Использование групповых методов обучения на уроках
Автор: Сафиуллина Эльмира Вильевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 06.10.2014
Статья просмотрена: 6564 раза
Библиографическое описание:
Сафиуллина, Э. В. Использование групповых методов обучения на уроках / Э. В. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6322/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в среде педагогов в повседневной практике все больше возрастает популярность групповой формы работы. Использование групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и креативности ребенка, развития у учащихся речи и рефлексии предметного содержания.
Однако при всей её значимости по-прежнему преобладают фронтальные и индивидуальные формы работы. Причины недостаточного использования мощного ресурса групповой работы могут быть следующие:
1) Недооценка возможностей обучения детей в малых группах;
2) Беспокойство о том, что при обучении в малых группах на уроке работают не все учащиеся, а лишь некоторые, так как в группе легко спрятаться за чье-то плечо;
3) Шум на уроке, возникающий при совместной работе учащихся, потеря «должной дисциплины»;
4) Неясность в вопросе о том, каким должен быть состав малой группы;
5) Организация работы в малых группах;
Отмечая большое значение групповых форм обучения для развития мышления и личности ребенка, нельзя не отметить и то, что опасения многих педагогов о «выпадении» из учебного процесса ряда учеников при групповом обучении очень преувеличены. Так как все время не участвовать в работе малой группы практически невозможно. Дети в значительно большей мере, чем учитель, способны вовлечь в работу своих товарищей. Другое дело, что в разные периоды работы группы учащиеся могут принимать в ней разное участие и выполнять в ней разные функции. Таким образом, и степень вовлеченности ученика, и особенности выполняемой работы могут быть для каждого участника группы разными в разные периоды группового взаимодействия. Поэтому при правильной организации групповой работы каждый её участник, так или иначе, вовлекается в работу группы и достигает для себя тех или иных результатов. Значит, главной проблемой является вопрос об организации групповых форм обучения.
Одним из важных и самых простых шагов является определение количество групп и количество учеников в каждой группе. Для продуктивной работы малой группы необходимо распределение ролевых позиций в процессе межличностного взаимодействия и наличие представителей следующих позиций:
1) Лидера (организатора-руководителя);
2) Оппонента (противника);
3) Помощника лидера (исполнителя);
4) Сомневающийся (оценщик-контролер)
Эти позиции обеспечивают выполнение участниками группового взаимодействия всех функций, необходимых для успешного выполнения работы. Могут быть и двое помощников, тогда количество человек в группе может быть и пятеро. Таким образом, 4–5 человек оптимальный размер группы. Планировать для работы на уроке более 5–6 групп малоцелесообразно, так как каждая рабочая группа должна предоставить результаты своей работы всему классу, учитывая тому же временные границы урока и возрастные психологические возможности учащихся.
Определение состава группы
Определение состава каждой группы является вторым важным шагом.
Важнейшим условием развития личности является разнообразие межличностного взаимодействия и интеллектуального опыта. С этой точки зрения каждый ребенок должен иметь опыт работы в разных группах:
- гомогенных (участники равны по уровню своего интеллектуального развития, общие интересы),
- гетерогенных (все сильные, или слабые),
- смешанных.
Какой группе отдать предпочтение зависит от целей и задач урока, особенностей изучаемого материала. В своей работе при изучении сложного программного материала я планирую смешанные группы, так как она более целесообразна и в отношении сильных и в отношении слабых учеников. Сильные ученики подтягивают более слабых, что благоприятно сказывается на успешности средних и слабых учеников. При изучении простого материала работа в смешанных группах приведет к снижению учебной мотивации сильных учащихся и торможению их развития. В таких случаях лучше использовать гомогенные или гетерогенные группы. При организации исследовательских умений можно предложить для изучения материал разный по уровню сложности. Слабые группы ограничить изучением материала учебника, а сильным предложить дополнительные источники информации. На этапе обмена информацией ученики из сильных групп смогут ознакомиться с материалами учебника, в то время как слабая группа, слушая выступление своих сильных одноклассников, получают дополнительный стимул к изучению темы.
Как спланировать организацию работы каждой группы?
Этот шаг для учителя является самым трудным. Ведь от того как учитель спланирует и обеспечит работу каждого ученика, зависит выполнение командных задач, развитие коммуникативных и исследовательских умений. При работе с текстом, с разными источниками информации учащиеся учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнения, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия и т. д. Для такой работы можно использовать рабочие листы (инструктажи).
1. Рассмотрите рабочий лист (символ: лупа);
2. По цепочке прочитайте каждый пункт (символ: цепочка- кольцо);
3. Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он делает (несколько контуров детей с флажками, на которых написаны имена детей);
4. Когда роли распределены, приступайте к работе (восклицательный знак).
Уже на первых этапах необходимо давать детям возможность самостоятельно распределять какую-то часть работы между участниками группы. С приобретением опыта работы необходимость в использовании таких инструкций отпадает.
Как спланировать представление результатов работы каждой группой?
В групповой работе дети учатся представлять результаты своей работы в разнообразной форме: устного отчёта, рисунка, схемы, модели, инсценировки и т. п. За период обучения дети осваивают практически все основные формы представления результатов проделанной работы — от устного сообщения, рисунка, иллюстрированной схемы до графика, диаграммы, модели и компьютерной презентации. Это умение — представляет результаты выполненной работы другим детям, формируется при деятельном участии учителя. На первых этапах обучения учитель сам планирует, в какой форме дети должны представить работу. Эта информация содержится в рабочем листе (например, написать рассказ, представить схему, сделать макет). Учитель помогает детям выстроить последовательность представления отчёта группы и подготовиться так, чтобы каждый член команды принял участие. Можно использовать «помощника представления». Листы с незавершёнными предложениями каждый член группы должен рассказать другим участникам группы, что он будет говорить у доски. Дети выстраиваются у доски в соответствующем порядке.
Образцы листов «Помощники представления», как результаты, отчёты работы группы.
Такой лист «помощник» помогает детям выстроить последовательность представления отчёта группы и подготовиться так, чтобы каждый член команды принял в нём участие.
На уроке учитель должен убедиться, что участники команд распределили роли, поняли содержание рабочего листа, термины материалы для изучения. Многие вопросы решаются внутри каждой группы, а учитель помогает лишь нуждаюшемся в помощи ученикам. Какой-то группе необходимо задать провокационный вопрос, чтобы способствовать созданию проблемной ситуации и возобновлению поиска решения проблемы, в другой группе одобрить работу учащихся, поддержать уверенность в своих силах.
Сингапурский проект в аспекте группового метода обучения
В настоящее время новые подходы в групповом методе обучения приняты из Сингапурского проекта, включающий 5 основных модулей:
1. Теоретические основы необходимости метода;
2. Развитие критического мышления учеников;
3. Обучение «проблемных» учеников;
4. Групповое совместное обучение;
5. Инновационные педагогические коллективы.
Говоря вкратце, учитель из обособленного человека, излагающего догмы своим ученикам, превращается в активного преподавателя, задействующего на уроке всех детей из класса. При этом обучение получается «кооперативное» — совместное, каждый ученик выполняет строго отведённую ему часть работы, он не сможет её выполнить, если не будет следить за всем процессом урока.
В Сингапурском проекте используются 4 ключевых принципа:
1– Позитивная взаимозависимость. Это означает, что успех одного означает успех других. Результаты учащихся взаимосвязаны. Дети чувствуют себя одной командой. И каждый ученик понимает, что успех команды не может быть достигнуть без участия каждого. Группа нуждается друг в друге;
2 — Индивидуальная ответственность. Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим. Он понимает, что его «видят», чувствует свою ответственность перед товарищами;
3 — Равное участие. Равное время или равное количество очередей дают возможность каждому ребёнку иметь равный статус;
4 — Одновременное взаимодействие. Определенный процент учеников взаимодействуют одновременно. Все ученики вовлечены в учебный процесс.
Можно использовать в работе разные структуры.
Тимбилдинг (Teambuilding) — это совокупность структур, которая применяется для образования команд. Например, учитель предлагает сыграть весёлую игру.
— Я вам буду задавать вопросы, а вы на них искать ответы. Ответами будут цифры, по количеству которых вы будете группироваться в команды.
— Сколько ушек у зайки? (Дети группируются в команды по двое).
— Сколько макушек у ёлки? (Дети разбиваются в команды по одному).
— Сколько хвостов у трёх сов? (Дети разбиваются в команды по трое).
— Сколько сезонов в году? (Дети разбиваются в команды по четверо).
Сплочённые команды, состоящие из четырёх человек, занимают места за партами. Так, в виде игры, образуется смешанная группа.
Для обсуждения проблемы в группе используется структура Таймд Раунд Робин (Timed-Round-Robin). Учитель задаёт вопросы, а ученики в течение определённого количества времени проговаривают ответы с партнёрами «по плечу», а затем с партнёрами «по лицу». Учащиеся в группе решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности. Учатся сравнивать, анализировать, осуществлять поиск необходимой информации.
Часто применяется в работе структура Конерс (Corners, углы). Учащиеся распределяются по разным углам, в зависимости от выбранного ответа. Например (из практики на уроке Технологии в 1-м классе).
— Чем интересен вам праздник Новый Год? (Приходом Деда Мороза и Снегурочки — 1-й угол, подарками — 2-й угол, весельем — 3-й угол, наряжённой ёлкой — 4-й угол).
Структура Коннерс часто используется на этапе рефлексии или в начале урока. Детям нравится, когда такая структура проводится в виде игры.
Применяя те или иные структуры Сингапурского проекта, используя их как групповой метод работы, от учителя потребуется высокая работоспособнотсь и гибкость в работе с учащимися. Результат же такой работы — развитие коммуникативных и исследовательских умений у младших школьников, креативность, высокая познавательная и учебная мотивация у учащихся, что обеспечит учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей// Д. Б. Богоявленская; под ред. А. С. Обухова-М.: НИИ Школьных технологий, 2006.
2. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5–8 лет/ Э. А. Баранова// Вопросы психологии. -2007
3. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения/В. П. Вахтеров. –М., 1987
4. Зеньковский В. В. Психологи детства/ В. В. Зеньковский. –Екатеринбург, 1995
5. Зеньковский В. В. Педагогика/ В. В. Зеньковский. М., 1996
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя// под ред. А. Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2008
7. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности/ сб. статей под редакцией А. С. Обухова, 2006
8. Чошанов М. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения/ М. Чошанов// директор школы.- 1999 № 4, № 5