Метод проблем
Авторы: Келбусова Светлана Сергеевна, Богачева Дарья Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.04.2015
Статья просмотрена: 272 раза
Библиографическое описание:
Келбусова, С. С. Метод проблем / С. С. Келбусова, Д. М. Богачева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 171-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7822/ (дата обращения: 16.12.2024).
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. [2]
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли так же методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа Джона Дьюи. [4]
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом: ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. [5]
Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы.
Роль учителя при данном обучении меняется: он престает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становиться не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь — отметка лишь фиксирует фактическое положение дел. [4]
В России метод проектов был известен еще в 1905 г., когда под руководством С. Т. Шацкого работала группа русских педагогов над внедрением этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чужой советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х гг. прошлого века. [1]
В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. [2] Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные проблемы.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников — о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. [3]
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение, имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
В работе с проектом есть и еще одно отличие — предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Проект обязательно должен иметь письменную часть — отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т. п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
Информатика, как школьный предмет является одним из самых молодых в средней школе на сегодняшний день (информатика была введена как обязательный учебный предмет во все средние школы СССР с 1 сентября 1985 года), но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения.
В качестве примера приведем несколько творческих проектов реализованных на уроке информатики и ИКТ.
- «Компьютерная сказка на новый лад» 8 класс
Цель: анализ и систематизация информации о вирусах и антивирусных программах.
Задачи: изучить особенности вирусов и антивирусных программ; подобрать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды; включить в повествование описание реально существующих объектов, специфичных для данной темы «вирусы и антивирусные программы».
Тип проекта: творческий, исследовательский, парный, средней продолжительности.
Краткое содержание проекта:
В 8 классе при изучении темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» при рассмотрении вопроса «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», учащимся предлагается, разбившись на пары, сочинить сказку о борьбе антивирусных программ с известными вирусами. В ходе работы над проектом учащиеся должны использовать реальные названия антивирусов и указать те вирусы, с которыми, действительно, может справиться программа, изучив их особенности и характеристики.
Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти необходимую информацию в информационном пространстве; систематизировать собранный материал; оформить сведения из источников информации; уверенно держать себя во время выступления; работать в текстовом редакторе и в сети Интернет; четко, интересно, аргументировано излагать свои мысли; взаимодействовать с партнером; находить компромисс; оценивать результаты своей деятельности.
Этапы работы над проектом:
1. Вспомнить известные сказки, проанализировать композиции сказок (зачин, завязка, кульминация, развязка), выделить освоение логики и последовательности развития событий в сказке — Что за чем?
2. Продумать, какие элементы персонального компьютера по «характеру» действия соответствуют героям выбранной сказки, произвести «замену» имен героев.
3. В интернете, печатных изданиях найти информацию о конкретном вирусе (название, характер проникновения, среда обитания — системные области компьютера, которые заражает вирус, влияние на работу компьютера), найти антивирусную программу, которая уничтожает данный вирус (название программы, создатель, название вирусов, которые она уничтожает, способ работы с вирусами).
4. Сочинить историю по методу «сказка-калька» (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями). Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, развитие самостоятельного сюжета.
5. Создать самодельную книжку. Проявить выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.
6. Защитить проект.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Предметы: Информатика и ИКТ, литература, русский язык, ИЗО.
Продукт проектной деятельности: печатные или рукописные книжки-сказки.
- «Всемирная паутина как иной мир. Есть ли выход?» 9 класс
Цель: исследование влияния компьютерной зависимости на подростков и ее диагностика.
Задачи: ознакомиться с литературой по данной тематике; получить целостное представление о компьютерной зависимости; провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости; разработать систему мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер.
Тип: исследовательский, практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Краткое содержание проекта:
В 9 классе при изучении темы «Кодирование и обработка текстовой информации» в качестве зачетного задания учащимся предлагается выполнить проектно-исследовательскую работу на тему «Всемирная паутина как иной мир. Есть ли выход?». В ходе работы над проектом учащиеся должны получить целостное представление о компьютерной зависимости (изучить понятие и виды компьютерной зависимости, причины возникновения и симптомы), исследовать профилактику компьютерной зависимости, провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости. Результаты работы оформить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстовым документам, и подготовить презентацию для защиты проекта.
Этапы работы над проектом:
1. Анализ литературы по теме «Компьютерная зависимость».
2. Разработка анкеты для учащихся.
3. Анкетирование и обработка полученных результатов.
4. Подготовка доклада и презентации.
5. Защита проекта.
Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти и систематизировать необходимую информацию; анализировать и обрабатывать собранный материал; работать в текстовом редакторе и программе для создания презентации; взаимодействовать с партнером; четко и аргументировано излагать свои мысли; оценивать результаты своей деятельности.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Предметы: информатика и ИКТ.
Продукт проектной деятельности: доклад.
- «Познавательный сайт» 10 класс
Цели: разработка познавательного web-сайта с помощью языка разметки гипертекста
Задачи: освоить основные критерии создания веб-ресурсов; разработать макет и общую структуру сайта; подобрать и структурировать материал; используя навыки создания web-страниц, разработать web-сайт; протестировать продукт.
Тип: исследовательский, практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Краткое содержание проекта:
В 10 классе при изучении темы «Сетевые информационные технологии» учащимся предлагается разработать свой познавательный сайт. Учащиеся разбиваются на 4–5 групп, по 5–6 человек в каждой, самостоятельно выбирают тему своего сайта, подбирают материал и создают сайт с помощью языка разметки гипертекста html.
Этапы работы над проектом:
1. Выбор тематики сайта.
2. Разработка общей структуры сайта.
3. Подбор и систематизация текстового и графического материала.
4. Разработка макета страницы.
5. Оформление материала в виде отдельных Web-страниц.
6. Формирование сайта и размещение в сети Интернет.
7. Тестирование сайта.
8. Защита проекта.
9. Оценивание проектов других групп, обсуждение результатов работы.
Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти и систематизировать необходимую информацию; работать в графических редакторах и с языком html; оценить результаты своей деятельности.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Предметы: информатика и ИКТ, русский язык, литература, английский язык, ИЗО.
Продукт проектной деятельности: познавательный сайт.
- «Мир профессий» 11 класс
Цель: создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе, к осознанному профессиональному самоопределению.
Задачи: закрепить и обобщить знания о профессиях, полученные в течение учебного года; способствовать проектированию жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней; расширить представление об огромном и многообразном мире профессий.
Тип: исследовательский, практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Краткое содержание проекта:
В 11 классе при изучении темы «Технология обработки текстовой информации» при рассмотрении вопроса «Издательские системы», учащимся предлагается подготовить и опубликовать газету, в которой они представляют свои будущие профессии и также рассказывают об университете, в котором предполагают получить эту профессию. Класс делится на группы по направлениям предполагаемых профессий и каждая готовит макет свой страницы, заранее обговаривается формат представляемой информации. Когда все страницы готовы, ученики 11 класса печатают газету и распространяют ее в школе, среди старшеклассников.
Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти необходимую информацию; систематизировать собранный материал; взаимодействовать с партнером; оценить результаты своей деятельности.
Этапы работы над проектом:
1. Разбиться на группы по профессиональной направленности, изучить и проанализировать те стороны профессии, которые необходимо отразить на своей странице, чтобы заинтересовать читателей. На основе собранной информации дать характеристику профессии.
2. В интернете, печатных изданиях найти информацию о ВУЗах, в которых представлена эта профессия, и выбрать из них те, которые будут представлены на странице группы, распределить обязанности.
3. Подобрать материала, оформить макет страницы, разработать обложку.
4. Создать тематическую газету.
5. Защита проекта.
Срок реализации проекта: 3 недели.
Предметы: информатика и ИКТ, технология.
Продукт проектной деятельности: Профориентационная газета.
Литература:
1. III Общероссийская студенческая электронная научная конференция- 2011 год// [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/87/1331
2. Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности.// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pish.ru/blog/articles/articles2013/2585
3. Кузьмина И. В. Социальная сеть работников образования. // [Электронный ресурс]- Режим доступа: nsportal.ru http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/09/28/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti
4. Ступицкая М. А. Что такое учебный проект?- М.Первое сентября, 2010–44с.
5. Современные наукоемкие технологии// [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4861