В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.
Ключевые слова: образовательные технологии, цифровые инструменты, интерактивные технологии.
Современные образовательные технологии на уроках информатики в школе являются неотъемлемой частью образовательного процесса сегодняшнего времени и требуют от всех участников процесса обучения компетенций, которые могут быть приобретены только через активное взаимодействие с компьютером.
Одной из главных целей обучения информатике в школе является подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, развитие личностных качеств, которые позволят им в дальнейшем успешно интегрироваться в выбранную профессию. Современные технологии могут быть выгодными инструментами для достижения этой цели: работа в команде, критическое мышление, решение проблем, знания в области информационных технологий и программирования — актуальные инструменты для обеспечения максимальной подготовки учащихся к будущим вызовам.
Рассмотрим некоторые подходы к обучению информатике в школе:
- Традиционный подход. Этот подход включает в себя комбинацию лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Обычно он применяется на начальных ступенях обучения, чтобы помочь учащимся освоить базовые знания и умения в области информатики. Традиционный подход также может быть использован для обучения конкретным технологиям или языкам программирования.
- Проблемно-ориентированный подход. Этот подход сконцентрирован на решении реальных проблем и задач. Например, учащиеся могут работать в группах и решать определенную задачу, используя навыки, полученные в ходе предыдущих занятий. Проблемно-ориентированный подход помогает развивать критическое мышление, логическое мышление и навыки программирования.
- Деятельностный подход. Этот подход включает в себя активное взаимодействие студентов с компьютером. Учащиеся работают с информационными технологиями, реализуют проекты, решают программные задачи и т. п. Деятельностный подход учит воспринимать информатику как инструмент для решения реальных проблем и задач.
- Конструктивный подход. Этот подход включает в себя создание собственных моделей, программ и проектов. Он основан на идее того, что учащиеся лучше всего учатся, когда создают что-то собственное: например, создают свои проекты или работают в группах для создания программ, веб-сайтов и т. д. Конструктивный подход помогает развивать технические навыки и навыки программирования, а также позволяет проявить себя творчески.
Отметим, что, конечно, комбинация различных типов методик может быть использована для более эффективного подхода к обучению.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения может сделать такой процесс более продуктивным независимо от выбранного подхода. В качестве технологий такого рода можно выделить:
- Использование игр и игровых симуляторов. Этот подход помогает учащимся улучшить свои навыки программирования, учит работать в команде и решать проблемы, которые возникают в процессе игры. Игры также могут быть использованы для обучения конкретным навыкам, например, таким как создание веб-сайтов или разработка приложений.
- Использование проектной работы. Этот подход позволяет учащимся применять практические навыки, которые они получили на уроках информатики, для решения реальных задач и проблем. Проектная работа также учит работать в команде, развивать навыки руководства проектом и организационные навыки.
- Использование онлайн-ресурсов. На сегодняшний день многие онлайн-ресурсы предлагают бесплатное программное обеспечение, которое можно использовать для обучения информатике, и могут помочь учащимся научиться работе с конкретными языками программирования, созданию веб-сайтов, написанию приложений и т. д.
- Использование ролевых игр и диалогического обучения. Этот подход учит понимать, как работают информационные технологии в реальной жизни. Ролевые игры позволяют учащимся вжиться в роль разработчика программного обеспечения или системного администратора, узнать, какие проблемы могут возникнуть в работе и как их можно решить. Диалогическое обучение позволяет учащимся участвовать в обсуждении важных тем, связанных с информатикой и технологиями.
- Использование расширенной и виртуальной реальности, программного обеспечения с поддержкой искусственного интеллекта и многих других программных средств. Этот подход позволяет создавать интерактивные задания и практические упражнения, которые могут помочь повысить интерес учеников к изучению информатики и мотивировать их на получение дополнительных знаний и навыков.
- Использование средств автоматического оценивания. Этот подход позволяет сократить работу учителей по проверке заданий и контролировать качество оценки.
Преимущества использования новых технологий на уроках информатики в школе являются очевидными и значимыми (см., например, [1]- [3]). Во-первых, использование таких технологий на уроках информатики помогает учащимся адаптироваться к современной жизни и будущему: сегодня технологии занимают все большую часть нашей жизни, и их понимание и умение использовать является необходимым условием для успешной адаптации и профессионального роста. Во-вторых, их использование способствует развитию критического мышления и учит решению сложных проблем, дает возможность более глубокого понимания рассматриваемых вопросов. В-третьих, использование новых технологий на уроках информатики способствует развитию технических навыков и навыков программирования, что является ключевым фактором для современного рынка труда.
Одним из видов современных образовательных технологий, который используется в современном образовательном процессе все чаще, являются интерактивные игровые компьютерные технологии (ИИКТ) — это технологии, использующие компьютерные игры и другие интерактивные компьютерные формы обучения для достижения определенных целей в контексте образования. Они представляют собой инструмент, который сочетает обучение и развлечение, что создает более активную и эффективную форму обучения в сравнении с традиционными методами:
– ИИКТ делают обучение более интересным и привлекательным для учеников, так как большинство из них уже прекрасно знакомо с различными гаджетами, используют Интернет, и использование таких технологий на уроке захватывает и удерживает их внимание;
– Использование ИИКТ особенно хорошо подходит для визуальных и кинестетических учеников, которые предпочитают обучение через опыт;
– Благодаря использованию ИИКТ ученики могут более точно диагностировать свои ошибки и преодолевать трудности при обучении;
– Благодаря ИИКТ ученики могут получать более точную обратную связь.
Отметим, что при использовании интерактивных игр на уроке следует учитывать несколько особенностей:
– Игра должна быть тщательно подобрана, чтобы соответствовать уровню знаний учеников и соответствующей теме;
– Игра должна быть хорошо организована и обучающимся должны быть предоставлены ясные инструкции по работе с ней;
– Игра не должна быть слишком сложной или отвлекающей, чтобы не мешать учебному процессу и не отрывать внимание учеников от основной темы урока.
Использование ИИКТ и других современных образовательных технологий помогает учителю лучше адаптироваться к изменяющимся образовательным потребностям и потребностям учащихся, что повышает качество обучения и результаты учеников.
Литература:
- Матюнькина А. Р. Использование современного цифрового оборудования и электронных образовательных ресурсов как эффективный инструмент повышения качества образования // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. — 2021. — № 4. URL: https://fortus-science.ru/index.php/KM/article/view/369/257 (дата обращения: 25.03.2023).
- Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. — М,: Изд-во «Про-Пресс», 2020. — 33 с.
- Бодрова Е. Г., Дегтеренко Л. Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2021. — Т. 13. — № 2. — С. 48–56.