Творческая активность младших школьников: современные подходы и методы стимулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Баширова, С. И. Творческая активность младших школьников: современные подходы и методы стимулирования / С. И. Баширова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119424/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор исследует современные подходы и методы стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: творческая активность, младшие школьники, методы, подходы, литературное чтение.

В условиях стремительно меняющегося современного общества, где ценятся креативность и способность к адаптации, особое внимание уделяется развитию творческой активности у детей. Особенно важный период для формирования этих качеств — начальная школа. В это время происходят критические изменения в психологическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Образовательные учреждения, в частности, начальная школа, играют значительную роль в создании благоприятных условий для развития этих навыков.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью формирования у младших школьников не только академических знаний, но и навыков критического мышления, способности к самоанализу и самовыражению, что является важным компонентом их общего развития. Уроки литературного чтения представляют собой значимую платформу для проявления творческой активности, поскольку литература формирует у детей не только интерес к чтению, но и помогает воссоздавать образы, развивать фантазию и воображение. На фоне изменений в образовательных стандартах, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), необходимо разработать и внедрить эффективные методические подходы, стимулирующие творческое мышление у младших школьников [8].

Таким образом, исследование методов стимулирования творческой активности на уроках литературного чтения становится важной задачей, направленной на решение актуальных задач современной педагогики и развития личностных качеств ребенка.

Теоретические аспекты исследования основываются на работах многих видных ученых в области психологии, педагогики и творческого развития. Творчество рассматривается как сложный процесс, который включает в себя как эмоциональные, так и когнитивные компоненты. Как отмечает Е. П. Ильин, творчество — это «процесс созидания новых материальных и духовных ценностей, имеющих общественную значимость» [7]. Данное определение подчеркивает, что творчество является не просто результатом, а процессом, что крайне важно для работы с младшими школьниками, которым необходимо дать возможность экспериментировать и искать новые пути решения задач.

Работа Д. Б. Богоявленской исследует психометрические аспекты творчества, акцентируя внимание на необходимости оценки и измерения творческой активности у детей. Важно не только выявлять оригинальность и новизну решений, но и оценивать, насколько они соответствуют задачам, поставленным перед учащимися [2]. Эмоциональная составляющая творчества также не остается без внимания, что подчеркивает работа А. Л. Жуковой. Она указывает на то, что эмоциональное состояние ребенка играет важную роль в развивающемся творческом процессе [5].

Современные исследования акцентируют внимание на том, что творческая активность включает в себя различные аспекты, такие как способность генерировать новые идеи, гибкость мышления и оригинальность (Зиновкина и др., 2019) [6]. Применение различных методов и приемов, способствующих развитию этих аспектов, становится основой для построения эффективных уроков литературного чтения.

Таким образом, основополагающими теоретическими подходами в исследовании являются:

— концепция творчества как процесса (Ильин, 2021) [6],

— значимость оценки оригинальности и гибкости мышления (Богоявленская, 2011) [2],

— влияние эмоционального состояния на творческую активность (Жукова, 2020) [5].

Творческая активность — это ключевая категория, рассматриваемая в современных исследованиях педагогики и психологии. Это понятие охватывает широкий спектр действий, связанных с инициированием новых идей, концепций и решений, а также с внедрением этих идей в практику.

Творческая активность рассматривается как целенаправленная деятельность, которая характеризуется оригинальностью и самостоятельностью учеников в решении творческих задач. В последние пять лет исследователи уделяют внимание не только теоретическим аспектам творчества, но и его практическому применению в образовательном процессе.

Н. Н. Атарщикова (2019) определяет творческую активность как «способность учащихся к проявлению самостоятельности и инициативы в процессе выполнения творческих заданий, а также к созданию новых идей и продуктов» [1]. Н. В. Фоменко (2020) описывает творческую активность как «совокупность навыков и умений, которые позволяют детям реализовывать свои идеи в различных формах, включая устную и письменную речь, рисунок и драматизацию» [8]. Л. Ю. Григорьева (2022) подчеркивает, что «творческая активность учащихся это не только создание оригинальных продуктов, но и процесс самовыражения через литературу и искусство» [4]. Е. А. Юскова (2019) определяет творческую активность как «способность младших школьников к нестандартному восприятию и интерпретации литературных произведений, которая проявляется через различные виды творческой деятельности» [3].

Творческая активность определяется как способность учащихся к созданию нового и самостоятельному поиску решений, а также к экспериментированию и реализации инновационных концепций. Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, творческая активность включает несколько ключевых аспектов:

  1. Самостоятельность: ученики должны иметь возможность принимать решения и осуществлять свои идеи во время выполнения заданий [12].
  2. Оригинальность: один из признаков творческой активности — это способность генерировать уникальные идеи [2].
  3. Гибкость в мышлении: творческая активность требует от учащихся умения адаптироваться к новым условиям и изменять подходы к решению задач [6].
  4. Продуктивность: творческая активность приводит к созданию новых продуктов, идей или решений [4].
  5. Критическое мышление: важной составляющей творческой активности является способность анализировать и оценивать существующие идеи и решения [5].

Современные методы и техники для стимулирования творческой активности — здесь важно акцентировать внимание на многообразии подходов, способствующих активному вовлечению младших школьников и развитию их креативных способностей.

  1. Игровые техники: игровая методология широко применяется для создания увлекательной, динамичной образовательной среды. Литературные квесты, ролевые игры и прочие игровые механики способствуют мотивации детей и делают процесс обучения интерактивным. Как отмечает исследователь Н. Н. Атарщикова, «игровая форма может значительно повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности и развитие их творческих способностей» [1]. Эти техники позволяют не только познавать новый материал, но и проявлять активность, не боясь ошибиться, что является важным аспектом творческого процесса.
  2. Проектная деятельность: проектная работа развивается параллельно со школьной программой и представляет собой возможность для детей реализовать свои идеи и творческие замыслы. Ученики получают шанс самостоятельно планировать и выполнять проекты — это может быть создание мини-спектаклей или видеороликов по мотивам прочитанных произведений. Т. Г. Фирсова подчеркивает, что «проектная деятельность способствует обучению детей работе в команде и реализации собственных идей» [8]. Такой подход развивает не только креативное мышление, но и навыки сотрудничества, уверенности в себе и ответственности за результат.
  3. Индивидуальные задания: персонализация образования помогает каждому ученику раскрыть свои сильные стороны и интересы. Применение индивидуальных заданий, связанных с интересами или уровнем подготовки ребенка, может включать написание писем от имени литературных героев или создание собственных комиксов. В. В. Давыдов отмечал, что «обучение должно быть активным и творческим процессом» [4]. Таким образом, поддержка индивидуальности ученика не только повышает его вовлеченность, но и укрепляет личную инициативу в процессе работы.
  4. Интерактивные методы: с введением современных технологий обучение стало более многогранным. Интерактивные доски, онлайн-ресурсы и мобильные приложения значительно улучшают вовлеченность детей. О. Е. Хмелевская отмечает, что «интерактивные подходы не только оживляют образовательный процесс, но и создают условия, в которых ученики становятся активными участниками» [8]. Это открывает новые перспективы для взаимодействия учеников с материалом, развивает их критическое мышление и навыки работы с информацией.
  5. Виды творческой активности: среди методов, способствующих развитию творческого потенциала, выделяются три ключевых направления — иллюстрирование, драматизация и рассказывание. Н. В. Фоменко акцентирует внимание на их важной роли в формировании литературного восприятия и эмоционального восприятия текста [8]. Эти техники не только развивают творческое мышление, но и укрепляют интеграцию знаний о литературе, искусстве и окружающем мире.

Таким образом, сочетание различных методов и техник, направленных на стимулирование творческой активности младших школьников, не только повышает уровень вовлеченности, но и создает условия для всестороннего развития ученика. Успешная реализация данных подходов требует от педагога высокого уровня профессионализма и умения адаптировать методы к конкретной образовательной среде, отношениям в классе и индивидуальным предпочтениям учащихся.

Литература:

  1. Атарщикова Н. Н. Метод творческого чтения: уроки литературы в начальной школе. — Москва: Перемена, 2008.
  2. Богоявленская Д. Б. Психометрическая интерпретация творчества. — Москва: МГППУ, 2011.
  3. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология. — Москва: Просвещение, 2001.
  4. Григорьева Л. Ю. Интеграция литературного чтения и искусства. — Москва: Просвещение, 2022.
  5. Жукова А. Л. Психологические аспекты творческой активности детей. — Москва: ВИТА ПРЕСС, 2020.
  6. Зиновкина М. М., Горев П. М., Утёмов В. В. Увлекательные игры с Совёнком: учебно-методическое пособие по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста. — Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2019. — 99 с.
  7. Ильин Е. П. (2021). Новые технологии на уроках литературного чтения.
  8. Фоменко Н. В. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие. — Чебоксары: Среда, 2020. — 88 с.
  9. Хмелевская О. Е. Интерактивные методики обучения чтению. — Москва: Академия, 2018.
  10. Юскова Е. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. — Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 133–136.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая активность, литературное чтение, идея, критическое мышление, способность, школьник, начальная школа, образовательный процесс, проектная деятельность, творческий процесс.


Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассматриваются основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлено обследование уровня сформированности культуры речи у младших школьников.

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников

В статье авторами рассматриваются вопросы внедрения в практику работы начальной школы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников.

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы, представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития инт...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассматриваются основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлено обследование уровня сформированности культуры речи у младших школьников.

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников

В статье авторами рассматриваются вопросы внедрения в практику работы начальной школы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников.

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы, представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития инт...

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Задать вопрос