Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе изучения поэтических произведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 13.06.2023

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Назарова, Л. А. Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе изучения поэтических произведений / Л. А. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 401-405. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104044/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлено обследование навыка выразительного чтения у младших в МБОУ Ширинская СШ № 4 имени Героя Советского Союза А. Е. Толмачева.

Ключевые слова : навык, чтение, выразительное чтение, младший школьный возраст, поэтические произведения.

Чтение является мощным инструментом для образования, воспитания и развития человека. Оно способствует развитию умственных, языковых, речевых, нравственных, культурных, эстетических и информационных навыков, а также развивает интеллектуальные и эмоциональные способности [1].

Кроме того, чтение является важным фактором в формировании культуры мышления и развитии личности. Оно помогает развивать умение анализировать и критически мыслить, а также способствует формированию культурного восприятия мира.

В настоящее время, в связи с развитием технологий, чтение стало доступным для всех благодаря электронным книгам и интернету. Однако, необходимо помнить о важности чтения на бумажных носителях, так как оно способствует лучшему запоминанию информации и развитию воображения. В целом, чтение является важным элементом образования и воспитания человека, и его развитие должно быть приоритетной задачей для общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт второго поколения определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом: учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках [5].

Ученый-педагог М. А. Рыбникова считала, что «выразительное чтение — это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…» [3, с. 17].

«Выразительное чтение — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения».

Многие известные педагоги, такие как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, М. А. Рыбникова и Л. А. Горбушина, придавали большое значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания.

В педагогике и психологии признается, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития личности. В этом возрасте формируется целостность сознания, объединяющая эмоциональную и умственную сферы, а также развивается самостоятельность и творческая индивидуальность детей в разных видах деятельности. Именно в этот период можно сформировать такое качество речи, как выразительность.

Многие исследователи отмечают, что развитие выразительности речи детей младшего школьного возраста является важной составляющей их общего психического развития, развития мышления, подготовки к обучению в школе и к будущей жизни.

Развитие выразительности речи у детей может происходить в различных формах, таких как чтение вслух, драматические игры, составление рассказов и т. д. Важно, чтобы родители и учителя обращали внимание на развитие выразительности речи у детей. Для этого можно использовать различные методы и игры, которые помогут развить у детей умение выражать свои мысли и эмоции через речь. Также важно создавать условия, в которых дети могут свободно выражаться и общаться друг с другом [6].

Чтобы эффективно развивать навыки выразительного чтения, необходимо организовывать занятия таким образом, чтобы учащиеся получали возможность практиковаться в разных видах чтения, таких как чтение вслух, чтение наизусть, чтение с выражением. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и подбирать соответствующие тексты для чтения.

Эффективным средством формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста являются поэтические произведения. Поэтическое произведение — это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Поэтическое произведение состоит из ряда строчек, которые связаны между собой рифмой и ритмом, поэтому поэтические произведения так легко ложатся на музыку и из них получаются песни. Все виды работ над поэтическими произведениями развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию к изучению данного предмета. Чтение поэтических произведений является важным этапом в работе с детьми. Существует множество методов, которые помогают донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик у детей.

Работа над выразительностью чтения поэтических произведений является кропотливой и тонкой, но она позволяет детям лучше понимать и ощущать красоту поэзии. Кроме того, чтение поэзии способствует развитию речи, воображения и эмоционального интеллекта у детей [6].

В ходе написания работы на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширинская СШ № 4 имени Героя Советского Союза А. Е. Толмачева было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности навыка выразительного чтения у младших школьников.

В исследовании принимали участие дети 4 класса количественным составом 40 учащихся: 20 человек 4 «А» класса — контрольная группа и 20 человек 4 «Б» класса — экспериментальная группа.

Исследование проводился на уроках литературного чтения в 4 «А» и 4 «Б» классе, обучение происходит по программе «Литературное чтение», авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. (Учебно-методический комплекс «Школа России»). Эксперимент проводился на основе материала раздела «Люблю природу русскую!» [2].

В 4 классе на уроке литературного чтения мы изучали тему «Люблю природу русскую» и выбрали для анализа стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Цель урока заключалась в том, чтобы развивать образное мышление и научить детей сознательному и выразительному чтению. В конце урока было проведено анкетирование младших школьников. В анкете были предложены вопросы, направленные на выявление их отношения к читательской деятельности по методике А. П. Кашкарова.

В ходе анализа результатов выявлено, что в контрольной группе 25 % (5 человек) имеют высокий уровень отношения к читательской деятельности, дети обладают высоким уровнем речевой выразительности, когда они читают как знакомые, так и новые литературные произведения. Они проявляют яркий интерес и увлеченность к процессу чтения. Более того, дети хорошо понимают содержание и суть прочитанных ими произведений, а также точно выполняют задания учителя после прочтения любых произведений. Чтение имеет огромное значение для развития ребенка. Оно помогает улучшить речевую выразительность, понимание текста, развивает воображение и способность к анализу. Кроме того, чтение помогает детям расширять свой словарный запас и улучшать свои навыки письма. Для того чтобы заинтересовать детей чтением, необходимо предложить им книги, соответствующие их возрасту и интересам. Также важно поощрять детей, чтобы они продолжали читать и развивали свои навыки. Чтение должно стать для них увлекательным и интересным процессом, который они будут продолжать в течение всей жизни.

70 % (14 человек) имеют средний уровень, группа учащихся, которые владеют достаточно хорошо выразительной речью при чтении знакомых литературных произведений, однако допускают интонационные ошибки при чтении незнакомых текстов. Они не всегда понимают смысл и содержание прочитанных произведений и требования учителя к их чтению. Это является распространенной проблемой учеников, которые не обладают достаточным уровнем чтения и понимания текста. Чтение — это ключевой навык, который необходим для успешной учебы и развития. Для улучшения навыков чтения и понимания текста, студентам необходимо уделить больше времени чтению и практиковать чтение различных текстов. Также полезно обращать внимание на интонацию и паузы во время чтения. Учителя могут помочь студентам улучшить свои навыки чтения, предоставляя им различные материалы для чтения и обсуждения. Также учителя могут проводить индивидуальные занятия с учениками для работы над интонацией и пониманием текста. В целом, улучшение навыков чтения и понимания текста — это процесс, который требует времени и усилий. Однако, благодаря упорству и практике, студенты могут значительно улучшить свои навыки чтения и достичь успеха в учебе и жизни.

5 % (1 человек) имеет низкий уровень, Дети часто сталкиваются с трудностями при чтении как известных, так и новых литературных произведений. Они не находят интереса в самом процессе чтения и не могут понять содержание и суть прочитанного. Это может привести к тому, что дети не смогут выполнить требования учителя по прочтению произведения. Одной из причин трудностей в чтении может быть недостаток лексического запаса, что затрудняет понимание смысла слов и фраз. Также дети могут сталкиваться с трудностями в узнавании слов и знаков препинания, что делает чтение еще более сложным. Для того чтобы помочь детям в преодолении трудностей в чтении, необходимо использовать различные методы и техники. Например, можно применять игры и упражнения для расширения лексического запаса и улучшения понимания смысла слов и фраз. Также важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, чтобы выявить его индивидуальные трудности и помочь ему их преодолеть. Кроме того, родители могут помочь детям в развитии навыков чтения, предоставляя им доступ к различным книгам и материалам, которые соответствуют их возрасту и интересам. Чтение должно быть интересным и увлекательным процессом, который поможет детям развивать свои навыки и улучшать понимание мира вокруг них.

В экспериментальной группе 20 % (4 человека) имеют высокий уровень, 55 % (11 человек) имеют средний уровень и 25 % (5 человек) имеют низкий уровень.

На последнем уроке по теме «Люблю природу русскую. Весна» учащимся было предложено подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть в качестве домашнего задания [2].

Полученные результаты показывают, что навык выразительного чтения у 7 учащихся (35 %) в контрольной группе и 10 учащихся (50 %) в экспериментальной группе находится на низком уровне. Лишь 3 учащихся (15 %) в контрольной и 1 учащийся (5 %) в экспериментальной группе показали высокий уровень выразительности чтения стихотворения, 10 учащихся (50 %) в контрольной группе и 9 учащихся 45 % в экспериментальной имеют средний уровень.

Однако, большинство учащихся не умеют читать стихотворения с должной интонацией, не соблюдают темп и паузы, а также читают тихо и на одном дыхании. Это может быть объяснено тем, что в прошлом году больше внимания было уделено общим навыкам чтения, таким как способность осмысливать и понимать прочитанное, а не выразительности чтения.

Это может включать в себя обучение правильной интонации голоса, использование пауз и логических ударений, а также учебные задания, которые помогут детям понять, как правильно читать стихотворения. Если дети научатся читать с выразительностью, это поможет им не только лучше понимать текст, но и научит их выражать свои мысли более эффективно. Важно отметить, что выразительность чтения — это не только важный навык для школьников, но и для взрослых. Чтение с правильной интонацией и выразительностью может помочь в лучшем понимании текста и улучшении коммуникативных навыков. Поэтому, необходимо уделять достаточное внимание развитию этого навыка, как в школах, так и в жизни в целом.

Так как в экспериментальной группе учащихся с низкими показателями на 15 % больше, чем в контрольной группе на формирующем этапе исследования организуем работу поформированию навыка выразительного чтения.

Существует большое количество методов и приемов, направленных на формирование навыков выразительного чтения, но эффективным средством формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста являются поэтические произведения.

Формирующий этап был организован на уроках литературного чтения в 4 «Б» классе, где обучение происходит по программе «Литературное чтение» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Учебно-методический комплекс «Школа России» на материале из раздела «Писатели — детям!» [2].

Для развития навыков выразительного чтения у детей был проведен урок по стихотворению А. Фета «Весенний дождь» [2]. Основная цель урока заключалась в формировании у детей образного мышления и навыков выразительного чтения. Ученики знакомились со стихотворением и активно обсуждали его содержание, что способствовало развитию их речевых и критических мыслительных навыков. На уроке русского языка проводятся упражнения, которые помогают школьникам правильно дышать во время чтения. Чтение стихотворений является важной частью литературного образования. Оно не только помогает развивать навыки чтения и понимания текста, но и способствует развитию эмоционального интеллекта. Кроме того, чтение стихотворений может помочь ученикам лучше понять и оценить культурное наследие своей страны и других стран. Важно, чтобы учителя помогали ученикам развивать уважение к литературе и культуре в целом, а также показывали, как они могут применять свои знания в повседневной жизни.

Чтобы улучшить навыки выразительного чтения, можно использовать специальные упражнения и критерии выразительности. Это поможет детям лучше понимать поэзию и передавать с помощью интонации эмоции и настроение героев стихотворений.

Такой подход к обучению чтению помогает детям проявлять больший интерес к литературе и стимулирует их стремление высказывать свои мысли и чувства после прочтения лирических произведений. В результате, дети становятся более активными на уроках и начинают проявлять большую инициативу в общении со своими одноклассниками и учителями. Таким образом, использование упражнений по выделению логического ударения и выразительного чтения помогает детям развивать навыки чтения и понимания поэзии, а также стимулирует их интерес к литературе и развивает коммуникативные навыки.

Цель контрольного этапа исследования — проверить результативность организованной работы на формирующем этапе исследования и сравнить показатели с констатирующим этапом.

Исследование проводился на уроках литературного чтения в 4 «Б» классе, обучение происходит по программе «Литературное чтение», авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. (Учебно-методический комплекс «Школа России».

Выбрана тема С. А. Клычков «Весна в лесу» [2].

В ходе анализа результатов выявлено, что в контрольной группе 25 % (5 человек) имеют высокий уровень отношения к читательской деятельности, 70 % (14 человек) имеют средний уровень, 5 % (1 человек) имеет низкий уровень.

В экспериментальной группе 25 % (5человек) имеют высокий уровень, 60 % (12 человек) имеют средний уровень и 15 % (3 человек) имеют низкий уровень.

Для продолжения исследования на проведенном уроке в качестве домашнего задания учащимся предложено подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Следующий этап — это выявление исходного уровня умения читать выразительно, первичное представление младших школьников о выразительности чтения и составляющих его компонентов при оценивании чтения одноклассников по методики Т. Ф. Завадской.

При анализе данных видим, что не умеют правильно управлять дыханием 8 человек (40 %) в контрольной группе и 5 человека (25 %) в экспериментальной группе; изменять силу голоса — 20 человек (100 %) в контрольной группе и 16 человек (80 %) в экспериментальной группе; выбирать нужную интонацию — 8 человек (50 %) в контрольной группе и 8 человек (40 %) в экспериментальной группе; правильно ставить логическое ударение — 18 человек (90 %) в контрольной группе и 15 человек (75 %) в экспериментальной группе; правильно ставить паузы — 16 человек (80 %) в контрольной группе и 15 человек (75 %) в экспериментальной группе; выбирать нужный темп — 9 человек (45 %) в контрольной группе и 7 человек (35 %) в экспериментальной группе.

Если сравнивать показатели констатирующего и контрольного этапов исследования можно сделать вывод, что количество учащихся с низкими показателями сократилось на 10 % на основании этого можно утверждать, что поэтические произведения являться эффективным средством формировании навыка выразительного чтения у младших школьников, если учитель начальных классов в образовательном процессе учитывает уровень сформированности навыка выразительного чтения у младших школьников и использует в работе поэтические произведения: эпос, лирику и драму.

Литература:

  1. Кубасова О. В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. — 144 с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа 4-е издание, переработанное; Москва «Просвещение» 2012 Составитель Е. С. Савинов с.32
  3. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.,'1963, с. 146.
  4. Соловьева Н. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4–8 кл. — М.: Просвещение. 1983. — 105 с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 11 декабря 2020 года)
  6. Черноморов А. И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов. М.: Дана, 2000 388с
Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, чтение, навык, понимание текста, младший школьный возраст, произведение, литературное чтение.


Ключевые слова

навык, чтение, младший школьный возраст, выразительное чтение, поэтические произведения

Похожие статьи

Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики

В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлено обследование уровня сформированности культуры речи у младших школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК «Школа России»)

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников, включенных в учебники по литературному чтению для 2 - 4 классов. Дается анализ нескольких стихотворений данной тематики. Кроме того, представлен фрагмент урока по ли...

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания

В статье рассматривается система работы по формированию речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания.

Похожие статьи

Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики

В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлено обследование уровня сформированности культуры речи у младших школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК «Школа России»)

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников, включенных в учебники по литературному чтению для 2 - 4 классов. Дается анализ нескольких стихотворений данной тематики. Кроме того, представлен фрагмент урока по ли...

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания

В статье рассматривается система работы по формированию речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания.

Задать вопрос