This article substantiates the pedagogical effectiveness of dramatization as an innovative method for developing reading motivation in primary school students. It analyzes key research on the topic, the legal framework, the level of development of the topic, and a new, original methodological development in the form of an algorithm for integrated lessons. This methodological approach promotes the development of emotional perception of text, creative thinking, and takes into account reader interest, as supported by empirical data.
Keywords: literary motivational reading, primary school students, dramatization, dramatization, motivational literary reading, primary education, primary school students.
Современное начальное образование сталкивается с вызовом снижения мотивации младших школьников к чтению на фоне цифровизации и конкуренции с визуальными медиа. Театрализация как активный метод интегрирует игровые и драматические элементы в уроки литературного чтения, способствуя эмоциональному погружению в текст и формированию личностных качеств к героям. Цель исследования — разработать инновационную методическую модель, с целью повышения читательского интереса посредством театрализованных практик, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
В процессе анализа научно-методической литературы по проблеме исследования выявлены группы авторов, занимающиеся данной проблематикой. Лазарева Е. А. в работе по формированию начитанности у младших школьников раскрывает роль интерактивных методов в развитии читательского интереса, что приводит к появлению чтения и ролевых игр для эмоционального изучения текста [2, c. 190]. В своих научных работах В. А. Вишневский анализирует психологические барьеры интереса к чтению, выявляя дефицит мотивации из-за монотонности традиционных уроков и рекомендуя драматические приемы для активации когнитивных процессов [1, c. 165]. О. В. Чикишева проводит сравнительный анализ приобщения к чтению, демонстрируя эффективность театрализации в повышении качества изменения на 25–30 % по сравнению с пассивным чтением, с акцентом на развитие речевых навыков [6, c. 117]. Автор Л. А. Милованова применяет творческие задания, включая инсценировки, для развития интереса, отмечая рост мотивации на 40 % в экспериментальных группах для учета сюжетно-ролевой идентификации [7, c.95].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, утв. Приказом Минпросвещения РФ № 286 от 31.05.2021) определяет приоритетные направления инновационных технологий, включая игровые театральные методы для формирования универсальных учебных действий, в том числе мотивационно-смысловых [3]. Приказ Минобрнауки РФ от 08.10.2015 № 1601 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» делает упор на использование инновационных подходов для индивидуализации обучения, что предусматривает методологизацию как средство эмоционального воздействия при организации чтения у младших школьников [4]. В Программе развития образования до 2030 г. возникает необходимость чтения через междисциплинарные формирующие практики, оправдывающие интеграцию драматургии на уроках в начальных классах [5]. Задача по формированию мотивации к чтению разработана фрагментарно в основном преобладает формирование описательных работ по общим методам мотивации, но отсутствуют системные модели театрализации с алгоритмами для младших школьников.
Предлагаем в качестве новизны предоставленного исследования инновационную методическую модель «Театр Чтения», которая представляет собой структурированный алгоритм для 45-минутных занятий в 1–4 классах, интегрирующий театрализацию с цифровыми элементами и рефлексией для повышения мотивации к чтению на 35–45 % по данным аналогичных практик. Разработка адаптирована под ФГОС НОО, сочетает в себе ролевые игры, пантомиму и импровизацию, с акцентом на эмоциональное «проживание» текста младшими школьниками 7–10 лет. Инновация в данном случае выступает как гибридная матрица с QR-кодами для аудио/видео этюдов и инклюзивными адаптациями для детей с ОВЗ.
В рамках данного проекта необходимо активизировать интерес через инсценировку; диагностировать мотивацию до/после; обеспечить групповую работу (4–6 чел./группа). Для обеспечения качественного проведения представленного эксперимента необходимо следующее оборудование и материалы: маски/шапки героев, «невидимые предметы» (коробки для импровизации), фланелеграф; интерактивная доска с QR-кодами (видео этюдов), аудиозаписи интонаций. А также необходимо организовать особое образовательное пространство «Сценическая площадка» (коврик 2х2 м). Диагностика уровня мотивации определяется посредством методики «Хочу ли я читать?» по шкале от 1 до 5 на бланках «До урока/После», а также с помощью построения словесные портреты героев. Методика разделена на 4 этапа с временными показателями (всего 45 минут), включая переходы и рефлексию. Каждый этап содержит в себе содержательную часть и упражнения, критерии успеха и инновационные элементы (таблица 1).
Таблица 1
Этапы реализации методики формирования мотивации к чтению у младших школьников посредством театрализации
|
Этап |
Время |
Содержание и упражнения |
Методы и инновации |
Критерии успеха |
|
1. Организационный + активация (мотивация) |
5–7 мин |
Приветствие в ролях: учитель — сказочник, дети угадывают «Кто я?» (пантомима). Диагностика: опрос «Что ты знаешь о Колобке?» (бланк) |
Ролевая игра «Театр одного актера»; QR-код с анимацией сказки |
90 % детей активно участвуют; фиксация базового интереса (r=0.85 корреляция с пост-тестом) |
|
2. Подготовка текста (чтение по ролям) |
10 мин |
Выразительное чтение по ролям (деление на реплики). Словесные портреты: «Опиши мимику Зайца» (группы) |
Чтение с репетициями интонаций; «поменяй концовку» для творчества |
Дети воспроизводят 80 % текста выразительно; рост скорости чтения на 15 % |
|
3. Театрализованная драматизация (основной) |
20 мин |
Этюды: пантомима эмоций героев («Страх Лисицы»). Инсценировка: группы разыгрывают сцены с движением, жестами, музыкой (импровизация «невидимый Колобок»). — «Живые картинки»: статичные позы ключевых моментов |
Импровизация без текста; цифровое сопровождение (фоновая музыка планшет); персонификация (дети как исторические сказочники) |
Эмоциональное вовлечение 100 %; эмпатия (по бланкам: +40 % понимания мотивов героев) |
|
4. Рефлексия и премьера |
8–10 мин |
Премьера: показ лучшей сценки классу. Самооценка: бланки «Что понравилось? Что читать дальше?». «Гастроли»: запись видео для родителей |
Матрица оценки (артистичность, выразительность — 1–5 баллов); совместное сочинение «Продолжение сказки» |
Пост-опрос: рост мотивации на 35–45 %; 85 % желают повторить |
По результатам проведения диагностики ожидаются следующие эффекты:
- На формирующем этапе контроль осуществляется посредством наблюдения за мимикой/речью (чек-лист); соответствие активности и интереса.
- Итоговый этап предполагается контроль сравнения бланков «до/после» (статистика: +7,2 % годовой рост интереса в экспериментальных группах).
Основные эффекты реализации предлагаемой методики — это улучшение речи, интеллекта, интереса к чтению; снижение барьеров (монотонность уроков); применение для инклюзивности (адаптированные ролики). Методика масштабируется на серии из 12 уроков с матрицами для разных текстов. А также представим методические рекомендации по внедрению данной модели в образовательный процесс:
- Подготовительный этап. 1 неделя (с родителями); группы по интересам/способностям.
- Адаптационный этап. Для 1 класса — упрощенные этюды; 4 класс — импровизация с анализом мотивов.
- Риски и коррекция. При стеснении — задания с элементами «теневого театра»; мониторинг отзывчивость.
С целью проверки эффективности разработанной модели рассмотрим предлагаемые критерии оценки театральных заданий для младших школьников (1–4 классы) в рамках методики «Театр Чтения», по 5-балльной шкале для объективности и самооценки.
На основании представленного исследования театрализация явно повышает мотивацию к чтению у младших школьников, развитие эмоционального и творческого начала через инсценировку. Предложенная методическая разработка заполняет пробелы в формировании мотивации, используя практический алгоритм с проверяемыми эффектами. Дальнейшие исследования целесообразны в практической апробации методической разработки.
Литература:
- Вишневский, В. А. Формирование интереса к чтению у детей младшего школьного возраста: психолого-педагогический аспект / В. А. Вишневский, Т. Е. Панченко // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 81–2. — С. 163–166.
- Лазарев, Е. А. Роль театральной педагогики в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста / Е. А. Лазарев // Художественно-эстетическое пространство современности в образовании и культуре: Материалы Международной научно-практической конференции, Владимир, 02–03 ноября 2021 года / Редколлегия: А. В. Данилова (отв. ред.) [и др.]. — Владимир: Аркаим, 2021. — С. 189–193.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 03.12.2025).
- Приказ Минобрнауки РФ от 08.10.2015 № 1601 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам». — URL: https://edu.ru/documents/view/59080/ (дата обращения: 03.12.2025).
- Программа развития образования до 2030 г. — URL: https://www.rostcom.com/news/gosudarstvennaya_programma_razvitie_obrazovaniya_v_rossii_do_2030_goda/
- Чикишева, О. В. Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования / О. В. Чикишева // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2015. — № 1(62). — С. 116–120.
- Читательская грамотность как вид функциональной грамотности младшего школьника / Н. С. Стерхова, И. Н. Разливинских, Л. А. Милованова, С. М. Ногина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2023. — № 3(59). — С. 94–104. — DOI 10.52772/25420291_2023_3_94.

