Функциональная грамотность на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, А. А. Функциональная грамотность на уроках математики / А. А. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 349-350. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101773/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность.

Согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100), с 1 сентября 2022 года введен ФГОС ООО третьего поколения.

Одна из новинок этого «сезона» — функциональная грамотность.

Функциональная грамотность — это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл — в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее — синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи [1].

Функциональная грамотность расширяет кругозор школьника, делая упор на решение практико-ориентированных задач, применяя сформированные предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности. Теперь ученики должны понять, как изучаемые предметы в школе помогут им в жизни в нашем нестабильном и изменчивом мире.

Виды функциональной грамотности:

— Читательская грамотность

— Математическая грамотность

— Естественнонаучная грамотность

— Финансовая грамотность

— Глобальные компетенции

— Креативное мышление

На уроках математики необходимо развить у школьников математическую грамотность. Что мы понимаем под этим понятием и как определить сформирована ли она у ученика?

«Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [2].

Для полноценного формирования математической грамотности необходимо изменить деятельность на уроке, чтобы ученик самостоятельно выражал свои мысли, гипотезы, вел дискуссии, работал в команде, фиксировал результаты, т. е. принимал активное участие на всех этапах урока. Изучение базовых умений приходится на 5–6 классы, поэтому необходимо выводить формирование математической грамотности на первое место.

Из своего опыта работы хочу привести некоторые приемы развития математической грамотности.

Для актуализации знаний часто использую на уроках «облако слов». На презентации или на раздаточных карточках в хаотичном порядке записаны слова, из них нужно сложить определение, понятие, теорему. Детям очень нравится такой прием, это позволяет быстро включиться в работу. Например, «Диаграмма это наглядное представление зависимости одной величины от другой».

Прием «верно-неверно». На доске или презентации записаны примеры с ошибками, нужно их исправить и аргументировать почему. Например,

— смежные углы равны;

— сумма углов треугольника равна 360 0 ;

— Медиана — это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;

— Если две стороны одного треугольника равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Для проверки знаний и умений школьников на своих уроках использую игровые технологии, а именно составляю кроссворды по изучаемой теме, небольшие квесты, брейн-ринг. Также ученики на уроках самостоятельно составляют кластеры по теме урока, это в свою очередь служит им небольшой шпаргалкой.

Особую роль на уроках отвожу проектной деятельности. При подготовке проекта школьникам необходимо определить проблему, составить план подготовки проекта, найти необходимую информацию, подготовить продукт и презентацию. Проект можно выполнять индивидуально или в группе, это по желанию самого ученика.

Школьники сами составляют ситуационные задачи на примере реальных жизненных ситуаций. Например, рассчитать сумму полученного дохода от банковского вклада, покупки в магазинах, где выгоднее приобрести тот или иной товар, расчет стоимости экскурсионного тура, подсчет калорий и многое другое. Такие задачи помогают ученикам понять, где можно применять полученные ими знания на уроках. Также проектная деятельность способствует развитию познавательной активности на уроках, развивает мышление, учит рассуждать и делать выводы.

Формирование математической грамотности может развивать ка на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Выпуская ученика необходимо научить его своевременно реагировать на события в мире, находить, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Литература:

  1. https://mcko.ru
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaosnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-brazovaniya-3
  3. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 // Официальный сайт ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». — Режим доступа: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/ 2201978.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL:https://fgos.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): математическая грамотность, функциональная грамотность, урок, задача, проектная деятельность, ученик, Читательская грамотность.


Похожие статьи

Технологии формирования читательской грамотности

В статье автор рассматривает технологии системного формирования читательской грамотности.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе

В статье представлен опыт формирования функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе.

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Похожие статьи

Технологии формирования читательской грамотности

В статье автор рассматривает технологии системного формирования читательской грамотности.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе

В статье представлен опыт формирования функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе.

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Задать вопрос