Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баранова, М. Э. Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики / М. Э. Баранова, Д. С. Моисеенкова, В. А. Носова, Д. А. Ячменева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101888/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, цифровые инструменты, интерактивные технологии.

Современные образовательные технологии на уроках информатики в школе являются неотъемлемой частью образовательного процесса сегодняшнего времени и требуют от всех участников процесса обучения компетенций, которые могут быть приобретены только через активное взаимодействие с компьютером.

Одной из главных целей обучения информатике в школе является подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, развитие личностных качеств, которые позволят им в дальнейшем успешно интегрироваться в выбранную профессию. Современные технологии могут быть выгодными инструментами для достижения этой цели: работа в команде, критическое мышление, решение проблем, знания в области информационных технологий и программирования — актуальные инструменты для обеспечения максимальной подготовки учащихся к будущим вызовам.

Рассмотрим некоторые подходы к обучению информатике в школе:

  1. Традиционный подход. Этот подход включает в себя комбинацию лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Обычно он применяется на начальных ступенях обучения, чтобы помочь учащимся освоить базовые знания и умения в области информатики. Традиционный подход также может быть использован для обучения конкретным технологиям или языкам программирования.
  2. Проблемно-ориентированный подход. Этот подход сконцентрирован на решении реальных проблем и задач. Например, учащиеся могут работать в группах и решать определенную задачу, используя навыки, полученные в ходе предыдущих занятий. Проблемно-ориентированный подход помогает развивать критическое мышление, логическое мышление и навыки программирования.
  3. Деятельностный подход. Этот подход включает в себя активное взаимодействие студентов с компьютером. Учащиеся работают с информационными технологиями, реализуют проекты, решают программные задачи и т. п. Деятельностный подход учит воспринимать информатику как инструмент для решения реальных проблем и задач.
  4. Конструктивный подход. Этот подход включает в себя создание собственных моделей, программ и проектов. Он основан на идее того, что учащиеся лучше всего учатся, когда создают что-то собственное: например, создают свои проекты или работают в группах для создания программ, веб-сайтов и т. д. Конструктивный подход помогает развивать технические навыки и навыки программирования, а также позволяет проявить себя творчески.

Отметим, что, конечно, комбинация различных типов методик может быть использована для более эффективного подхода к обучению.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения может сделать такой процесс более продуктивным независимо от выбранного подхода. В качестве технологий такого рода можно выделить:

  1. Использование игр и игровых симуляторов. Этот подход помогает учащимся улучшить свои навыки программирования, учит работать в команде и решать проблемы, которые возникают в процессе игры. Игры также могут быть использованы для обучения конкретным навыкам, например, таким как создание веб-сайтов или разработка приложений.
  2. Использование проектной работы. Этот подход позволяет учащимся применять практические навыки, которые они получили на уроках информатики, для решения реальных задач и проблем. Проектная работа также учит работать в команде, развивать навыки руководства проектом и организационные навыки.
  3. Использование онлайн-ресурсов. На сегодняшний день многие онлайн-ресурсы предлагают бесплатное программное обеспечение, которое можно использовать для обучения информатике, и могут помочь учащимся научиться работе с конкретными языками программирования, созданию веб-сайтов, написанию приложений и т. д.
  4. Использование ролевых игр и диалогического обучения. Этот подход учит понимать, как работают информационные технологии в реальной жизни. Ролевые игры позволяют учащимся вжиться в роль разработчика программного обеспечения или системного администратора, узнать, какие проблемы могут возникнуть в работе и как их можно решить. Диалогическое обучение позволяет учащимся участвовать в обсуждении важных тем, связанных с информатикой и технологиями.
  5. Использование расширенной и виртуальной реальности, программного обеспечения с поддержкой искусственного интеллекта и многих других программных средств. Этот подход позволяет создавать интерактивные задания и практические упражнения, которые могут помочь повысить интерес учеников к изучению информатики и мотивировать их на получение дополнительных знаний и навыков.
  6. Использование средств автоматического оценивания. Этот подход позволяет сократить работу учителей по проверке заданий и контролировать качество оценки.

Преимущества использования новых технологий на уроках информатики в школе являются очевидными и значимыми (см., например, [1]- [3]). Во-первых, использование таких технологий на уроках информатики помогает учащимся адаптироваться к современной жизни и будущему: сегодня технологии занимают все большую часть нашей жизни, и их понимание и умение использовать является необходимым условием для успешной адаптации и профессионального роста. Во-вторых, их использование способствует развитию критического мышления и учит решению сложных проблем, дает возможность более глубокого понимания рассматриваемых вопросов. В-третьих, использование новых технологий на уроках информатики способствует развитию технических навыков и навыков программирования, что является ключевым фактором для современного рынка труда.

Одним из видов современных образовательных технологий, который используется в современном образовательном процессе все чаще, являются интерактивные игровые компьютерные технологии (ИИКТ) — это технологии, использующие компьютерные игры и другие интерактивные компьютерные формы обучения для достижения определенных целей в контексте образования. Они представляют собой инструмент, который сочетает обучение и развлечение, что создает более активную и эффективную форму обучения в сравнении с традиционными методами:

– ИИКТ делают обучение более интересным и привлекательным для учеников, так как большинство из них уже прекрасно знакомо с различными гаджетами, используют Интернет, и использование таких технологий на уроке захватывает и удерживает их внимание;

– Использование ИИКТ особенно хорошо подходит для визуальных и кинестетических учеников, которые предпочитают обучение через опыт;

– Благодаря использованию ИИКТ ученики могут более точно диагностировать свои ошибки и преодолевать трудности при обучении;

– Благодаря ИИКТ ученики могут получать более точную обратную связь.

Отметим, что при использовании интерактивных игр на уроке следует учитывать несколько особенностей:

– Игра должна быть тщательно подобрана, чтобы соответствовать уровню знаний учеников и соответствующей теме;

– Игра должна быть хорошо организована и обучающимся должны быть предоставлены ясные инструкции по работе с ней;

– Игра не должна быть слишком сложной или отвлекающей, чтобы не мешать учебному процессу и не отрывать внимание учеников от основной темы урока.

Использование ИИКТ и других современных образовательных технологий помогает учителю лучше адаптироваться к изменяющимся образовательным потребностям и потребностям учащихся, что повышает качество обучения и результаты учеников.

Литература:

  1. Матюнькина А. Р. Использование современного цифрового оборудования и электронных образовательных ресурсов как эффективный инструмент повышения качества образования // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. — 2021. — № 4. URL: https://fortus-science.ru/index.php/KM/article/view/369/257 (дата обращения: 25.03.2023).
  2. Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. — М,: Изд-во «Про-Пресс», 2020. — 33 с.
  3. Бодрова Е. Г., Дегтеренко Л. Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2021. — Т. 13. — № 2. — С. 48–56.
Основные термины (генерируются автоматически): урок информатики, навык программирования, подход, Игра, критическое мышление, обучение, учащийся, диалогическое обучение, конструктивный подход, проблемно-ориентированный подход.


Похожие статьи

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников

В статье рассматриваются методы и приёмы использования интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Применение информационных ресурсов в обучении детей начальной школы

Статья посвящена актуальному вопросу применения цифровых технологий в образовании. Описано эффективное использование различных интернет-ресурсов.

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Похожие статьи

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников

В статье рассматриваются методы и приёмы использования интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Применение информационных ресурсов в обучении детей начальной школы

Статья посвящена актуальному вопросу применения цифровых технологий в образовании. Описано эффективное использование различных интернет-ресурсов.

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Задать вопрос