Формирование функциональной математической грамотности
Автор: Бахарева Ирина Вячеславовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)
Дата публикации: 07.07.2022
Статья просмотрена: 276 раз
Библиографическое описание:
Бахарева, И. В. Формирование функциональной математической грамотности / И. В. Бахарева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/455/17376/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, практико-ориентированные задачи.
Одной из приоритетных целей обучения математики является: формирование функциональной математической грамотности. На уроках математики необходимо формировать умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты [1].
Как известно, задания, проверяющие математическую грамотность учеников, имеют чётко выраженную прикладную направленность. Типичные ошибки, при решении таких заданий, связаны с неумением читать условие задачи, искать пути решения, применять известные алгоритмы в изменённой ситуации. Чтобы научить выполнять такие задания, необходима систематическая работа и практическая направленность при изучении математики.
Хочу остановиться на заданиях, которые я применяю в своей педагогической практике для формирования функциональной математической грамотности.
1. Решение практико-ориентированных задач на различных этапах урока
Примеры задач.
— Масса четырёх учащихся нашего класса 1 ц 9 кг. Какова может быть масса каждого? Приведите варианты .
— Шмель летит со скоростью 18 км\ч, а стрекоза — 10 м\с. Кто летит быстрее, и во сколько раз?
— Скорость ветра 3 м\с. Чайка летит по ветру со скоростью 7 м\с. С какой скоростью она будет лететь против ветра?
— Какой формы гирлянду может изготовить электрик, если у него есть 140 метров светодиодной ленты?
— Какого размера нужно взять кусок ткани, чтобы сшить юбку-солнце для ученицы 6 класса? (Длина юбки до колена, припуски на швы 2 см). Значение π принять равным 3.
2. Составление практико-ориентированных задач учащимися
Огромный интерес вызывает у учащихся задание на составление задач.
— Составление практических задач по данной теме.
— Составление практико-ориентированных задач из математической задачи. (Например: Найти площадь прямоугольника со сторонами 3 м и 4 м. Ребята составляют задачи о покупке плитки в комнату, зарплате рабочему за покраску пола и т.д.)
— Составление задач, которые ежедневно решают работники разных профессий.
Профессия |
Задачи |
|
1 |
Домохозяйка |
Для приготовления летнего салата для семьи нужно 500г помидор по цене 25 руб. за 1 кг, 300 г огурцов по цене 40 руб., 30 г зеленого лука по цене 6 руб., 50 г сметаны по цене 50 руб. за баночку массой 200 г. Какова будет стоимость салата? |
2 |
Продавец |
В школьный буфет привезли пирожки. Ученики старших классов скупили 120 пирожков, что составило 28 % всего количества. Сколько всего привезли пирожков? Сколько пирожков купили ученики младших классов, если 10 пирожков остались не проданными? |
3 |
Таксист |
Таксист за месяц проехал 10000 км. Стоимость 1 л. бензина 49 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля? |
3. Выполнение проектов
Например, для решения следующей задачи ученикам придётся выполнить некоторый проект: Шестиклассник Иван с родителями и семнадцатилетней сестрой едет на неделю в Крым. Помогите ему рассчитать стоимость туристической путёвки. (Реклама турагенства выдаётся детям)
Проект «Покупка в кредит». Ученики получат ответ на вопросы: Что выгоднее — заработать и накопить, сохраняя деньги дома, заработать и накопить, открыв счёт в банке; совершить покупку в кредит, выплачивать который нужно будет из заработанных средств? Какие виды кредитов более выгодны?
Проект «Делаем ремонт» может быть разработан учащимися как творческое задание при изучении темы «Площадь и периметр».
4. Проведение внеклассных мероприятий
Большой интерес у учащихся вызывают внеклассные мероприятия, показывающие связь математики с жизнью.
Внеклассное мероприятие «Математика для спорта и спорт для математики» убедило в неразрывной связи математики и спорта многих учащихся. Примеры заданий:
Станция 1. «Измеряй и вычисляй». Каждый участник команды выполняет прыжок в длину с места. Команда замеряет и записывает результат в сантиметрах. Подсчитывает общую сумму и объявляют судье и записывают в маршрутный лист.
Станция 2. «Определи победителя». На соревнованиях по фигурному катанию спортсмены получили следующие оценки.
Определите победителя. Ваш ответ запишите в маршрутный лист. Если нужна подсказка — обратитесь к судье, но баллов за выполненное задание будет меньше
Станция 3. «Подбери инвентарь». Выбери лыжи и палки спортсмену.
Иванов Иван участвует в соревнованиях по коньковому стилю катания. Рост Ивана 175 см. Подберите спортсмену лыжи и палки для участия в соревновании.
Длина лыж для классического стиля катания должна превышать рост лыжника на 20–30 см. Лыжи для прогулок, как правило, выбирают на 15–25 см выше роста лыжника. Длина лыж для конькового стиля катания должна превышать рост лыжника на 5–15 см.
Длина лыжных палок для классического стиля катания должна быть на 25–30 см меньше роста лыжника. Длина лыжных палок для конькового стиля катания должна быть на 15–20 см меньше роста лыжника.
Инвентарный номер пары в хранилище |
Длина лыж и лыжных палок |
|
Лыжи |
Лыжные палки |
|
1 |
175 |
200 |
2 |
165 |
195 |
3 |
155 |
190 |
4 |
145 |
175 |
5 |
140 |
170 |
При проведении внеклассного мероприятия «Построение на местности» учащиеся научились строить геометрические фигуры на местности, применяя изученные свойства.
5. Использование цифровых образовательных ресурсов
— Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
— Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей.
— https://uchi.ru/b2t/teacher/functgram/works/library
6. Задачи, представленные в вариантах для подготовки к ВПР, ОГЭ
— На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 100 м. Ширина всех улиц в этом районе — 30 м.
Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане. Ответ дайте в метрах [2].
— Владелец квартиры выбирает холодильник из двух моделей А и Б. Цена холодильников и их среднее суточное потребление электроэнергии указаны в таблице. Цена электроэнергии составляет 4 рубля за кВт · ч.
Модель |
Цена холодильника (руб) |
Среднее потребление электроэнергии в сутки, кВт · ч |
А |
30 000 |
0,7 |
Б |
28 000 |
0,9 |
Обдумав оба варианта, владелец квартиры выбрал модель А. Через сколько лет непрерывной работы экономия от меньшего расхода электроэнергии окупит разницу в цене этих холодильников? Ответ округлите до целого числа [3].
Литература:
- Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» [Электронный ресурс] // URL https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_proekt_.htm
- Примеры задач «Математическая грамотность» [Электронный ресурс] // URL https://infourok.ru/primery-zadach-matematicheskaya-gramotnost-5586688.html
- Решу ОГЭ [Электронный ресурс] // URL https://oge.sdamgia.ru/test?id=45441177&nt=True&pub=False
Похожие статьи
Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике
Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение
В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.
Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка
Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.
Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики
В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.
Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA
В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.
Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы
В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий
Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе
В статье авторы представляют опыт работы по подготовке методической недели в специальной школе.
Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся
В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.
Похожие статьи
Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике
Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение
В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.
Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка
Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.
Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики
В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.
Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA
В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.
Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы
В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий
Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе
В статье авторы представляют опыт работы по подготовке методической недели в специальной школе.
Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся
В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.