Метапредметные связи на уроках информатики
Автор: Белаш Мария Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.07.2016
Статья просмотрена: 2271 раз
Библиографическое описание:
Белаш, М. А. Метапредметные связи на уроках информатики / М. А. Белаш. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10778/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья рассматривает вопросы организации учебной деятельности в условиях ФГОС на уроках информатики. Автор рассматривает новый термин — метапредмет. На основе своего педагогического опыта предлагает, как организовать метапредметные связи на уроке информатики.
Ключевые слова: метапредметность, требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Хуторской А. В.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин — метапредметный.
Юрий Вячеславович Громыко — российскийпсихолог,педагог,методолог, доктор психологических наук, лауреатпремии Правительства Российской Федерации в области образования, под метапредметным содержанием понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета [2].
Андрей Викторович Хуторской — доктор педагогических наук, член-корреспондентРоссийской академии образования, академикМеждународной педагогической академии, характеризует метапредметность как «выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет — это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности» [3]. Согласно позиции А. В. Хуторского, метапредметность — это неотъемлемая часть любой образовательной среды.
Термины «метапредмет», «метапредметность» в современном образовании заявлены как ориентиры новых образовательных стандартов.
В новых ФГОС были утверждены метапредметные требования к результатам обучения. Которые сейчас составляют основу реформирования системы образования.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [1, стр. 5–6].
Исходя из новых требований к результатам освоения программы, уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. Урок информатики, использующий ИКТ — технологии, позволяет учащимся перейти от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к деятельностному, что и предполагают ФГОС. Ученик занимается проектной, исследовательской деятельностью и решает задачи, относящиеся к различным областям знаний. Проектная деятельность подразумевает под собой четкую формулировку цели, задачи, способы достижения цели, рефлексия своей работы.
Я хочу поделиться опытом некоторых тем курса информатики и ИКТ, где я использую метапредметный подход.
7 класс.
Изучая тему «Объекты и системы» на основе знаний по биологии о живой и неживой природе, строим таблицы классификация растений, рисуем схемы состава объекта цветка. Систему и окружающую среду рассматриваем на примере системы дерево — окружающая среда.
Тему «Информационное моделирование» связываем с темами, которые ученики изучали в 6 классе на уроках географии. Это строение вулкана, круговорот воды в природе, географические карты. Словесные модели реализуем с помощью стихов на английском языке, например HampsteadHeath: A BreathofFreshAirinLondon. Многоуровневые списки выглядят как самостоятельные части речи из русского языка. Математические модели изучаем на основе формул на движения из курса математики за 5–6 класс. Табличные информационные модели представляем в виде таблиц истории образования городов Золотого кольца России. Для решения логических задач берем задания из олимпиадных материалов по математике. Графики и диаграммы связываем с материалами географии — тема «Материки».
8 класс.
Изучая тему «Информация и информационные процессы» (информация и ее свойства, представление информации, дискретная форма представления информации, информационные процесс), связываю с темой по географии «План местности», где повторяем примеры символов и пиктограмм, как представление информации. В этой же теме изучаем формальные и естественные языки, формальные языки связываю с химическими символами, нотной грамотой, математическими формулами. Изучение информационных процессов связываю с информационными процессами в живой природе (растения и солнце, опыление). В тему «Программное обеспечение компьютера» включаю нормы и правила использования программного обеспечения, повторяем понятия «частная собственность», из курса «Право». Примером файловой системы служит иерархическая структура династии Рюриковичей из курса истории России.
Изучаем компьютерную графику (Формирование изображения на экране монитора, растровая и векторная графика), на примере из геометрии различных геометрических фигур, их свойств.
Отрабатывая навыки работы в текстовом редакторе, записываем формулы, подстрочные и надстрочные символы, заимствуем из материалов физик, химии.
Мультимедиа технологии реализую межпредметные проекты по английскому языку «Места, которые я бы хотел посетить».
9 класс.
Математические основы информатики изучаем на основе десятичной системы счисления. Проводим аналогию вычислений в десятичной системе счисления и вычислений в двоичной системе.
Основы логика базируется на физических темах электричества — «Закон Ома для участка Цепи», «Закон Джоуля-Ленца».
При изучении темы информатики «Обработка числовой информации в электронных таблицах» опираемся на алгебраические примеры из 9 класса — свойства квадратичных, степенных функций, парабола, гипербола. В табличном процессоре ученики наглядно увидят движение графиков на координатной плоскости их растяжение и сжатие.
Задачи алгоритмизации и программирования, привязываю к примерам задач из математики, экономики, физики. Например: «Решение квадратных уравнений с помощью языка программирования Pascal».
При работе базах данных, использую материалы истории России «Великая Отечественная Война» создадим базу данных основных сражений. По географии создаем базу данных Евразии (название государства, площадь, население, столицы, политический строй и т. д.).
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897 от 17 декабря 2010 года.
- Скрипкина Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — № 4. — 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425–10.htm. — [Дата обращения 15.10.2013].
- Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. -№ 1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229–10.htm. — [Дата обращения 15.10.2013].
Ключевые слова
метапредметность, требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программыПохожие статьи
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.
Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии
В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.
Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы
В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Использование межпредметных связей в школьном курсе информатики
В статье анализируется использование межпредметных связей в рамках курса информатики и их эффективность в повышении интереса к предмету и знаний обучающихся.
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.
Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе
Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...
Критический анализ текста на уроках обществознания
В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...
Похожие статьи
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.
Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии
В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.
Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы
В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Использование межпредметных связей в школьном курсе информатики
В статье анализируется использование межпредметных связей в рамках курса информатики и их эффективность в повышении интереса к предмету и знаний обучающихся.
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.
Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе
Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...
Критический анализ текста на уроках обществознания
В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости организации и осуществления деятельности по критическому анализу текста на уроках обществознания в рамках текущей общественной и образовательной парадигм. Также автором предлагаются соб...