Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 30.12.2023

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Куманькина, А. А. Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики / А. А. Куманькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109757/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспекты формирования функциональной грамотности (математической грамотности) на уроках математики.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, задачи, методические особенности.

Функциональная грамотность на сегодняшний день является одним приоритетных направлений и занимает особое место в образовании. В нашей работе под функциональной грамотностью будем понимать способность человека применять знания, полученные на протяжении всей жизни, для решения широкого спектра задач, охватывающих различные виды человеческой деятельности, общение и социальные взаимодействия [1].

В структуре функциональной грамотности выделяются 3 основных вида [2]:

— математическая грамотность — способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические знания в различных сферах жизни;

— читательская грамотность — способность человека понимать не только смысл текста, но и анализировать его, расширять свои знания, участвовать в общественной жизни и использовать чтение как инструмент для личного и профессионального роста;

— естественно-научная грамотность — способность человека объяснять природные явления научным образом, понимать основы научного исследования, анализировать данные и использовать научные доказательства для обоснованных выводов и принятия гражданских позиций по научным вопросам.

Рассмотрим методические особенности формирования математической грамотности на уроках математики. Процесс формирования математической грамотности базируется на трех основных структурных компонентах (рис. 1).

Компоненты математической грамотности

Рис. 1. Компоненты математической грамотности

Задачи играют важную роль в обучении математике. Они служат основным методом обучения. Задания, направленные на формирование математической грамотности, должны соответствовать компонентам математической грамотности: контекст задания, математическое содержание задания, компетентностная область.

Контекст задания представляет собой ситуацию или условия, в которых предлагается определенная задача. Контекст задачи может быть разнообразным и охватывать различные сферы жизни, включая четыре основные категории: личная жизнь, общественная жизнь, профессиональная деятельность, научная деятельность.

Содержательная область задач по математической грамотности разделена на четыре основные категории [3]:

  1. Изменения и зависимости. Задачи в этой категории относятся к математическому описанию связей и зависимостей между переменными.
  2. Пространство и форма. Данная категория включает задачи, связанные с пространственными и плоскими геометрическими формами и их отношениями.
  3. Количество. Задачи, относящиеся к числам и взаимосвязям между ними.
  4. Неопределённость и данные. Эта категория включает задачи, связанные с вероятностными и статистическими явлениями.

Компетентностная область описывает мыслительные процессы, которые применяются при решении предложенных задач, используя такие глаголы, как формулировать, применять, интерпретировать и оценивать. Эти глаголы указывают на конкретные задачи, которые выполняют обучающиеся.

Формулировать. Перевод ситуации или задачи на язык математики для более точного понимания и решения.

Применять. Применение математических инструментов (понятий, теорем и т. п.) для решения задачи или анализа ситуации.

Интерпретировать и оценивать. Анализ и понимание полученных математических решений и их применимости в контексте задачи.

При разрабатывании задач, направленных на формирование математической грамотности, мы придерживались определенных требований (рис. 2).

Требования к задачам

Рис. 2. Требования к задачам

Исходя из представленных методических аспектов формирования математической грамотности на уроках математики, ключевым фактором является качественное составление задач. Они должны быть структурированы, соответствовать контексту реальной жизни, акцентировать внимание на различных областях математического содержания, а также на развитии мыслительных процессов учащихся.

Литература:

  1. Леонтьев, А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / А. А. Леонтьев. — Москва, 2003. — 367 с. — ISBN 5–85939–329–6. — Текст: непосредственный.
  2. Сорокина, И. В. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О. А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. — Самара: СИПКРО, 2019. — 105 с. — Текст: непосредственный
  3. Формирование функциональной грамотности обучающихся: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Л. Н. Храмовой, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева, Л. С. Шмульская. — Красноярск: Литера-принт, 2021. — 130 с. — Текст: непосредственный
Основные термины (генерируются автоматически): математическая грамотность, функциональная грамотность, задача, способность человека, урок математики, естественно-научная грамотность, методический аспект формирования, общественная жизнь, различная сфера жизни, читательская грамотность.


Похожие статьи

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности

Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах

В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Похожие статьи

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности

Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах

В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Задать вопрос