Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 14.11.2022

Статья просмотрена: 619 раз

Библиографическое описание:

Горохова, И. В. Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся / И. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17552/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность.

Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий.

Алексей Иванович Маркушевич, советский математик и педагог

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений».

Структура школьного образования переживает качественные перемены. На передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам –это умение работать сообща, проявлять лидерские качества, активность, самостоятельность, ИКТ-компетентность. Заказ общества направлен на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Сформировать все эти качества современного выпускника поможет развитие функциональной грамотности обучающегося.

Современные школьники уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений: самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Это требует от них сформированности определенного уровня финансовой грамотности. Обучающиеся являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам. Все это делает актуальным введение в программы различных школьных предметов задачи формирования экономической (финансовой) грамотности выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность. Математические навыки необходимы для решения основных финансовых задач: решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет соотнести теорию школьного курса математики и различные задачи с жизненными ситуациями, с которыми приходится реально сталкиваться школьникам, коммерческие расчеты помогают ученику видеть практическую направленность математики.

Социологическая энциклопедия определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. [1, с. 88]

Алексей Алексеевич Леонтьев, советский и российский лингвист и психолог, дал следующее определение: «Функционально грамотный человек –это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2, с.6].

Анализ структуры и содержания академической и функциональной грамотности обучающихся обнаруживает их принципиальные отличия. Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности, представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности

Академическая грамотность

Функциональная грамотность

Совокупность компетенций, обладающая синергетическим эффектом и определяющая общий уровень грамотности

Способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности

Моделирует ту или иную область научного познания

Моделирует реальную жизненную ситуацию

Предполагает развитие причинно-следственного, линейного мышления

Ориентируется на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описывать только причинно-следственными связями

Констатируется на базе классической системы формирования понятий на основе преимущественно использования индуктивного метода

Констатируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода

Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения

Ученики осваивают систему концептов, включающих предметные знания учеников. Становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях

На основе представленной таблицы можно сделать вывод, что развитию функциональной грамотности в большей степени соответствует интегративное содержание. Учебные занятия, направленные на развитие функциональной грамотности, носят метапредметный характер. На сегодняшний день в поисках эффективных путей повышения уровня обучения в школе используются межпредметные связи. Опираясь на них, можно интегрировать курс финансовой грамотности с другими школьными предметами.

На уроках математики ученики решают задачи, которые имеют экономическое содержание, учатся строить и исследовать графики, вычислять процент. Данные знания, несомненно, пригодятся, когда человек будет брать кредит, выполнять вклад и другое. Также очевидна связь обществознания и финансовой грамотности, в курсе обществознания имеется раздел с экономическим содержанием, где изучаются финансовые отношения и жизнь человека в целом. Такой предмет как география, дает знания, связанные с географическим положением государств, экономическими ресурсами государства, полезными ископаемыми, географией промышленности, сельского хозяйства, транспорта, туризма и сферы услуг. Для того чтобы не совершать ошибки в будущем, нужно знать какие ошибки совершались нашими предками в прошлом. Такие знания дает нам предмет история. На уроках истории ученики изучают: историю торговли и появление рыночных отношений, появление денег, влияние конфликтов на экономику, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки, экономические кризисы.

Математическая грамотность –это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. Это определение дано в международном исследовании PISA (Programme for International Students Assessment). [3]

Финансовая грамотность–это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни. Финансовая грамотность подразумевает знания, умения, необходимые для применения этих знаний, и способность соотнесения финансовых моделей с реальной жизнью. [3]

Проводимые исследования показывают, что ученики хуже всего справляются с задачами, в которых требуется применить математические умения в жизненной ситуации. Одной из главных причин отсутствия соответствующих умений является тот факт, что, как правило, учащихся знакомят с математическими фактами, алгоритмами, правилами и на наборе задач отрабатывают умения в применении изложенной темы. Но школьники зачастую не представляют, в какой области науки можно применить полученные ими на уроках знания. Отсюда и возникает представление о математике как сложной и жизненно неприменимой науке, пропадает мотивация и интерес к изучению предмета.

В школьных учебниках, пособиях по по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ можно найти задания, иллюстрирующие экономические модели, при анализе которых обучающиеся будут использовать традиционный школьный материал.

Пример 1. В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) длительностью более 5 минут рассчитывается по формуле C = 150 + 11(t − 5), где t —длительность поездки (в минутах). Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 8-минутной поездки. Ответ дайте в рублях.

Пример 2. Наталья Николаевна положила в банк 1 млн р. под некоторый процент. Через год ее вклад с начисленными процентами был пролонгирован (продлен) еще на год, однако годовой процент по нему был понижен на 4 %. В конце второго года, закрыв вклад, она получила 1 254 000 р. Сколько денег было на вкладе на момент его закрытия?

Пример 3. При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 8 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 8 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1900 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 260 рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешёвый вариант?

Функциональная грамотность –один из важнейших индикаторов общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников –важный показатель качества образования.

Литература:

  1. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
  3. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019

Похожие статьи

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Похожие статьи

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.