Формирование навыка выразительного чтения является одной из центральных задач предметной области «Литературное чтение» в начальной школе и рассматривается как универсальное учебное действие, лежащее в основе освоения всех учебных дисциплин [1]. Выразительное чтение представляет собой комплексное умение, синтезирующее техническое мастерство (дыхание, дикция, голос), интонационную гибкость и глубокое смысловое понимание текста [3]. Однако, как показывают исследования, от 30 % до 40 % выпускников начальной школы владеют этим навыком на низком уровне, демонстрируя монотонность, невыразительность и непонимание авторского замысла [5].
Цель исследования — выявить и экспериментально проверить эффективность специальных приемов, способствующих формированию навыка выразительного чтения у младших школьников.
Выразительное чтение невозможно без выразительной речи говорящего. Выразительность речи — это важный аспект коммуникации, который включает в себя не только выбор слов, но и структуру предложений, интонацию, темп, ритм и даже мимику говорящего.
Обозначим ключевые моменты, которые могут помочь в более глубоком понимании выразительности речи и ее важности.
Во-первых, выразительная речь способна «оживить» текст, сделав его более запоминающимся и привлекательным для аудитории. Использование ярких образов, метафор и сравнений помогает создать у слушателя или читателя яркие визуальные образы, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации [7].
Во-вторых, техника речи играет решающую роль в повышении выразительности. Это включает в себя правильное использование пауз, акцентирование ключевых слов и фраз, а также изменение интонации для передачи эмоций и настроения. Например, восклицая или повышая голос на определенных моментах, говорящий может подчеркнуть важность сказанного и вызвать соответствующую реакцию у слушателей [6].
В-третьих, важно учитывать аудиторию. Уровень сложности предложений, темп изложения и стиль речи должны адаптироваться под восприятие слушателей или читателей. Например, если речь идет о детях, стоит избегать сложной терминологии и использовать простые, но выразительные фразы, способные удержать их внимание [4].
Выразительность речи не является целью сама по себе, а служит средством достижения более важной цели — эффективной коммуникации. Речь, которая вызывает эмоции, может быть более значительно воспринимаемой и способствовать лучшему пониманию обсуждаемых идей [2].
Констатирующий этап. Анализ методической литературы и анкетирование 6 учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 11» г. Брянска для выявления используемых приемов и трудностей. Анкета включала вопросы о частоте проведения специальных упражнений, применяемых методах работы над интонацией, анализе художественных средств и основных проблемах.
Формирующий этап. Разработка и внедрение авторской локально-методической системы в экспериментальном 2 «А» классе (24 ученика). В контрольном 2 «Б» классе (24 ученика) работа велась по традиционной методике.
Настоящая локально-методическая система была разработана как практическая проверка гипотезы о том, что эффективность формирования навыка выразительного чтения у младших школьников напрямую зависит от целенаправленного и системного применения специальных приемов: моделирования, работы с интонацией и ритмом, включения элементов театрализации и чтения «в лицах» [8].
Апробация системы показала, что ее ключевая сила заключается не во введении принципиально новых методик, а в их особой организации — построении логической цепочки, где каждый прием реализует конкретную задачу в рамках единого, последовательного пути от технического навыка к художественной интерпретации. Эта целостность и обеспечивает качественно иной результат.
Контрольный этап. Проведение итоговой диагностики в обоих классах с использованием комплекса взаимодополняющих методик, оценивающих техническую основу чтения, интонационную выразительность и умение анализировать средства художественной выразительности. На основе суммарного балла (макс. 40) определялся уровень сформированности навыка: высокий (80–100 %), средний (50–79,9 %), низкий (ниже 50 %).
Результаты анкетирования выявили ключевые проблемы:
— Несистематичность технической работы: 67 % учителей проводят упражнения на дыхание и дикцию лишь эпизодически.
— Доминирование формальных методов: все педагоги используют чтение по ролям, но лишь единицы — аналитические приемы («разноголосое чтение», составление партитуры текста).
— Разрыв между анализом текста и его звуковым воплощением: 83 % учителей анализируют тропы преимущественно для развития речи, а не как основу для интонационного решения.
— Основные трудности: неоднородность класса (5 выборов), нехватка времени (4 выбора), сложность объяснения абстрактного понятия «интонация» (3 выбора).
Данные констатирующего эксперимента подтвердили низкий исходный уровень навыка в обоих классах (Таблицы 1, 2).
Таблица 1
Уровень сформированности навыка в контрольном (КК) и экспериментальном (ЭК) классах на констатирующем этапе
|
Уровень |
Контрольный класс (2 «Б») |
Экспериментальный класс (2 «А») |
|
Высокий |
12.5 % (3 чел.) |
16.7 % (4 чел.) |
|
Средний |
58.3 % (14 чел.) |
54.2 % (13 чел.) |
|
Низкий |
29.2 % (7 чел.) |
29.1 % (7 чел.) |
Разработка и апробация методической системы. Для решения выявленных проблем была разработана система из четырех взаимосвязанных блоков, реализующих гипотезу о комплексном применении приемов моделирования, работы с интонацией, театрализации и чтения «в лицах»:
Речевая разминка: ежеурочные упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.
Интонационная палитра: отработка логического ударения, паузы, темпа, тона на материале предложений.
Мастерская слова: глубинный анализ текста («охота за тропами», цветовая партитура настроения).
Театр у доски: творческое воплощение через чтение «в маске», пластическое интонирование, аудиоспектакль.
Результаты формирующего эксперимента. Сравнительный анализ данных контрольного этапа показал статистически значимую положительную динамику в экспериментальном классе (Таблица 2).
Таблица 2
Сравнительная динамика уровней сформированности навыка
|
Класс |
Этап |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
Контрольный (2 «Б») |
Констатирующий |
12.5 % |
58.3 % |
29.2 % |
|
Контрольный |
16.7 % |
62.5 % |
20.8 % | |
|
Экспериментальный (2 «А») |
Констатирующий |
16.7 % |
54.2 % |
29.1 % |
|
Контрольный |
37.5 % |
54.2 % |
8.3 % |
В контрольном классе изменения были незначительными и соответствовали естественному развитию. В экспериментальном классе количество учащихся с высоким уровнем увеличилось более чем в 2 раза (с 16.7 % до 37.5 %), а с низким — сократилось в 3.5 раза (с 29.1 % до 8.3 %).
Качественный анализ показал, что учащиеся ЭК стали аргументировать выбор интонации, ссылаясь на анализ текста («Я выделил слово «тихо», потому что это эпитет» ...), демонстрируя осознанный, а не механический подход.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Эффективность формирования навыка выразительного чтения у младших школьников повышается при целенаправленном и системном использовании специальных приемов (моделирования, работы с интонацией и ритмом, элементов театрализации), объединенных в логически выстроенную методическую систему.
Разработанная локально-методическая система, обеспечивающая последовательную работу над технической основой речи, интонационной выразительностью и глубинным пониманием текста, доказала свою высокую эффективность. Ее внедрение в практику позволяет не только достичь предметных результатов ФГОС НОО, но и сформировать у учащихся осознанный, творческий подход к интерпретации художественного произведения.
Литература:
- Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. — М.: Просвещение, 2021. — 160 с.
- Кубасова О. В. Выразительное чтение: пособие для студентов. — М.: Дело, 2021. — 670 с.
- Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 64 с.
- Маслобоева Т. В. Приёмы развития выразительности и техники чтения на уроках «Литературного чтения», как средство достижения планируемых результатов ФГОС НОО // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 2–4.
- Михайлова В. Н. Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста // Вестник науки. — 2025. — № 1 (82).
- Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. — М., 2017. — 500 с.
- Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 2021. — 560 с.
- Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа. — 2021. — № 6. — С. 12–16.

