Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 1074 раза

Библиографическое описание:

Ланцова, Т. А. Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования / Т. А. Ланцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18673/ (дата обращения: 22.12.2024).

В стратегии модернизации содержания общего образования отмечено, что развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, способные к самостоятельным ответственным решениям в ситуации выбора, к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний.

Суть и смысл современного полного общего среднего образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации и преобразованию профессиональной среды, ориентированного на компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности и творческую реализацию. Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, что наиболее важно в условиях современного развития общества.

Необходимо заметить, что введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В условиях современных информационных войн особенно важен критический анализ информации, полученной в той или иной форме (в тексте на бумажном носителе и в интернете, а также по телевидению и в средствах массовой информации).

Перед каждым учителем, который видит свое назначение в том, чтобы создать условия каждому ученику для свободного саморазвития, так или иначе встает проблема: как научить учеников самостоятельно работать с текстом, какие умения и навыки являются для ученика обязательными в том или ином классе, а какие можно обозначить как продвинутый- повышенный уровень? Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по следующим этапам: постановка целей и задач до чтения текста; анализ текста во время чтения; обсуждение — анализ после прочтения текста. Умения и навыки работы с текстом учебника впоследствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом включает разнообразные аспекты, последовательно реализуемые в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала и при изучении нового.

Учебная деятельность по формированию умений по работе с текстом и информацией в современных условиях необходимо осуществлять на основе стандартных требований. В содержании междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» ФГОС — 2 выделены для освоения следующие разделы: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.

На основе указанных стандартных требований автор представляет разработанный им перечень образовательных результатов в данной области для реализации в учебной деятельности на уроках математики в 5–9 классах.

 

Обязательный уровень

Повышенный уровень

5–6 классы

Ориентироваться в тексте задачи. Определять главное, оставлять логическое обоснование для получения уравнения. Сопоставлять и обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей. Решать учебно — познавательные и учебно- практические задачи, требующие полного критического понимания текста. Определять назначение различных видов текста (математических понятий, математических правил, задач, диаграмм, графиков, таблиц, формул). Ставить перед собой цель чтения, выделять полезную в данный момент информацию.

7 класс

Сопоставлять и обнаруживать соответствие между частью текста и соответствующим рисунком, графиком, чертежом, диаграммой.

Находить в тексте требуемую информацию, решать учебно- познавательные и практические задачи, требующие критического понимания текста. Определять назначение различных видов текста. Выделять нужную на данный момент информацию. Сопоставлять необходимые текстовые и внетекстовые компоненты. Объяснять смысл и назначение диаграмм, таблиц, графиков.

 

8 класс

Выделять главную и избыточную информацию. Сравнивать и сопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера и внетекстовый компонент. Сформулированным вопросом объяснять назначение геометрического чертежа, графика и его конкретной части. Формулировать на основе текста систему логических аргументов, доводов при решении задач и доказательстве теорем. Находить в тексте требуемую информацию, необходимую для решения задач различного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, ссылки, таблицы, изображения, графики. Сопоставлять различные точки зрения и различные источники информации по заданной теме. Формировать на основе данного текста систему аргументов для обоснования того или иного решения. Проводить проверку проведенного решения. Выделять необходимую на данный момент информацию, необходимую для решения тех или иных поставленных задач. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, используя различные виды текстов. Уметь прогнозировать последовательность изложений текста. Интерпретировать текст. Обнаруживать в тексте доводы и подтверждения выдвинутых тезисов. Находить доводы в защиту своей точки зрения. Преобразовывать текст, используя различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы. Переходить от одного представления данных к другому. Интерпретировать текст. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и практического понимания текста.

5–6 классы

Сопоставлять и обнаруживать соответствие между частью текста и соответствующим рисунком. Объяснять назначение рисунка, диаграммы, таблицы, графика. Сопоставлять диаграммы и графики с текстом задачи и по данным диаграммам и графикам составлять текст, соответствующий поставленной задаче.

 

 

 

 

 

 

7 класс

Сравнивать и сопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера. Сопоставлять текстовые и внетекстовые компоненты. Сформулированным вопросом объяснять назначение геометрического рисунка, пояснять геометрический чертеж. Уметь читать графики и сопоставлять компоненты графиков и их частей. Составлять таблицы в соответствии с условиями задач или по данным графиков. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) при решении геометрических задач и доказательствах теорем.

 

8 класс

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, ссылки. Использовать в тексте таблицы, диаграммы и графики. Сопоставлять различные точки зрения и источники информации по данной теме. Формировать на основе текста систему аргументов для обоснования того или иного решения. Перефразировать текст в соответствии с поставленными задачами. Проводить проверку проведенного решения.

Сопоставлять различные точки зрения и различные источники информации по данной теме. Выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей. Связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями, полученными из других источников. Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих знаний о предмете. Находить доводы в защиту своей точки зрения.

 

9 класс

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализом подтекста. Связывать информацию, полученную в тексте, с личным опытом.

Прогнозировать последовательность изложения идей текста. Интерпретировать текст, используя различные диаграммы, графики, рисунки, чертежи (в том числе и динамические — электронные в практических задачах). Обнаруживать в тексте доводы и подтверждения выдвинутых тезисов. Делать выводы из сформулированных посылов. На основе имеющихся данных, знаний, личного опыта работы с текстом выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию, используя полученный опыт восприятия информационных объектов, высказывать оценочное суждение о прочитанном тексте. Находить способы проверки достоверности конфликтной информации.

 

Литература:

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.

2.                 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — Ф3. «Об образовании в Российской Федерации». — М.: УЦ Перспектива, 2013.

3.                 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение,2011.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, график, задача, диаграмма, информация, класс, основа текста, различный характер, система аргументов, учебная деятельность.


Похожие статьи

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Приёмы формирования эмоционального интеллекта на уроках литературы как фактора непрерывного экологического образования в средней школе

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Похожие статьи

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Приёмы формирования эмоционального интеллекта на уроках литературы как фактора непрерывного экологического образования в средней школе

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Задать вопрос