В статье рассмотрены распространенные активные формы обучения. Использование данных форм и методов обучения применительно для преподавания уроков информатики.
Ключевые слова: активные формы, методы обучения, уроки информатики
In the article common active forms of learning. The use of these forms and training methods applied for teaching Informatics lessons.
Keywords: аctive forms, methods of training, lessons science
Необходимо строить каждый урок так, чтобы у всех учеников вызвать устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы — задача современного учителя. Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись.
Вот в этом и заключается актуальность опыта — «Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики».
Активные формы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [1, C. 2].
Как писал Плутарх: «Ум ребенка — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь», поэтому активные методы обучения — это «современное оружие» учителя.
Активное обучение предполагает внутренне-групповую и межгрупповую активность учащихся и направленность действий (инициативу) [2, C. 171]. Характерные признаки активного обучения:
– активность (физическая, социальная, познавательная);
– инициатива (направленность действий);
– практический опыт;
– обратная связь;
– решение проблем;
– овладение навыками работы в команде.
Физическая активность учащихся заключается в пространственном перемещении, изменении образа действий партнеров по взаимодействию, например, в деловой или ролевой игре (ученики могут менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию у доски или перед аудиторией, работать в малых группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки и тому подобное).
Социальная активность учащихся проявляется в том, что они инициируют взаимодействие друг с другом, используют разные приемы и технику обмена данными (задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т. п).
Познавательная активность учащихся проявляется в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему, определять способы ее решения, предлагать рекомендации, принимать решения.
Опыт показывает, что использование активных форм обучения предоставляет возможности для поиска новых форм и методов работы, для изменения себя, для обучения вместе с учениками.
Результатом такого урока является рост интереса учеников, заинтересованность их, изменение атмосферы в классе [3, C. 138].
Каждый из методов имеет свои преимущества, цели, ограничения.
На уроках информатики используются такие активные методы и приемы:
- Мотивация начальной деятельности.
В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует заинтересовать учеников, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха.
Интерактивные методы: «Займи позицию», «Мозговой штурм», дискуссия.
- Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.
На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров; выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами и т. п.; письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала; тестирование [4, C. 33]. Также часто используют такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха.
Используют работу в парах, разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку».
- Закрепление знаний и умений.
На данном этапе урока стараются дать на выполнение учащимися задания с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем.
Можно использовать приемы: «Учась учусь», дискуссия, работа в группах, «Верю — не верю», ролевая игра, метод «Автобусная остановка» — материал распределяется по остановкам. На каждой остановке учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания.
Пример: Тема «Информационная система» (9 класс). Правильное или неправильное утверждение. Правильное утверждение отметить +, а неправильное -.
- Один бит — это одна двоичная цифра (+)
- Байт — это последовательность из 16 двоичных цифр (-)
- 1 Кбайт = 1000 байт (-)
- Сканер — печатное устройство (-)
- Мышки есть лазерные, струйные, матричные (-)
- Разрешение — характеристика монитора (+)
- Модем — это устройство для просмотра изображений (-)
- Стандартная кнопка содержит 60 кнопок (-)
Пример: Тема «Компьютерные публикации» (10 класс).
Для успешного усвоения учащимися данной темы можно использовать такой метод интерактивного обучения, как ролевая игра. Во время этой работы ученики представляют себя журналистами, ведь перед ними стоит нелегкая задача — создать статью, которая бы заинтересовала людей. Во время создания сайта ученик выступает в роли дизайнера, перед которым стоит задача не только подобрать материал по теме, но и оформить его таким образом, чтобы все было гармонично.
- Практическая работа на применение полученных умений и навыков.
Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее организовывают таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии.
На этом этапе урока можно использовать дискуссию, работу в парах, в группах [5, C. 33].
Такой подход к организации учебной деятельности дает возможность сформировать у учащихся умения осуществлять целевой поиск сведений и использования для этого различных информационно-аналитических источников; умение использовать средства ИКТ для организации взаимодействия; умение выявлять этапы и операции в технологии решения задач.
- Итог урока.
Заканчивая урок, нужно всегда подытожить сделанное на уроке. Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний учениками, так и их впечатления от урока.
Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», «Микрофон», работа в группах.
Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом визитки сдаются учителю на проверку. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок: самооценки, оценки группы учеников и моей оценки за работу.
Пример: Для подведения итогов урока можно применить метод «Микрофон». Ученикам предлагается закончить предложение «Сегодня, работая на уроке, я понял.»..
Тема: «Электронные таблицы».
1) игра «Понятие»: учитель на доске посередине пишет «Microsoft Excel». Ученики должны по очереди подойти к доске и записать вокруг записанного все понятия, которые изучили на уроке, объясняя, что это такое, для каких целей данный объект предназначен.
2) «Лови ошибку»:
– Функция — это инструмент (сокращенной записи формул), который выполняет действия над числами (над своими аргументами).
– Аргументами функций могут быть числовые и текстовые данные, адреса ячеек, а также другие функции, которые в таком случае называются сложные функции (вложенные функции)
– Для того, чтобы ввести функцию в ячейку, необходимо в ячейку (строка формул) вызвать мастера функций.
Нетрадиционный урок—это одна из форм активного обучения. Под нетрадиционным уроком понимают импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Нетрадиционный урок предусматривает нетрадиционные: подготовку и проведение урока, структуру урока, взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителем и учащимися, подбор и критерии оценки учебных материалов, методику оценивания деятельности учащихся, анализ урока. В своей работе практикую уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-деловые игры.
Вывод. Существует много активных форм и методов обучения. Подбирать такие методы необходимо с учетом возрастной категории группы, класса, их жизненного опыта и знаний, помня, что детям нравятся нестандартные подходы. И если внести в урок «изюминку», то есть активизировать учащихся к обучению, пробудить интерес — то и результат будет намного качественнее.
Литература:
- Вербина О. Ю. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в структуре креативного занятия по информатике / О. Ю. Вербина, Д. Р. Губайдуллина, М. А. Прокопова // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 16. — С. 19.
- Карасев В. А. Активизация познавательной деятельности посредством использования интерактивных средств обучения на уроках информатики / В. А. Карасев // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2017. — С. 170–172.
- Кольева Н. С. Методика развития познавательного интереса у учащихся на уроках информатики / Н. С. Кольева, А. К. Есембекова // Материалы Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 136–140.
- Сейдаметова С. М. Игра как активная форма обучения на уроках информатики и ИКТ / С. М. Сейдаметова, С. Н. Романовская // Проблемы педагогики. — 2016. — № 2 (13). — С. 32–36.
- Шулика Н. А. Информационная культура как предмет педагогического осмысления / Н. А. Шулика, Н. П. Табачук, В. А. Казинец // Современные тенденции развития информационной культуры личности студента. — 2017. — С. 5–49.