В статье анализируется использование межпредметных связей в рамках курса информатики и их эффективность в повышении интереса к предмету и знаний обучающихся.
Ключевые слова: межпредметные связи, информатика, образование, преподавание.
Современный этап развития процесса обучения характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Это способствует лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Школьная информатика является метадисциплиной, которая объединяет в себе множество других школьных дисциплин посредством обучения обработке информации различного характера.
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса.
Содержание школьного образования качественно выходит на более высокий уровень при опоре на комплексное использование межпредметных связей в процессе обучения. (рис. 1) [2]:
Рис. 1. Возможности межпредметных связей в процессе обучения
Информатика может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе, так лишь один раздел «Информация и информационные процессы» интегрируется с такими предметами, как математика, физика, биология, история, филология. К примеру, компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления, а также формируют умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
Межпредметные связи школьной информатики с другими школьными предметами реализуется по следующим темам:
Единицы измерения информации |
Эта тема связана с предметами: алгебра, физика, геометрия, музыка, ИЗО (графика). По данной теме на уроках решаются задачи подсчета количества информации, кодирования текстовой, графической, звуковой информации, скорость передачи информации через Интернет соединение и т. д. |
Информационные процессы |
При изучении вопросов хранения информации рассматривают различные способы хранения, в том числе на магнитных и лазерных дисках. Эта тема связана с предметами: математика, физика. |
Система счисления |
В ходе уроков решаются задачи перевода чисел из одной системы счисления в другие системы счисления. Эта тема связана с дисциплиной математика |
Логика и логические операции |
Тема связанна с логикой и логическими операциями: дизъюнкция, конъюнкция, инверсия импликация и другие. В данном случае задействованы предметы и факультативные курсы, а также олим-ы по таким предметам: математика, теория вероятности, алгебра логики. |
Графические редакторы |
В данном случае задействованы предметы: математика, геометрия, ИЗО (графика), история, география, физика. В ходе изучения этой темы решаются задачи, связанные с координатной плоскостью, подсчета количества и кодирования графической информации, рисуем или редактируем готовые рисунки и т. п. |
Электронная таблица Excel. Алгоритмизация и программирование |
Данная тема может рассматриваться как одно из направлений реализации межпредметных связей математики, информатики, исследовательских работ по английскому языку (с углубленным изучением), физики, геометрии, географии, биологии и других предметов. Создавая программы по линейному, разветвляющемуся, циклическому алгоритму, построения графика функций, нахождение максимальных и минимальных элементов в массивах и т. д. можно решить задачи математического, физического и другого характера задач на компьютере. |
Текстовой редактор |
В данном случае задействованы предметы: русский язык, английский язык. Формирование навыков набора, редактирования и форматирования текста. |
Создание Web-страниц |
Эта тема широка и обширна при взаимодействии межпредметных связей: русский язык, английский язык, музыка, ИЗО |
В теме «программирование» развиваются некоторые представления о численных методах, формируемых в курсе математики, например: решение нелинейных уравнений
Тема «Редактирование текстовых документов» на уроке ИКТ может быть интегрирована со многими темами по русскому языку, математике. Эта тема способствует улучшению орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре. Примеры заданий, которые могут быть использованы на таком уроке:
— Вставить пропущенные буквы…
— Удалить слова, написанные неправильно (сколькими способами это возможно сделать?) …
— Придумать стихотворение, используя предложенные пары слов, копируя их…
— Восстановить пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста…
— Подчеркнуть главные члены предложения. Вставить пропущенные знаки препинания…
— Удалить в каждой последовательности лишнее число…
— Вставить пропущенное число в последовательность…
Результаты использования межпредметных связей:
— способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
— даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
— формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
— повышает качество знаний учащихся;
— повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
— формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
— формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
— расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
— приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями. В условиях тотальной информатизации образования, когда информационные и коммуникационные технологии все шире начинают применяться в обучении практически всем школьным дисциплинам, меры здоровьесбережения, вырабатываемые и применяемые при использовании компьютерной техники на уроках ИКТ, могут быть с успехом распространены и на другие дисциплины, преподаваемые с использованием новейших информационных технологий и средств информатизации.
Литература:
- Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. — 2004. — № 5. — С. 150–154.
- Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
- Иванова М. А. Межпредметные связи на уроках информатики / М. А. Иванова, И. Л. Карева // Информатика и образование. — 2005. — № 5. — С. 17–20.