В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия (ПУУД), групповая работа, младший школьник.
Keywords: universal cognitive learning activities, group work, junior high school student.
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Универсальные учебные действия (УУД) — это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении универсальные учебные действия — это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Был введён А. Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. [3]
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1. Личностные УУД — умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
2. Регулятивные УУД — умения организовывать свою деятельность.
3. Познавательные УУД — умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
4. Коммуникативные УУД — умения общаться, взаимодействовать с людьми.
В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют познавательные УУД — это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. [4]
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным универсальным учебным действиям относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [20]
На современном этапе работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер, об этом говорили ученые Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.. Исследования психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы. В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки познавательных УУД.
Одним из механизмов формирования познавательных УУД учащихся начальных классов ученые рассматривают организацию групповой работы на уроках.
По мнению Коробова А. В., достоинствами групповой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения. [29, с. 111]
Чтобы групповая работа давала положительные результаты в обучении, воспитании и развитии младших школьников, надо хорошо понимать ее сущность. Х. Й. Лийметс, давая понятие о групповой работе, исходит из того, что форму групповой работы на уроке определяет характер взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом: «Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. С учителем постоянного прямого контакта нет». Мы определяем групповую форму обучения как способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. [4,с 25]
Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:
- наличии непосредственного взаимодействия между учащимися;
- опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: «учитель — группа сотрудничающих между собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.
Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества
Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе организации групповой работы будет эффективным при соблюдении соответствующих педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность факторов, принципов и различных воспитывающих мер, способствующих личностному развитию младших школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет прийти к выводу о том, что в качестве педагогических условий организации групповой работы с целью формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов могут выступать:
- непрерывная мотивация учебной деятельности младших школьников;
- содействие выработке у детей стремления к групповой форме работы;
- учет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических групп.
С целью проверки эффективности выявления педагогических условий, нами была организована опытно-экспериментальная работа.
Участниками эксперимента стали 4 «А» и в 4 «Б» класс, где 4 «А» — контрольный, 4 «Б» — экспериментальный класс. Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для того чтобы провести диагностику, нами были выявлены критерии оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников:
1. Умение планировать собственную деятельность.
2. Умения анализировать и сравнивать.
3. Умения решать проблемы.
В соответствии с этими критериями нами были отобраны следующие исследовательские методики: «Наблюдение», «Выделение существенных признаков», «Ковер идей». В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 45.2 % всех испытуемых имеют высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий. 39.4 % имеют средний уровень сформированности, низкий уровень имеют 15.2 % школьников.
Диагностика уровня младших школьников показала, что дети имеют средний уровень, результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно.
На формирующем этапе нами был разработан комплекс заданий по следующим предметам: «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир». Задания подобраны в соответствии с уровнями сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Система заданий, использованная на «Математики» — разбор и решение текстовой задачи, сравнение выражений, порядок действий в выражениях со скобками; «Окружающий мир» — философские задачи, творческие задания, загадки; «Русский язык» — от данных прилагательных, если возможно, образовать наречия, объяснить правописание наречий, заменить данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Школьники с удовольствием выполняли эти задания, активно принимали участие в групповой работе. Школьники проявляли самостоятельность, стремясь сделать все сами. Они также учились договариваться друг с другом (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы).
На контрольном этапе использовались те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Данные показали, что высокий уровень составляет 52.2 % учеников, средний уровень — 42.3 %, низкий уровень — 5.5 % сформированности познавательных универсальных учебных действий, что говорит о эффективности данной методики.
На основании итогов эксперимента можно сделать выводы, что уровень формирования познавательных учебных действий младших школьников при комплексе педагогических условий организации групповой работы, объективно повысился.
Литература:
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / под редакцией Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова — М., 2010.
3. Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования/ Л. В. Ведерникова, О. Г. Бырдина, О. А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал.-2015.-№ 2.-С.117–121.
4. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, О. Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука.- 2014. — № — № 3. — С. 52–55.
5. Глазкова А., Коробова А.В Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.// Начальная школа.- 1999, № 10.
6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
7. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6.
8. Поворознюк О. А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей [Текст] /О. А. Поворознюк//XIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013.- С. 92–94.
9. Поворознюк О. А. Ценностные основы совершенствования социальной компетентности школьников [Текст] /О. А. Поворознюк//XIX Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009.- С. 129–130.
10. Поворознюк О. А., Талалаева И. Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования [Текст] / О. А. Поворознюк, И. Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2014.-№ 5(17). С. 114–118.