Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 29.12.2023

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Куманькина, А. А. Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике / А. А. Куманькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109740/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, практико-ориентированные задачи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) акцентируется необходимость формирования у учащихся функциональной грамотности [3]. Государство подчеркивает значимость подготовки выпускников, обладающих всесторонне развитыми способностями: умением анализировать информацию, решать нестандартные задачи, успешно применять полученные знания на практике и т. д. Следовательно, одной из ключевых целей современной школы является формирование и развитие у школьников функциональной грамотности. Этот аспект рассматривается как один из основных показателей уровня знаний, умений и навыков учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека применять свои знания и навыки на практике для успешного решения повседневных задач в различных областях жизни [1].

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность некоторых составляющих: математическая, естественно-научная, финансовая, читательская грамотность и др. Одна из основных составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность обучающихся. Математическая грамотность — это способность человека применять математический аппарат в решении повседневных задач [2].

Задачи играют важную роль в обучении математике. Они служат основным методом обучения. Практико-ориентированные задачи являются одним из эффективных средств при формировании функциональной грамотности у учащихся. Поскольку они направлены на практическое применение математических знаний и способствуют развитию у обучающихся навыки решения задач в реальных жизненных ситуациях.

Приведем примеры практико-ориентированных задач составленных для учащихся 7 класса по алгебре и геометрии.

Тема: Числовые выражения.

I. Каждый человек является управляющим своим личным финансовым миром, который включает в себя доходы, расходы и удовлетворение потребностей своей семьи. Ежемесячно мы сталкиваемся с оплатой коммунальных услуг — газа, электроэнергии, водоснабжения, отопления, а также вывоз мусора и прочих услуг. В таблице 1 представлены тарифы на коммунальные услуги.

Таблица 1

Коммунальные услуги

п/п

Вид услуги

Единица услуги

Тариф

1

Холодная вода

за 1

30,08 руб.

2

Горячая вода

за 1

217,96 руб.

3

Газоснабжение

за 1

7,35 руб.

4

Электроэнергия

за 1 кВт/ч

4,43 руб.

5

Отопление

за 1

17,8 руб.

6

Вывоз твердых бытовых отходов

с чел. в месяц

118 руб.

7

Кабельное телевидение

в месяц

120 руб.

8

Освещение мест общего пользования

с каждой квартиры в месяц

7 кВт/ч

Задание 1. Вычислите какую сумму заплатит семья за электроэнергию по показаниям счетчика. Данные счетчика представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показания счетчика

п/п

Показания счетчика

Сумма к оплате

Предыдущее

Последующее

1

5646

5987

2

5987

6412

Примечание: при оплате коммунальных услуг за электроэнергию с каждой семьи дополнительно взимается плата за освещение мест общего пользования.

Задание 2. В текущем месяце при снятии показаний были получены следующие данные: холодная вода — 124,64 ; горячая вода — 69,42 . В прошлом месяце показания были следующими: холодная вода — 116,415 ; горячая вода — 65,322 . Вычислите, какую сумму заплатит семья за месяц по счетчикам?

Тема: График функции.

Маркетплейс — это онлайн-платформа, где несколько продавцов предлагают свои товары покупателям, обеспечивая возможность выбора, сравнения и покупки разнообразных товаров или услуг на одном ресурсе.

На рис. 1 представлен график продаж с 21.05.2023–27.05.2023.

График продаж

Рис. 1. График продаж

Задание 1. Выберите верные утверждения:

  1. 25 мая было продано 20 товаров;
  2. Выручка за 23 мая была больше 17 000 рублей;
  3. Цена товара с 21 мая по 27 мая выросла на 15 рублей;
  4. Наименьшее количество товаров было продано 26 мая.

Тема: Некоторые свойства прямоугольного треугольника.

Для эффективного и прочного возведения больших пролётов и разнообразных строений, таких как мосты, промышленные комплексы, спортивные арены, а также павильоны и сценические конструкции, используются строительные фермы (рис. 2).

Строительная ферма

Рис. 2. Строительная ферма

Треугольная форма, присутствующая в строительных фермах, является основой их прочности, поскольку она обеспечивает оптимальное распределение нагрузок и повышенную устойчивость конструкции.

Задание 1. На рис. 3 представлен чертёж. Найдите значение углов, обозначенными цифрами 1, 2, 3.

Чертёж к заданию 1 по теме «Некоторые свойства прямоугольных треугольников»

Рис. 3. Чертёж к заданию 1 по теме «Некоторые свойства прямоугольных треугольников»

Задание 2. На балке АС были обнаружены дефекты. В связи с чем балку требуется заменить. Измерить её длину невозможно. Однако, известно, что угол наклона балки АС относительно горизонтальной балки ВС составляет , а высота вертикальной балки АВ равна 2 метрам. Определите длину балки АС.

Исходя из приведенных практико-ориентированных задач, следует отметить, что подобные примеры играют важную роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Задачи, ориентированные на реальные жизненные ситуации, способствуют не только усвоению математических знаний, но и развитию практических навыков использования полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, использование практико-ориентированных задач, включенных в учебный процесс по математике и геометрии, является эффективным инструментом формирования функциональной грамотности учащихся и способствует их подготовке к успешному применению математических знаний в повседневных задачах и различных сферах жизни.

Литература:

  1. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–2. — С. 10–15.
  2. Иванова, Т. А. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности / Т. А. Иванова, О. В. Симонова. — Текст: непосредственный // Вестник Вятского гуманитарного университета. — 2009. — № 1. — С. 125–129.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». — Текст: электронный // Официальное опубликование правовых актов: официальный сайт. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202107050027 (дата обращения: 12.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, задача, горячая вода, показание счетчика, холодная вода, график продаж, какая сумма, математическая грамотность, общее пользование, функциональная грамотность учащихся.


Похожие статьи

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Формирование функциональной математической грамотности

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как важнейшее средство реализации принципа профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов

В статье рассматриваются возможности реализации принципов профессиональ-ной направленности и учёта индивидуальных особенностей студентов-экономистов при обучении математике за счёт использования профессионально ориентированных мате-матических задач с...

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Похожие статьи

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Формирование функциональной математической грамотности

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как важнейшее средство реализации принципа профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов

В статье рассматриваются возможности реализации принципов профессиональ-ной направленности и учёта индивидуальных особенностей студентов-экономистов при обучении математике за счёт использования профессионально ориентированных мате-матических задач с...

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Задать вопрос