Проектная деятельность на уроках информатики
Автор: Белаш Мария Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 27.07.2015
Статья просмотрена: 4329 раз
Библиографическое описание:
Белаш, М. А. Проектная деятельность на уроках информатики / М. А. Белаш. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8581/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогического опыта предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе.
Ключевые слова: федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, проектная деятельность, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам — смотивированость к обучению, метапредметным результатам — сформированность умения учиться, предметным результаты — овладение системой научных знаний по учебным предметам.
Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.
Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов [1, c.12]
1. Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.
2. Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.
3. Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.
4. Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.
На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта.
Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока. Метод проектов предполагает решение какой — либо проблемы с последующим созданием продукта, который наглядно представляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому — либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом.
На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.
- Microsoft PowerPoint — с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.
- Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.
- Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.
- HTML — язык гипертекстовой разметки — с помощью этого языка могут создать сайт.
- Microsoft Word — с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.
- Paint, Photoshop, CorelDRAW — с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.
- Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал.
Проекты, которые можно реализовать на уроках информатики
5 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Paint, например открытки к праздникам, создание движущихся объектов в Microsoft PowerPoint.
6 класс — создание чертежей, рисунков в Microsoft Word, Paint.
7 класс — создание вычислительных таблиц, построение графиков, работы, выполненные для конкретного исполнителя в программе Робот.
8 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word.
9 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, создание программ, решающих поставленную задачу в программе ABC Pascal.
10 класс — создание базы данных в Microsoft Access.
11 класс — web-сайты, буклеты, презентации.
Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в проектную деятельность по другим предметам. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами
В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учениками:
1. Проект «Новые средства получения энергии» (информатика + экология), проект посвящен новым методам и средствам получения энергии.
2. Проект «Азбука пешехода» (информатика + ОБЖ), проект посвящен безопасному поведению людей на дорогах.
3. Проект «Школа пассажира» (информатика + ОБЖ), в проекте описаны правила безопасного поведения на разных видах транспорта.
4. Проект «Маленькие герои большой войны» (информатика+ история+ изобразительное искусство), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пионеров.
5. Проект «Пожарные во время Великой Отечественной войны» (история + информатика), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пожарников г. Саратова.
6. Проект «Любимый Автор» (информатика + литература), в ходе проекта дети создавали презентации о любимом авторе и его произведениях.
7. Проект «Любимая книжка» (литература + информатика), в ходе проекта ученики создавали презентации о любимой книге и ее героях.
8. Проект «Места, которые я хотел посетить» (информатика + английский язык), обучающиеся создавали брошюры — путеводители на английском языке.
9. Проект «Здоровье и компьютер» (ОЗОЖ + информатика), в проекте описывались основные правила поведения при работе с компьютером, которые направлены на сбережения здоровья пользователя.
10. Проект «Симметрия вокруг нас» (информатика + математика + биология), в проекте говорится о симметрии в живой и неживой природе.
Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение.
Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.
Литература:
1. Гудкова М. И. Проектная деятельность учащихся на уроке информатики. По материалам сайта «Социальная сеть работников образования». http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2011/12/31/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-informatiki
2. Информатика. 8 класс: Проектная деятельность /.Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.
3. Информатика. 9 класс: Проектная деятельность / Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.
4. Информатика. 10 класс: Проектная деятельность / Сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 128 с.
5. Информатика. 9–11 классы: проектная деятельность / авт. — сост. Э. С. Ларина. — Волгоград: Учитель, 2009–155 с.
6. Семенова О.В Проектная деятельность на уроках информатики. По материалам сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/413625/
Ключевые слова
проектная деятельность, федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатикиПохожие статьи
Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования
Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...
Роль информационных технологий в современном высшем образовании
В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле...
Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования
В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...
Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов
Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Языковой Портфель как инновация современного иноязычного образования
Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся. Одним из преимуществ представленного в статье Языкового...
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...
Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку
Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...
Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам
В статье представлены общие дидактические принципы при выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок обучения иностранному языку при интегрировании ИК...
Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...
Похожие статьи
Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования
Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...
Роль информационных технологий в современном высшем образовании
В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле...
Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования
В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...
Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов
Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Языковой Портфель как инновация современного иноязычного образования
Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся. Одним из преимуществ представленного в статье Языкового...
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...
Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку
Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...
Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам
В статье представлены общие дидактические принципы при выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок обучения иностранному языку при интегрировании ИК...
Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...