Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.04.2023

Статья просмотрена: 3039 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, Л. А. Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики / Л. А. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101795/ (дата обращения: 30.12.2024).



В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Ключевые слова : функциональная грамотность, математика, качество образования

Keywords: functional literacy, mathematics, quality of education

В ФГОС нового поколения в составе государственных гарантий качества основного общего образования вводится новое понятие «Функциональная грамотность»- способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Качество образовательных достижений обучающихся в настоящее время определяется качеством учебных заданий, предлагаемых педагогами.

Традиционные уроки математики уходят в прошлое, на их смену приходят новые, насыщенные различными методиками и современными педагогическими технологиями. Никто даже не задумывался, что современный урок можно будет настолько разнообразить, используя их.

Главное место в уроке отводится деятельности детей, их умению мыслить, ставить перед собой цели и задачи, уметь высказывать свое мнение. Учителю отводится роль куратора, слушателя, который направляет детей к целенаправленному достижению поставленного, развивая в каждом ребенке личность, обладающую навыками функциональной грамотности. Нового понятия в современном образовании. Хотя, как говорит крылатое выражение, родившееся в Англии в 19-м веке: «Всё новое — это хорошо забытое старое!». Мы давно использовали приемы формирования функциональной грамотности на уроках, добиваясь у обучающихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора для решения практических задач, но только в данный момент она стала выделена как активная составляющая образовательного процесса.

В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Функциональная грамотность — это модное новое слово. Но на самом деле — это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. [2]

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний.

Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.

Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

— регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;

— систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

На своих уроках учитель математики имеет возможность развивать одновременно общую и компьютерную части функциональной грамотности, через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.

Формирование функциональной грамотности можно отследить по уровням.

В основной школе развитие функциональной грамотности целесообразно начинать с 5 класса постепенно осуществляя ступенчатый переход по годам обучения. В этот период обучающиеся могут соответствовать 1–2 уровню функциональной грамотности (начальному этапу). [2]

Примеры заданий:

Задача № 1 «Покупка»

Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Галю за покупками в магазин. Это был день недели среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. В микрорайоне находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар (см. таблицу). [1, с. 8]

Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Галя сделают выгодную покупку?

п/п

Название магазинов

«Пятёрочка» +5 % скидка

«Магнит» + 10 % скидка

«Европа» 0 %

Список продуктов

1

Батон

30 рублей

33 рубля

27 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

30 рублей

3

Пакт кефира

33 рубля

39 рублей

29 рублей

4

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

132 рубля

5

Упаковка сосисок

283 рублей

275 рублей

260 рублей

6

Пряники

56 рублей

59 рублей

45 рублей

Задача № 2 «Работа с графической информацией»

  1. Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение высоты», он установлен перед мостами на улице Станционной. Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную высоту.

http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/General_Science/RoadSigns/ProhibitiveSigns/18_4ruh_transportnyh_zasobiv_vysota_yakyh_perevyshch_zaboroneno.jpg

Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд? В ответе укажите номер правильного варианта.

1) молоковозу высотой 3770 мм

2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм

3) автотопливозаправщику высотой 2900 мм

4) автоцистерне высотой 3350 мм. [3]

Задача № 3 «Работа с текстом»

Школьная клумба имеет форму прямоугольника, периметр которой равен 12 м. Найдите длину и ширину клумбы, если длина равна четному числу метров.

Вывод: выполнение заданий такого типа позволяет сформировать читательскую грамотность, способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В 7-м классе уже можно делать общие выводы по овладению учащимися функциональной грамотностью, так как в этот период обучения задания по математике усложняются, учащимся предлагается выстраивать свои рассуждения по определенным темам, предлагать самостоятельные пути и способы решения определенных задач, умение наглядного представления материала в виде графиков, таблиц, умение работать с кейсами в группах.

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3–5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:

— учащиеся на этом этапе должны четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;

— уметь разбирать и находить более простые решения сложных ситуаций;

— демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания в определенные цепочки, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Учащиеся 9–10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6–7 ее уровням:

— большинство должно демонстрировать навыки разработки и решения сложных ситуаций математического содержания;

— уверенную работу с кейс-технологиями и группе;

— умение публичного выступления, высказывания суждений, умения задавать вопросы оппонентам;

— применение полученных навыков на практике. [1, с. 20–27]

Вывод. Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно активнее использовать в образовательном процессе контекстные задачи, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.

В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность учащихся, мотивирующие их на эту деятельность и проясняющие смыслы этой деятельности.

«Хорошими» заданиями с точки зрения «пошагового» формирования всех составляющих функциональной грамотности являются:

— учебные исследования, проекты и задания проектного типа;

— кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий;

— задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, математических выражений и т. п.). [1,с.4]

Литература:

  1. Казакова, Р. А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р. А. Казакова, О. И. Кравцова; науч.ред. С. Ф. Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,2017.
  2. Общие выводы и рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы.– ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» –URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/obshchie-vyvody.php (дата обращения: 12.02.2023).
  3. PISA: математическая грамотность. — Минск: РИКЗ, 2020. — URL: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
  4. URL: http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/ — Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики (дата обращения: 17.02.2023).
  5. URL: http://оf.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий. (дата обращения: 16.02.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, рубль, задача, задание, знание, умение, PISA, образовательный процесс, пачка пельменей, черный хлеб.


Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Задать вопрос