их не только к успешной сдаче ОГЭ, где первые пять заданий являются практико-ориентированными, но и давая ценные навыки по применению математических знаний в реальной жизни.

Практика и еще раз практика — таким я вижу девиз современного учителя математики, и решение практико-ориентированных задач служит его воплощением.

Литература:

  1. Практико-ориентированные задачи по математике. 5–6 класс. Учебное пособие. / Авт.-сост. Ю. А. Скурихина / КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС»2019. 192 с.
  2. Волкова Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С.173–176.
  3. Назарова С. Н. Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения качества обучения // Вестник науки и образования. № 12 (24). 2016. С. 94–95.
  4. Ященко И. В., Рослова Л. О., Высоцкий И. Р. ОГЭ- 2021. Математика. Типовые тестовые задания. Издательство: Экзамен. 2020. 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): математическая грамотность, задача, окружающая действительность, повседневная жизнь, урок математики, знание, коллективная работа, математическая грамотность учащихся, результат решения, решение задач.


Похожие статьи

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как важнейшее средство реализации принципа профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов

В статье рассматриваются возможности реализации принципов профессиональ-ной направленности и учёта индивидуальных особенностей студентов-экономистов при обучении математике за счёт использования профессионально ориентированных мате-матических задач с...

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Особенности организации профильного обучения информатике с целью развития познавательной активности учащихся

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности на уроках информатики.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Похожие статьи

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как важнейшее средство реализации принципа профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов

В статье рассматриваются возможности реализации принципов профессиональ-ной направленности и учёта индивидуальных особенностей студентов-экономистов при обучении математике за счёт использования профессионально ориентированных мате-матических задач с...

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Особенности организации профильного обучения информатике с целью развития познавательной активности учащихся

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности на уроках информатики.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Задать вопрос