Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Метод проблем

5. Педагогика общеобразовательной школы
07.04.2015
275
Поделиться
Библиографическое описание
Келбусова, С. С. Метод проблем / С. С. Келбусова, Д. М. Богачева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 171-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7822/.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. [2]

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли так же методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа Джона Дьюи. [4]

В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом: ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

-        проблематизация учебного материала;

-        активность ребенка;

-        связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. [5]

Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы.

Роль учителя при данном обучении меняется: он престает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становиться не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь — отметка лишь фиксирует фактическое положение дел. [4]

В России метод проектов был известен еще в 1905 г., когда под руководством С. Т. Шацкого работала группа русских педагогов над внедрением этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чужой советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х гг. прошлого века. [1]

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. [2] Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные проблемы.

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников — о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. [3]

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение, имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие — предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть — отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т. п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Информатика, как школьный предмет является одним из самых молодых в средней школе на сегодняшний день (информатика была введена как обязательный учебный предмет во все средние школы СССР с 1 сентября 1985 года), но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения.

В качестве примера приведем несколько творческих проектов реализованных на уроке информатики и ИКТ.

-        «Компьютерная сказка на новый лад» 8 класс

Цель: анализ и систематизация информации о вирусах и антивирусных программах.

Задачи: изучить особенности вирусов и антивирусных программ; подобрать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды; включить в повествование описание реально существующих объектов, специфичных для данной темы «вирусы и антивирусные программы».

Тип проекта: творческий, исследовательский, парный, средней продолжительности.

Краткое содержание проекта:

В 8 классе при изучении темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» при рассмотрении вопроса «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», учащимся предлагается, разбившись на пары, сочинить сказку о борьбе антивирусных программ с известными вирусами. В ходе работы над проектом учащиеся должны использовать реальные названия антивирусов и указать те вирусы, с которыми, действительно, может справиться программа, изучив их особенности и характеристики.

Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти необходимую информацию в информационном пространстве; систематизировать собранный материал; оформить сведения из источников информации; уверенно держать себя во время выступления; работать в текстовом редакторе и в сети Интернет; четко, интересно, аргументировано излагать свои мысли; взаимодействовать с партнером; находить компромисс; оценивать результаты своей деятельности.

Этапы работы над проектом:

1.                  Вспомнить известные сказки, проанализировать композиции сказок (зачин, завязка, кульминация, развязка), выделить освоение логики и последовательности развития событий в сказке — Что за чем?

2.                  Продумать, какие элементы персонального компьютера по «характеру» действия соответствуют героям выбранной сказки, произвести «замену» имен героев.

3.                  В интернете, печатных изданиях найти информацию о конкретном вирусе (название, характер проникновения, среда обитания — системные области компьютера, которые заражает вирус, влияние на работу компьютера), найти антивирусную программу, которая уничтожает данный вирус (название программы, создатель, название вирусов, которые она уничтожает, способ работы с вирусами).

4.                  Сочинить историю по методу «сказка-калька» (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями). Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, развитие самостоятельного сюжета.

5.                  Создать самодельную книжку. Проявить выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.

6.                  Защитить проект.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Предметы: Информатика и ИКТ, литература, русский язык, ИЗО.

Продукт проектной деятельности: печатные или рукописные книжки-сказки.

-        «Всемирная паутина как иной мир. Есть ли выход?» 9 класс

Цель: исследование влияния компьютерной зависимости на подростков и ее диагностика.

Задачи: ознакомиться с литературой по данной тематике; получить целостное представление о компьютерной зависимости; провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости; разработать систему мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер.

Тип: исследовательский, практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.

Краткое содержание проекта:

В 9 классе при изучении темы «Кодирование и обработка текстовой информации» в качестве зачетного задания учащимся предлагается выполнить проектно-исследовательскую работу на тему «Всемирная паутина как иной мир. Есть ли выход?». В ходе работы над проектом учащиеся должны получить целостное представление о компьютерной зависимости (изучить понятие и виды компьютерной зависимости, причины возникновения и симптомы), исследовать профилактику компьютерной зависимости, провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости. Результаты работы оформить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстовым документам, и подготовить презентацию для защиты проекта.

Этапы работы над проектом:

1.                  Анализ литературы по теме «Компьютерная зависимость».

2.                  Разработка анкеты для учащихся.

3.                  Анкетирование и обработка полученных результатов.

4.                  Подготовка доклада и презентации.

5.                  Защита проекта.

Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти и систематизировать необходимую информацию; анализировать и обрабатывать собранный материал; работать в текстовом редакторе и программе для создания презентации; взаимодействовать с партнером; четко и аргументировано излагать свои мысли; оценивать результаты своей деятельности.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Предметы: информатика и ИКТ.

Продукт проектной деятельности: доклад.

-        «Познавательный сайт» 10 класс

Цели: разработка познавательного web-сайта с помощью языка разметки гипертекста

Задачи: освоить основные критерии создания веб-ресурсов; разработать макет и общую структуру сайта; подобрать и структурировать материал; используя навыки создания web-страниц, разработать web-сайт; протестировать продукт.

Тип: исследовательский, практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.

Краткое содержание проекта:

В 10 классе при изучении темы «Сетевые информационные технологии» учащимся предлагается разработать свой познавательный сайт. Учащиеся разбиваются на 4–5 групп, по 5–6 человек в каждой, самостоятельно выбирают тему своего сайта, подбирают материал и создают сайт с помощью языка разметки гипертекста html.

Этапы работы над проектом:

1.                  Выбор тематики сайта.

2.                  Разработка общей структуры сайта.

3.                  Подбор и систематизация текстового и графического материала.

4.                  Разработка макета страницы.

5.                  Оформление материала в виде отдельных Web-страниц.

6.                  Формирование сайта и размещение в сети Интернет.

7.                  Тестирование сайта.

8.                  Защита проекта.

9.                  Оценивание проектов других групп, обсуждение результатов работы.

Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти и систематизировать необходимую информацию; работать в графических редакторах и с языком html; оценить результаты своей деятельности.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Предметы: информатика и ИКТ, русский язык, литература, английский язык, ИЗО.

Продукт проектной деятельности: познавательный сайт.

-        «Мир профессий» 11 класс

Цель: создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе, к осознанному профессиональному самоопределению.

Задачи: закрепить и обобщить знания о профессиях, полученные в течение учебного года; способствовать проектированию жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней; расширить представление об огромном и многообразном мире профессий.

Тип: исследовательский, практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.

Краткое содержание проекта:

В 11 классе при изучении темы «Технология обработки текстовой информации» при рассмотрении вопроса «Издательские системы», учащимся предлагается подготовить и опубликовать газету, в которой они представляют свои будущие профессии и также рассказывают об университете, в котором предполагают получить эту профессию. Класс делится на группы по направлениям предполагаемых профессий и каждая готовит макет свой страницы, заранее обговаривается формат представляемой информации. Когда все страницы готовы, ученики 11 класса печатают газету и распространяют ее в школе, среди старшеклассников.

Работа над проектом способствует развитию следующих навыков и умений у учащихся: самостоятельно найти необходимую информацию; систематизировать собранный материал; взаимодействовать с партнером; оценить результаты своей деятельности.

Этапы работы над проектом:

1.                  Разбиться на группы по профессиональной направленности, изучить и проанализировать те стороны профессии, которые необходимо отразить на своей странице, чтобы заинтересовать читателей. На основе собранной информации дать характеристику профессии.

2.                  В интернете, печатных изданиях найти информацию о ВУЗах, в которых представлена эта профессия, и выбрать из них те, которые будут представлены на странице группы, распределить обязанности.

3.                  Подобрать материала, оформить макет страницы, разработать обложку.

4.                  Создать тематическую газету.

5.                  Защита проекта.

Срок реализации проекта: 3 недели.

Предметы: информатика и ИКТ, технология.

Продукт проектной деятельности: Профориентационная газета.

 

Литература:

 

1.         III Общероссийская студенческая электронная научная конференция- 2011 год// [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/87/1331

2.         Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности.// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pish.ru/blog/articles/articles2013/2585

3.         Кузьмина И. В. Социальная сеть работников образования. // [Электронный ресурс]- Режим доступа: nsportal.ru http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/09/28/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti

4.         Ступицкая М. А. Что такое учебный проект?- М.Первое сентября, 2010–44с.

5.         Современные наукоемкие технологии// [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4861

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный