Развитие понимания текста младшими школьниками через театрализованную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 1671 раз

Библиографическое описание:

Иванова, С. С. Развитие понимания текста младшими школьниками через театрализованную деятельность / С. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 207-208. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2585/ (дата обращения: 19.11.2024).

Текстовая деятельность является одним и самых распространённых видов работ на уроке. Успешное обучение детей невозможно без полноценного понимания читаемых текстов. Проблема понимания текстов имеет междисциплинарный характер, её обсуждением и изучением занимаются педагоги, психологи, философы, историки, лингвисты и ученые других специальностей.

Проблема особенностей понимания текста младшими школьниками рассматривается в многочисленных исследованиях, выполненных в рамках психолого-педагогического подхода (В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, М. Г. Качурин, В. А. Левин, Г. Н. Кудина, М. А. Севрюгина и др.), в которых понимание текста рассматривается в ракурсе литературного развития учащихся. В психологических исследованиях понимание текста школьниками стало предметом изучения Б. А. Богуславской, Г. Д. Чистяковой, Г. Г. Граник, О. В. Соболевой, П. П. Локаловой и др.

В словаре С.И. Ожегова понимание трактуется как «способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь» [5, с. 551].

Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. в педагогическом словаре рассматривают понимание как «процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чём – либо правильного понятия. В педагогике понимание рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения» [4, с. 116].

О взаимоотношении понимания и эмоций пишет психолог Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним». [6, с. 90].

Результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA [1], включающие и измерение уровня понимания текста детьми, стали известны широким массам, спустя некоторое время множество профессиональных изданий опубликовало материалы, свидетельствующие о нашем неблагополучии с грамотностью чтения. «Под грамотностью чтения в исследовании PISA понимается способность человека к осмыслению письменных текстов. Иными словами, умение понимать и интерпретировать текст. Именно эта способность является главной составляющей грамотности современного человека. А не то, что часто имеют в виду под этим термином у нас, – орфографическую и пунктуационную грамотность и технику чтения» [3].

Еще в начале 70-х гг. прошлого века было проведено специальное обследование, в котором участвовали учащиеся 4–10-х классов разных школ Москвы (всего около тысячи человек). Результаты были ошеломляющими: самыми элементарными приемами понимания текста владели лишь 0,3% обследованных школьников.

Психолог и детский поэт Вадим Левин проверял понимание художественных текстов и выяснил, что смысл прочитанного правильно понимают лишь 6% детей [3].

Проанализировав эти данные, ученые-психологи сделали заключение: «6% больше, чем 0,3%. Но как это мало! Эти цифры взывают ко всем нам и требуют незамедлительных действий. Казалось бы, сигнал тревоги, прежде всего, обращен к учителю. Это он должен ринуться в класс и немедленно начать учить своих учеников работе с книгой» [2, с. 36].

Вышеназванные числа подтвердили мои опасения о низком уровне умения учащихся понимать читаемые тексты. Проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной теме, а так же собственную преподавательскую деятельность, я нашла один из путей решения данной проблемы: формирование понимания текста учащимися через инсценировку художественных текстов.

Чаще всего в своей педагогической деятельности я использую игры-драматизации. В них ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Для повышения уровня понимания текстов школьниками наиболее подходящими являются такие виды драматизации как инсценировка произведений, постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям. Для инсценировок и постановки спектаклей мы с детьми используем не только произведения, созданные известными писателями и поэтами, но и тексты собственного сочинения.

Через театрализацию какого – либо произведения школьники более глубоко проникают в основной смысл текста, используемого для инсценировки, пытаются правильно понять мотивы поступков героев, их черты характера, поведение. Для того чтобы создать сценарий любого произведения, ребятам необходимо не просто понять текст, подвергая его глубокому анализу, но и суметь изменить текст произведения таким образом, чтобы он был ярко представлен со сцены (скорректировать диалоги героев, сцены описания природы передать с помощью декораций, продумать внешний вид действующих лиц).

Для понимания и передачи образа персонажа на сцене ребёнку необходимо произвести тщательный анализ личности героя. Только после анализа образа героя инсценируемого произведения учащиеся с помощью учителя или самостоятельно продумывают средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности.

У детей, читающих текст, по которому готовится постановка, наблюдается более внимательное изучение фрагментов текста, обычно кажущихся им неважными или малозначимыми для понимания идеи текста. Школьники признают, что внимательное чтение частей текста, описывающих картины природы, интерьер комнат необходимы для создания декораций. Я пытаюсь указать учащимся на то, что внимательное чтение второстепенных деталей текста часто помогает лучше понять личность героя и, главное, идею произведения.

Мои ученики с большим интересом разыгрывают сказки, рассказы и стихи собственного сочинения.

Театрализацию я рассматриваю и применяю не только как метод, направленный на формирование у школьников понимания текста, но и как метод контроля текстовой деятельности. Этот метод позволяет школьникам более глубоко и плодотворно анализировать содержание текста рассказа, сказки. Педагог может оценить уровень восприятия и понимания текста детьми по актерской игре каждого ребёнка при театрализации какого-либо текста.

Коллективное составление сценария театральной постановки предоставляет большие возможности для обсуждения детьми идеи текста, для высказывания ими различных точек зрения на представление героев, событий, сюжета произведения. В процессе коллективного обсуждения сценария ребятами, всегда рождается истинное понимание идеи текста, учителю не надо искусственно внедрять метод спора, дети сами поймут его естественную необходимость. Вообще, роль учителя на всех этапах подготовки к театральному выступлению и сценической игре должна быть лишь направляющей и корректирующей потому, что заинтересованность детей в театрализованной деятельности настолько велика, что они способны самостоятельно, без настойчивых напоминаний и поучений руководителя со всем справиться. При возникновении вопросов по составлению сценария или распределению ролей ребята сами обращаются за помощью к учителю. Согласно принципу импровизационности, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Организованная в школе театрализованная деятельность становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.

Ребёнок, который изучает текст, готовящийся к инсценировке, подобен сыщику, исследователю, пытающемуся не упустить ни одной, даже самой мелкой, детали текста. Такое детальное, внимательное чтение, несомненно, способствует глубокому и ясному пониманию идеи текста ребёнком.


Литература:
  1. PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. О результатах исследования PISA-2000 газета «Русский язык» писала в № 14–15/2005.

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Как учить школьников работе с учебником. М., 1987.

  3. rus.1september.ru Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Понимание текста на уроках русского языка и литературы.

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001.

  5. Ожегов С.И., Словарь русского языка/под ред. Л.И. Скворцова. М., «Мир и образование», 2005.

  6. Теплов Б.М., Психологические вопросы художественного воспитания. «Известия АПН РСФСР», вып. 11, М.-Л., 1947.

Основные термины (генерируются автоматически): PISA, понимание текста, постановка спектаклей, ребенок, текст, вид драматизации, внимательное чтение, грамотность чтения, собственное сочинение, текстовая деятельность.


Задать вопрос