Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся
Автор: Горохова Ирина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 14.11.2022
Статья просмотрена: 619 раз
Библиографическое описание:
Горохова, И. В. Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся / И. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17552/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность.
Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий.
Алексей Иванович Маркушевич, советский математик и педагог
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений».
Структура школьного образования переживает качественные перемены. На передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам –это умение работать сообща, проявлять лидерские качества, активность, самостоятельность, ИКТ-компетентность. Заказ общества направлен на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Сформировать все эти качества современного выпускника поможет развитие функциональной грамотности обучающегося.
Современные школьники уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений: самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Это требует от них сформированности определенного уровня финансовой грамотности. Обучающиеся являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам. Все это делает актуальным введение в программы различных школьных предметов задачи формирования экономической (финансовой) грамотности выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего поколения.
Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность. Математические навыки необходимы для решения основных финансовых задач: решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет соотнести теорию школьного курса математики и различные задачи с жизненными ситуациями, с которыми приходится реально сталкиваться школьникам, коммерческие расчеты помогают ученику видеть практическую направленность математики.
Социологическая энциклопедия определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. [1, с. 88]
Алексей Алексеевич Леонтьев, советский и российский лингвист и психолог, дал следующее определение: «Функционально грамотный человек –это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2, с.6].
Анализ структуры и содержания академической и функциональной грамотности обучающихся обнаруживает их принципиальные отличия. Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности, представлена в виде таблицы 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности
Академическая грамотность |
Функциональная грамотность |
Совокупность компетенций, обладающая синергетическим эффектом и определяющая общий уровень грамотности |
Способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности |
Моделирует ту или иную область научного познания |
Моделирует реальную жизненную ситуацию |
Предполагает развитие причинно-следственного, линейного мышления |
Ориентируется на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описывать только причинно-следственными связями |
Констатируется на базе классической системы формирования понятий на основе преимущественно использования индуктивного метода |
Констатируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода |
Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения |
Ученики осваивают систему концептов, включающих предметные знания учеников. Становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях |
На основе представленной таблицы можно сделать вывод, что развитию функциональной грамотности в большей степени соответствует интегративное содержание. Учебные занятия, направленные на развитие функциональной грамотности, носят метапредметный характер. На сегодняшний день в поисках эффективных путей повышения уровня обучения в школе используются межпредметные связи. Опираясь на них, можно интегрировать курс финансовой грамотности с другими школьными предметами.
На уроках математики ученики решают задачи, которые имеют экономическое содержание, учатся строить и исследовать графики, вычислять процент. Данные знания, несомненно, пригодятся, когда человек будет брать кредит, выполнять вклад и другое. Также очевидна связь обществознания и финансовой грамотности, в курсе обществознания имеется раздел с экономическим содержанием, где изучаются финансовые отношения и жизнь человека в целом. Такой предмет как география, дает знания, связанные с географическим положением государств, экономическими ресурсами государства, полезными ископаемыми, географией промышленности, сельского хозяйства, транспорта, туризма и сферы услуг. Для того чтобы не совершать ошибки в будущем, нужно знать какие ошибки совершались нашими предками в прошлом. Такие знания дает нам предмет история. На уроках истории ученики изучают: историю торговли и появление рыночных отношений, появление денег, влияние конфликтов на экономику, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки, экономические кризисы.
Математическая грамотность –это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. Это определение дано в международном исследовании PISA (Programme for International Students Assessment). [3]
Финансовая грамотность–это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни. Финансовая грамотность подразумевает знания, умения, необходимые для применения этих знаний, и способность соотнесения финансовых моделей с реальной жизнью. [3]
Проводимые исследования показывают, что ученики хуже всего справляются с задачами, в которых требуется применить математические умения в жизненной ситуации. Одной из главных причин отсутствия соответствующих умений является тот факт, что, как правило, учащихся знакомят с математическими фактами, алгоритмами, правилами и на наборе задач отрабатывают умения в применении изложенной темы. Но школьники зачастую не представляют, в какой области науки можно применить полученные ими на уроках знания. Отсюда и возникает представление о математике как сложной и жизненно неприменимой науке, пропадает мотивация и интерес к изучению предмета.
В школьных учебниках, пособиях по по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ можно найти задания, иллюстрирующие экономические модели, при анализе которых обучающиеся будут использовать традиционный школьный материал.
Пример 1. В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) длительностью более 5 минут рассчитывается по формуле C = 150 + 11(t − 5), где t —длительность поездки (в минутах). Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 8-минутной поездки. Ответ дайте в рублях.
Пример 2. Наталья Николаевна положила в банк 1 млн р. под некоторый процент. Через год ее вклад с начисленными процентами был пролонгирован (продлен) еще на год, однако годовой процент по нему был понижен на 4 %. В конце второго года, закрыв вклад, она получила 1 254 000 р. Сколько денег было на вкладе на момент его закрытия?
Пример 3. При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 8 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 8 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1900 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 260 рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешёвый вариант?
Функциональная грамотность –один из важнейших индикаторов общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников –важный показатель качества образования.
Литература:
- Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
- PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019
Похожие статьи
Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики
В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...
Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы
В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий
Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике
Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.
Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...
Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена
В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...
Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.
Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение
В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.
Похожие статьи
Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики
В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...
Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы
В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий
Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике
Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.
Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...
Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена
В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...
Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.
Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение
В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.