В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспекты формирования функциональной грамотности (математической грамотности) на уроках математики.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, задачи, методические особенности.
Функциональная грамотность на сегодняшний день является одним приоритетных направлений и занимает особое место в образовании. В нашей работе под функциональной грамотностью будем понимать способность человека применять знания, полученные на протяжении всей жизни, для решения широкого спектра задач, охватывающих различные виды человеческой деятельности, общение и социальные взаимодействия [1].
В структуре функциональной грамотности выделяются 3 основных вида [2]:
— математическая грамотность — способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические знания в различных сферах жизни;
— читательская грамотность — способность человека понимать не только смысл текста, но и анализировать его, расширять свои знания, участвовать в общественной жизни и использовать чтение как инструмент для личного и профессионального роста;
— естественно-научная грамотность — способность человека объяснять природные явления научным образом, понимать основы научного исследования, анализировать данные и использовать научные доказательства для обоснованных выводов и принятия гражданских позиций по научным вопросам.
Рассмотрим методические особенности формирования математической грамотности на уроках математики. Процесс формирования математической грамотности базируется на трех основных структурных компонентах (рис. 1).
Рис. 1. Компоненты математической грамотности
Задачи играют важную роль в обучении математике. Они служат основным методом обучения. Задания, направленные на формирование математической грамотности, должны соответствовать компонентам математической грамотности: контекст задания, математическое содержание задания, компетентностная область.
Контекст задания представляет собой ситуацию или условия, в которых предлагается определенная задача. Контекст задачи может быть разнообразным и охватывать различные сферы жизни, включая четыре основные категории: личная жизнь, общественная жизнь, профессиональная деятельность, научная деятельность.
Содержательная область задач по математической грамотности разделена на четыре основные категории [3]:
- Изменения и зависимости. Задачи в этой категории относятся к математическому описанию связей и зависимостей между переменными.
- Пространство и форма. Данная категория включает задачи, связанные с пространственными и плоскими геометрическими формами и их отношениями.
- Количество. Задачи, относящиеся к числам и взаимосвязям между ними.
- Неопределённость и данные. Эта категория включает задачи, связанные с вероятностными и статистическими явлениями.
Компетентностная область описывает мыслительные процессы, которые применяются при решении предложенных задач, используя такие глаголы, как формулировать, применять, интерпретировать и оценивать. Эти глаголы указывают на конкретные задачи, которые выполняют обучающиеся.
Формулировать. Перевод ситуации или задачи на язык математики для более точного понимания и решения.
Применять. Применение математических инструментов (понятий, теорем и т. п.) для решения задачи или анализа ситуации.
Интерпретировать и оценивать. Анализ и понимание полученных математических решений и их применимости в контексте задачи.
При разрабатывании задач, направленных на формирование математической грамотности, мы придерживались определенных требований (рис. 2).
Рис. 2. Требования к задачам
Исходя из представленных методических аспектов формирования математической грамотности на уроках математики, ключевым фактором является качественное составление задач. Они должны быть структурированы, соответствовать контексту реальной жизни, акцентировать внимание на различных областях математического содержания, а также на развитии мыслительных процессов учащихся.
Литература:
- Леонтьев, А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / А. А. Леонтьев. — Москва, 2003. — 367 с. — ISBN 5–85939–329–6. — Текст: непосредственный.
- Сорокина, И. В. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О. А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. — Самара: СИПКРО, 2019. — 105 с. — Текст: непосредственный
- Формирование функциональной грамотности обучающихся: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Л. Н. Храмовой, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева, Л. С. Шмульская. — Красноярск: Литера-принт, 2021. — 130 с. — Текст: непосредственный