В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотивации к чтению детской литературы «Чтение — мое предпочтение», апробированной в третьем классе общеобразовательной школы. Программа направлена на развитие у учащихся эмоционально-личностного отношения к книге, творческого восприятия литературного произведения и речевого творчества детей.
Ключевые слова: мотивация, чтение, творческое задание, психолого-педагогическое сопровождение, младший школьный возраст, эмоционально-личностное отношение, развитие речевого творчества, словарный запас.
In the article the development of motivation for reading in schoolchildren by means of including children in the process of performing a creative task. For students of two third grades, a program of psychological and pedagogical support for the development of motivation for reading children's literature in primary school age was tested «Reading is my preference» aimed at developing students emotional and personal attitude to the book, developing the perception of a literary work, the development of speech creativity children and active vocabulary.
Keywords: motivation, reading, creative task, psychological and pedagogical support, primary school age, emotional and personal attitude, development of speech creativity, vocabulary.
В реалиях XXI века современных детей становится все труднее заинтересовать чтением, а по-настоящему полюбить этот процесс — еще труднее.
Вопрос формирования интереса к чтению в России был затронут еще В. Г. Белинским. В его статьях был дан образец искусства чтения и выявлена необходимость овладеть этим умением для всей читающей публики [3]. В последующие годы многие ученые в своих работах опирались на мнение В. Г. Белинского, а именно: В. Г. Стоюнин, В. В. Водовозов, В. П. Острогорский и др.
Проблеме формирования интереса к чтению были посвящены работы Я. А. Коменского, который стремился к развитию читательских способностей и интересов учащихся. По словам Я. А. Коменского, необходимо воспламенение жажды знаний и пылкого усердия к учебе, поэтому требуется соединение приятного с полезным, поощрение детской любознательности [4].
Чтение и книги в процессе воспитания, образования и развития ребенка играют ключевую роль в процессе познавательной деятельности, и выступают источником знаний, ресурсов для духовного и умственного развития человека. Чтение как процесс носит двойственный характер, которому одновременно присуще творчество и труд читателя [1].
Ученые и педагоги-практики отмечают ряд причин, которые ведут к снижению уровня грамотности и читательского интереса учащихся за последние несколько лет:
1) усиленное влияние средств массовой информации, из-за чего чтению книг предпочитается многочасовое времяпрепровождение перед телевизором или компьютером;
2) из-за резкого изменения общественной жизни возросло число неблагополучных семьей, в которых родители не заинтересованы воспитанием детей;
3) отношение взрослого к совместной читательской деятельности с детьми отличается резким сокращением чтения взрослого человека ребенку, что приводит к нарушению систематического и полноценного общения с разными книгами;
4) не сформирована система по целенаправленному формированию читательской деятельности школьников [2].
Совершенно очевидно, что чтение позволяет развивать эмпатию, воображение, способствует интеллектуальному развитию. Чтобы формировать читательский интерес, следует создавать ситуацию, способствующую возникновению данного интереса.
Показателем читательского интереса младших школьников служит наличие степени заинтересованности в прочитанной книге и умение выделить для себя главное и необходимое.
Главная задача учителя начальных классов — сформировать мотивацию к чтению.
Мотивация к чтению является комплексом мотивов, подчиняющихся общим правилам формирования и развития мотивации, но в то же время обладает особенностями, касающимися как содержания мотивов, входящих в мотивацию, так и способами их развития.
Так, в процессе овладения чтением у младшего школьника появляется ключевой мотив — потребность научиться читать, т. е. освоить знаковую систему и процесс формирования слова из букв. После освоения первоначального чтения у школьников младшего возраста возникает следующий мотив, а именно потребность в осмыслении значения каждого слова.
Без формирования и развития внутренней мотивации невозможно добиться того, чтобы ребенок начал читать для себя, для саморазвития [4]. Примечательно, что внутренняя мотивация может появиться совершенно случайно. Так бывает, когда ребенок находит «свою» книгу. Она увлекает его по-настоящему. Ребенок начинает понимать, какие книги и истории ему интересны, начинает искать в них то, что нужно именно ему для развития и познания [5].
Целью исследования, проведенного в Ставропольском государственном педагогическом институте, стала разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения развития мотивации к чтению у младших школьников.
В исследовании принимали участие учащиеся третьих классов.
Программа психолого-педагогического сопровождения направлена на формирование у учащихся эмоционально-личностного отношения к книге, развитие творческого восприятия литературного произведения, речевого творчества детей, активного словарного запаса.
Программа содержала творческие задания. Первый блок программы «Нескучное чтение» ориентирован на создание условий для эмоционального восприятия произведения учащимися при помощи нарисованных иллюстраций (Урок кинооператора «Кадр за кадром») и импровизационных сценок (Мини — спектакль «Импровизация»). Второй блок «А в книге не так было» направлен на осмысление прочитанного материала: поиск основной мысли, поиск общих черт и различий сказок и кинематографа. Заключительный блок «Я — писатель» направлен на применение уже полученных умений в первых двух блоках, написание собственной книги и умение презентовать ее другим. Таким образом, активизировалась заинтересовать ребят в прочтении литературы.
Для проверки эффективности проведенного комплекса мероприятий была проведена повторная диагностика учащихся.
Анализ данных показал, что число учащихся, отрицательно отвечающих на вопрос «Любишь ли ты читать?», уменьшилось на 12 %. Увеличилось количество детей, посещающих библиотеку на 7 %. Уровень читательской самостоятельности проявило 12 % участников эксперимента.
Ответ на вопрос «Читают ли в вашей семье книги?» показал положительную динамику числа читающих семей на 4 %.
Ключевым компонентом высокого уровня мотивации к чтению выступает ориентированность читателей на понимание авторских оценок и положительное отношение к процессу чтения. Именно приобретение в процессе чтения младшим школьником личностного смысла и эмоционально-творческого восприятия книги побуждает его к читательской самостоятельности, к способности находить интересные для него книги.
Литература:
- Басова Е. В. Способы мотивации современных школьников к чтению как необходимое условие развития навыка текстовой деятельности // Совершенствование качества образования. Сборник статей XVII (XXXIII) Всероссийской научно-методической конференции. — 2020. — С. 148–153.
- Бейтуллаева Э. А. Особенности осознанного чтения у младших школьников // Проблемы современной науки и образования. — 2018. — № 6 (126). — С. 104–107.
- Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е. Н. Медынского. — М.: Академия, 1959. — 280 с.
- Колпащикова Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 29. — С. 104–109.
- Ниталимова Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников. — М.: Ментор, 2007. — С. 11–13.