Обучение выразительному чтению лирических стихотворений как условие развития эмоционально-чувственной сферы у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Байкара, Б. В. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений как условие развития эмоционально-чувственной сферы у младших школьников / Б. В. Байкара. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115947/ (дата обращения: 30.06.2024).



Статья посвящена процессу обучения выразительному чтению на уроках литературного чтения младших школьников. В материале статьи рассматриваются условия обучения выразительному чтению лирических стихотворений учащихся начальной школы на уроках литературного чтения с целью развития их эмоционально-чувственной сферы.

Диагностический блок исследования на начальном этапе констатирует, что у большинства респондентов уровень эмоционально-чувственной сферы недостаточно развит. На следующем этапе был выполнен анализ дидактических и психолого-педагогических методов развития эмоционально-чувственной сферы учащихся. Для повышения данного уровня были созданы следующие условия: введены «Минуты тишины», «Читай выразительно», «Словарь настроений», «Настроение автора» и другие. После формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный срез эмоционально-чувственной сферы респондентов, который выявил положительную динамику предмета исследования, что свидетельствует о ее грамотной методике.

Автор делает вывод о том, что создание необходимых (дополнительных) условий в процессе обучения выразительному чтению лирических стихотворений повышает уровень эмоционально-чувственной сферы младших дошкольников.

Статья адресуется учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и всем тем, кто интересуется данной проблематикой.

В настоящее время, согласно ФГОС НОО [1], Стратегии развития воспитания в РФ и др. нормативным документам, большое внимание уделяется развитию эмоциональной отзывчивости учащихся образовательный учреждений, в связи с деформацией этических ценностей и эмоциональной глухотой в современном обществе. Так, в ФГОС НОО подчеркивается необходимость развития эмоционально-чувственной сферы как одной из частей морального самосознания, которое отображено в требованиях к личностным качествам выпускника школы. Эмоционально-чувственная сфера младших школьников характеризуется открытостью и восприимчивостью, что свидетельствует о необходимости ее развития как можно раньше. В свою очередь, эмоциональная отзывчивость развивается процессе изучения различных учебных предметов: музыки, изобразительного искусства, русского языка и др.

Одним из наиболее ярких, интересных дидактических приемов развития эмоциональной отзывчивости является обучение выразительному чтению лирических произведений. Данный аспект был взят за основу опытно-экспериментального исследования настоящей работы на базе МБОУ Баян-Колская средняя общеобразовательная школа имени Б-К. Ш. Долчанмаа муниципального района «Кызылский район» Республики Тыва. Всего в исследовании приняли участие 47 детей контрольной и экспериментальной групп. Рассмотрим каждый из этапов эксперимента более подробно.

На констатирующем этапе исследования, после теоретического анализа проблемы вопроса и составления диагностического инструментария, было выявлено следующее. В контрольной и экспериментальной группах учащихся с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости составляет всего 4 человека, характеризующиеся готовностью к эмоциональному переживанию, глубиной восприятия, для которых доброта, чуткость, гуманность является первичной в числе активных действий. Также у 16 респондентов выявлен средний уровень эмоциональной отзывчивости, характеризующийся слабо развитым эстетическим вкусом, не готовностью к целостному восприятию объекта, неуверенной и неразвернутой оценкой содержания литературного произведения, не в полной мере устанавливают связь между сюжетом и настроением героев книги. К группе с низким уровнем эмоциональной отзывчивостью относятся респонденты (27 учащихся) со слабо развитой способностью реагировать на лирические произведения, обобщения и выводы после прочтения являются обрывчатыми, не целостными, для установления связи между настроением и содержанием художественных произведений им постоянно нужна помощь учителя. Итак, на этапе констатирующего эксперимента выявлено, что уровень развития эмоциональной отзывчивости младших школьников недостаточно развит. Следовательно, возникла необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости посредством изучения лирических произведений на уроках литературного чтения. Для решения задач на данном этапе исследования организация хода учебного процесса на уроках литературы была дополнена практическими упражнениями. Рассмотрим их более подробно.

Так, например, после чтения каждого произведения в полной тишине (упражнение «Минутка тишины») учащиеся размышляют над произведением, чтобы его осознать настроение и содержание, понять какие чувства возникают у него, запомнить свой эмоциональный отклик. Поскольку первичное восприятие текста учащимися является наиболее эмоционально окрашенным. Затем выслушиваются свободные высказывания детей по прочитанному произведению. самым важным является в этих высказываниях, увидеть какое эмоциональное воздействие произвело произведение на учащихся при первичном восприятии. Какие эмоции они испытали, как себя вели при прослушивании того или иного произведения. Затем учащиеся имели возможность высказаться по произведению. При помощи учителя ответы учеников рассказывали свои эмоциональные переживания при знакомстве с литературным произведением.

Другое упражнение «Читай выразительно» включает в себя следующие задания: чтение предложений и небольших стихотворений с разной интонацией; чтение художественных текстов с передачей различных эмоций (восторга, обиды, радости, недовольства, удивления, гнева, огорчения, возмущения, печали, восхищения и др.). Для этого упражнения использовались в основном небольшие стихотворения и произведения русского и тувинского народного творчества.

Очень понравилось учащимся выполнение такого упражнения, как «Словарь настроений». При помощи карточек, описывающих эмоции, проводится обсуждение характера произведения, эмоции, которые у них появились после прочтения, примерного настроения автора при написании своего труда и т. д. Учащиеся учатся сравнивать свой эмоциональный отклик с авторским, что помогает им выразительнее читать произведения.

Большое внимание было уделено упражнениям, основанным на приемах драматизации: изображение чувств героев мимикой, пантомимикой, чтение по ролям и др. Основной акцент при выполнении упражнений, основанных на приемах драматизации, был направлен на анализ произведения: какое эмоциональное состояние было у героя произведений и почему, что он делает и почему и т. д.

При особой заинтересованности учащихся произведением применялся такое упражнение, как «Театр». Учащиеся разыгрывали по ролям целое литературное произведение либо отрывок из него. Дети имели возможность подготовить костюмы, декорации, ученический класс превращался в театр. Имея возможность выступить публично, дети неожиданно раскрываются в своих способностях: проигрывают характерные персонажи, повышается познавательный интерес к учебе, меняется взаимоотношение со сверстниками и др. Необходимо отметить, что данное упражнение являлось одним из любимых среди респондентов.

Также учащимся давалось задание написать отзыв о литературном произведении. Поначалу данное упражнение вызывало определенные затруднения: недостаточный словарный запас не позволял им выразить свои эмоции, многие не выразить словами свое отношение к художественному произведению. Но, благодаря вышеописанным упражнениям, к концу формирующего этапа эксперимента учащимся экспериментальной группы значительно легче было выражать свое эмоциональное состояние к литературному произведению.

С целью повышению общего эмоционального фона в конце занятия ученики писали друг другу (упражнение «Почта»). Они писали отзыв о проделанной работе на уроке. Таким образом, разработанный комплекс, основанный на практических упражнениях, может оказать существенное влияние на развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

Проверить эффективность подобранных методов и приемов помог контрольный этап исследования. Процентное распределение по уровням развития эмоциональной отзывчивости у учащихся контрольной группы стали выше, но незначительно. В экспериментальной группе изменения были более высокими в своих показателях. Высокий уровень в экспериментальной группе повысился на 12,5 %. На констатирующем этапе он составлял 8,3 %, а на контрольном этапе 20,8 %. В контрольной группе этот показатель стал выше на 8,5 %. Он повысился с 8,7 % на констатирующем этапе до 17,2 % на контрольном этапе. Учащихся, у которых был выявлен средний уровень эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе на констатирующем этапе, составил 33,3 % %, а на контрольном он составил 45,8 %. Показатели увеличились на 12,5 %. В контрольной группе также наблюдается повышение этого показателя с 39,1 % на констатирующем этапе до 43,4 % на контрольном этапе. Средний уровень в контрольной группе повысился на 4,3 %. Низкий уровень в обеих группах сократился. В контрольной группе он сократился с 52,2 % до 39,1 %, то есть на 13,1 %. В экспериментальной группе понижение произошло с 58,3 % до 33,3 %. Понижение показателя низкого уровня произошло на 25,0 %.

Результаты исследования имеют положительную динамику, которая характеризуется значительным повышением уровня развития эмоциональной отзывчивости учащихся экспериментальной группы, а также незначительным повышением учащихся контрольной группы.

Таким образом, можно утверждать, что опытно-экспериментальная работа обучения выразительному чтению лирических произведений как условия развития эмоционально-чувственной сферы младших школьников показала себя эффективной.

В перспективе исследования планируется проведение подобного исследования в рамках литературного чтения на тувинском (родном) языке.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 336 / М-во просвещения Рос. Федерации. — Москва: Просвещение, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная отзывчивость, экспериментальная группа, эмоционально-чувственная сфера, выразительное чтение, констатирующий этап, контрольная группа, контрольный этап, литературное произведение, литературное чтение, произведение.


Похожие статьи

Задать вопрос