Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Котельникова, А. А. Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы / А. А. Котельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118014/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.

Ключевые слова: смысловое чтение, метапредметные результаты, ФГОС НОО, работа с текстом.

В современном мире часто умение читать сводится лишь к овладению техникой чтения, так как литературные тексты уходят на второй план, уступая место современным технологиям. Люди всё меньше читают большие тексты с информацией, заменяя их картинками. Между тем, чтение как форма коммуникации представляет собой важнейший инструмент для формирования личности. Оно способствует развитию самостоятельности и способности к целенаправленному построению собственного мировоззрения в контексте социума.

В качестве наиболее эффективной формы для переработки информации, полученной в результате прочтения, можно отметить работу с текстом на уроках русского языка. Это является одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса и повышения качества речи. Все цели обучения в начальной школе достигаются благодаря текстам, которые включают в себя коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитательные аспекты. Тексты являются важной частью структуры учебников для начальной школы.

Основываясь на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, можно выделить, что особое значение придается достижению метапредметных результатов обучения, а именно работе с информацией «Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев» [1]. К окончанию четвёртого года обучения учащиеся должны овладеть навыками работы с текстом. Это предполагает умение находить необходимую информацию, понимать её содержание, преобразовывать и интерпретировать извлечённые из текста данные. Важно также, чтобы ученики могли выражать своё мнение по прочитанному материалу и, что особенно существенно, переносить приобретённые на одном предмете навыки на другие дисциплины.

Таким образом, смысловое чтение призвано максимально точно и полно охватить содержание текста, уловить все нюансы и в полной мере осмыслить информацию, которая была извлечена из него. Когда ребенок овладевает осмысленным чтением, он начинает развивать свою речь, которая становится следующей ступенькой в развитии его речи письменной. У младших школьников в процессе обучения развиваются умения понимать текст, анализировать его и сравнивать с другими текстами, а также изменять их, адаптируя под свои цели и задачи.

Во втором классе активно начинается работа с текстами. В учебниках, рабочих тетрадях, дидактических пособиях появляется большое количество тем, связанных с развитием метапредметных результатов по работе с информацией. В программах по русскому языку отводятся специальные уроки, посвященные данной теме. Но несмотря на такое количество методического материала, в школе всё равно присутствует проблема сформированности навыка смыслового чтения. На уроках большее внимание уделяется формированию орфографической грамотности у обучающихся, так как это считается первоначальной задачей обучения русскому языку. При этом слабое развитие осмысленного чтения приводит и к неверному нахождению ответа в заданиях на уроке. Обучающиеся не всегда понимают смысловое содержание задания в упражнениях, что приводит к неправильному его выполнению. А при написании диктантов, сочинений и изложений в большей мере учитываются орфографические и пунктуационные умения, хотя также проверяется грамотная передача смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания на уроках русского языка недостаточно просто прочесть текст в упражнениях и заданиях к ним, необходимо дать оценку информации, откликнуться на ее содержание. Поэтому навыки смыслового чтения могут складываться из следующих действий:

– восприятие заголовка текста, то есть для мотивации детей к чтению, важно обсудить тему текста до его прочтения и после, так у них должна проявиться эмоциональная реакция;

– интерпретация и воспроизведение — это умение детей представлять содержание текста по заголовку, иллюстрации, чертежу, схеме, таблице, определять последовательность событий в тексте, анализировать текст и формулировать главную мысль, доказывать текстом свое мнение;

– нахождение информации для решения учебных задач, то есть обучающиеся определяют назначение текста, характеризуют особенности текста как типа, формулируют тему текста, отвечают на вопросы по содержанию;

– восстановление деформированного текста — это значит, что обучающиеся находят недостающий фрагмент в тексте или наоборот лишнее.

Все эти действия применимы к текстам разного предметного содержания, таким как математические, художественные, исторические и естественно-научные [5, с.420–430].

При сравнительном анализе работ обучающихся третьих и четвёртых классов наблюдаются систематическое совершение ошибок в упражнениях в классной и домашней работах. Очень часто причиной затруднений при выполнении является непонимание текста задания, пропуск ключевых или значимых слов.

Наиболее эта проблема проявляется на уроке литературного чтения. При выполнении заданий, направленных на выделение частей текста произведения и их названия, выпускники начальной школы допускают ошибки в неверном делении текста на смысловые части, неверно относят готовые заголовки к соответствующим частям.

Также эта проблема выявляется на уроках математики и внеурочных занятиях с интеллектуальным или проектным направлениями. При решении текстовых задач, нахождении значения выражений, поиска ответов на поставленные вопросы обучающиеся допускают ошибки, так как не осмысливают условия и требования заданий, опираются в большей степени только на образец.

Это подтверждает важность и актуальность данной проблемы при обучении младших школьников и необходимости поиска способов её решения.

Одними из заданий, применяемых учителями, являются упражнения, направленные на работу со словами, имеющими неясное для детей лексическое значение. Такие слова проскальзывают в контексте, оставляя иллюзию понимания. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них непонятны. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении текста непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное слово было для обучающегося словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению [4, с. 302–307].

Также существуют задания по рассуждению о содержании текста, опираясь на его заголовок, предположение о ком или о чем пойдет речь, то есть обучающимся предлагается высказать свои предположения о теме текста. В таких заданиях в зависимости от цели, происходит предположение, предугадывание будущего события по заголовку или по ходу чтения точной информации и дальнейшая ее интерпретация. При системном и регулярном включении подобных заданий работа с любым текстом на уроках как литературного чтения, так и русского языка, приведёт к постепенному формированию умения, а затем и навыка понимания смыслового содержания текста.

Таким образом, формирование навыка смыслового чтения при работе с текстом во втором классе очень важна, так как это основа понимания содержания любой информации, встречающейся также и в заданиях не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках математики и окружающего мира. Последующая систематическая работа с текстами и словами, поможет обучающимся при дальнейшем освоении программы.

Вовлечение в читательскую деятельность предъявляет повышенные требования к концентрации внимания. По мере продвижения по ступеням обучения тексты становятся более сложными, возрастает значимость способности выражать собственную позицию по затронутой проблеме.

Смысловое чтение неотделимо от познавательной активности. Для того чтобы чтение было эффективным, учащиеся должны глубоко и полно понимать содержание текста, формировать собственные образы, анализировать полученную информацию, что подразумевает активное участие в познавательном процессе.

Поэтому сегодня главная задача учителя начать как можно раньше сформировывать у учащихся навык работы с содержанием различных текстов.

Литература:

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
  2. Даирова, Д. В. Развитие понятийного мышления младшего школьника. Школьная педагогика. — 2017. — № 3. — 38 с.
  3. Жиренко О. Е. Смысловое чтение. 1–4 классы: методические рекомендации / О. Е. Жиренко. — 3-е изд., эл. — 1 файл pdf: 193 с. — Москва: ВАКО, 2021.
  4. Львов М. Р. Л891 Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/ums/kpp/NO/lvov.pdf Дата обращения: 29.08.2024.
  5. Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности: учеб. пособие для учителей / Н. Н. Сметанникова. — М.: Школьная библиотека, 2015. — 512 с
Основные термины (генерируются автоматически): текст, русский язык, смысловое чтение, начальная школа, содержание текста, литературное чтение, обучающийся, осмысленное чтение, работа, урок.


Похожие статьи

Задать вопрос