В данной статье раскрываются современные педагогические технологии, а именно игровые технологии, используемые в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования.
Ключевые слова: педагогические технологии, организации дополнительного образования, иностранные языки, игровые методы.
This article reveals modern pedagogical technologies used in teaching foreign languages in organizations of additional education.
Keywords: pedagogical technologies, organizations of additional education, foreign languages, game methods.
Актуальность темы:
Впоследние годы в педагогическом образовании происходят большие изменения, которые охватывают практически все стороны учебного процесса. Всё чаще поднимается вопрос о применении современных педагогических технологий в обучении иностранным языкам. Появляются новые методы и формы обучения, которые, в свою очередь, представляют не только различные технологии средства обмена и передачи информации, с помощью которых осуществляется учебный процесс, но и одну большую систему методов обучения, направленных на развитие коммуникативных знаний обучающихся, улучшение навыков речи. Основная задача иностранного языка состоит в обучении практическому овладению иностранным языком, в формировании базисных знаний, то есть способности осуществлять иноязычное и интернациональное общение с носителями языка. Поиск новых педагогических технологий связан с нехваткой у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка. Очень часто положительная мотивация отсутствует, так как при изучении иностранного языка обучающиеся сталкиваются с некоторыми трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей. Опыт работы показывает, что использование различных, современных, свежих источников и средств провоцирует у обучающихся интерес, повышает их мотивацию к учебе [1].
Цель: Выявить основные методы обучения иностранным языкам в организации дополнительного образования, и отметить эффективность использования игр в процессе обучения как современную технологию преподавания иностранным языкам в организациях дополнительного образования.
Задачи: Задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, игровая методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучающихся, их уровня обучения, склонностей и т. д. [5].
Основная часть: Педагогическая технология — это совокупность приёмов, область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Применение современных педагогических технологий в процессе обучения иностранным языкам позволяет воспроизводить учебные ситуации, помогает дополнять традиционные методы обучения, способствует формированию основополагающих навыков иноязычного общения от осознания возможности выражать мысль на другом языке до самостоятельного решения коммуникативных задач, повышает желание, интерес обучающихся к учёбе, заставляет по-новому взглянуть на изучаемые предметы, раскрывая, таким образом, их творческие и интеллектуальные возможности, таланты [3].
Методом, который позволяет мотивировать обучающихся на изучение предмета, способствует развитию языковой и речевой компетенции, способствует более быстрому и прочному усвоению материала, является игра.
В современной науке игры рассматриваются как метод, который может с эффективностью использоваться при обучении иностранному языку как детей, так и взрослых. Уместно будет привести классификации игр, которые позволят сориентироваться, какие игры могут способствовать развитию определённых языковых навыков. Игры можно разделить на два раздела [7].
Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, занимающие по объёму более трети пособия, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создаёт возможность для перехода к активной речи обучающихся. Известно, что тренировка обучающихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения.
Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых — освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.
Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения — могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют обучающихся в умении творчески использовать речевые навыки. Приведём несколько приёмов из игр [2].
«Словесные игры» — все они связаны со словом, его правописанием, значением, сочетаемостью с другими словами. Словесные игры позволяют обучающимся:
– расширять словарный запас, знакомясь с новыми лексическими единицами;
– прочнее усваивать уже знакомые лексические единицы;
– отрабатывать правописание слов;
– активизировать речемыслительную деятельность;
– знакомится с сочетаемостью лексических единиц, устойчивыми выражениями, фразеологизмами.
К словесным играм можно отнести следующие:
- Анаграммы
- Кроссворды
- Поиск слов среди буквенного хаоса (Wordsearch)
- «Виселица» (Hangman)
- «Балда» (словесная игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, определенным образом добавляемых на квадратное игровое поле).
- «Слова» (составление более коротких слов из одного длинного, зачастую на время).
- «Unscramble» (составление слова из имеющегося набора букв).
- Wordchain (составление списка слов путем замены одной буквы в каждом последующем слове, возможно с опорой на дефиниции).
- Конструктор (составление слов из морфем, представленных на отдельных карточках).
- «Одна буква — много слов» (обучающиеся называют известные им слова на определенную букву алфавита).
- «Последняя буква» (назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего; стоит отметить, что в английском языке, с учетом непроизносимой -е на конце слова, может быть предложено начинать слово с последнего звука предыдущего).
- «Пропавшие буквы» (угадать слово только по гласным/согласным).
- Hot Chair (угадать слово по его определению, синонимам, антонимам и т. д.) и другие.
Некоторые из игр предполагают групповую работу, командное соревнование (например, Hot Chair, Конструктор и др.), некоторые — работу в парах; такие игры как «Виселица», «Анаграммы», Wordchain уместно проводить фронтально, представляя материал на доске [6].
Безусловно, словесная игра на занятиях по английскому языку в организациях дополнительного образования не должна быть самоцелью, хотя в некоторых случаях она может служить своего ряда «разрядкой» после напряженной работы.
Командную игру Hot Chair можно предложить обучающимся при завершении работы над темой, когда лексические единицы/словосочетания уже неоднократно предъявлялись обучающимся в текстах и упражнениях. Суть игры состоит в следующем: представителю команды нужно угадать написанное на доске слово, которое может быть предложено преподавателем или другой командой, по подсказкам и объяснению своей команды. Обучающийся сидит спиной к доске и слово не видит. Ассоциации и способы объяснить слово, которые приходят на ум современным обучающимся, порой поражают неординарностью и творческим подходом, показывая, что обучающиеся делают попытку актуализировать и передать на иностранном языке знания из других предметных областей. Нужно поощрять обучающихся высказывать идеи на иностранном языке, таким образом они вовлекаются в коммуникацию, отрабатывают навыки построения предложений, определённые речевые формулы. На этом же этапе можно поиграть и в «виселицу»; обычно обучающиеся активно думают, предлагают варианты, не желая, чтобы игра закончилась проигрышем [4].
Преподавателю можно посоветовать не «брать весь удар» по составлению игры на себя, а делегировать часть работы обучающимся — например, по выбору лексических единиц в игру в рамках темы. Таким образом, они чувствуют себя вовлечёнными, ответственными за правильность презентации материала, за успех игры. И в таком случае использование игры на занятии по иностранному языку на самом деле становится эффективным приёмом.
Заключение: Организуя игру на занятии по иностранному языку в организациях дополнительного образования, преподавателю следует учитывать общие методические принципы, а также принципы педагогики обучения обучающихся [5]:
– обучающимся необходимо знать, зачем они учат тот или иной материал. Поэтому преподаватель должен быть готов объяснить, как игра поможет обучающимся в изучении иностранного языка;
– обучающиеся рассматривают обучение как решение проблем, они учатся в том числе на своем опыте, «на практике», и использование словесных игр может представить для этого более широкие возможности, чем простое выполнение упражнений из учебника;
– игра должна быть хорошо продумана, иметь четкие правила и несложные условия, контролироваться преподавателем;
– игра должна проводиться в доброжелательной атмосфере, предоставляя обучающегося возможности самовыражения, саморазвития;
– игра должна содержать элемент соревнования (при изначальном условии равенства участников/команд), что может активизировать мыслительную деятельность обучающихся, поощрять их активное участие.
С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия [7].
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
– созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению;
– обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
– тренировке обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Литература:
- Дубских А. И. Интерактивные технологии в процессе обучения иностранному языку // Сборник научных статей XI Междунар. научно-практич. конф. «Вопросы лингводидактии и межкультурной коммуникации в контексте». — 2019. — C. 167–171.
- Душина Е. В. Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирования коммуникативной компетентности учащихся // Филологический класс. — 2014. — № 4 (38). — С. 54–58.
- Логинова А. В., Отбанов Н. А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1395–1397.
- Перкас С. В. Ролевые игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 4.
- Рогожинская Т. А. Как выбрать оптимальные методы обучения? // Народная асвета. — 2013. — № 6. — С. 16–20.
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. — М.: Просвещение, 2001. — 370 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.