Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых навыков для решения задач ТОГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Пашкова, И. Ш. Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых навыков для решения задач ТОГИС / И. Ш. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100344/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье автор описывает работу с текстовой информацией для решения ТОГИС-задач.

Ключевые слова: текст, культурный образец, время решения, содержание текста, предлагаемый текст, задача

ТОГИС — это технология образования в глобальной информационной сети. Суть этого приема заключается в следующем: обучающимся предъявляется первичный текст, в котором обозначена проблема, затем дается ценностно-деятельностная задача, в процессе решения этой задачи ребята осуществляют поиск необходимой информации, делают выводы, заключительный этап — сравнение полученных результатов с предложенным «культурным» образцом.

В условиях эксперимента происходило множество событий «диагностирующего» характера, в результате чего качественно улучшился познавательный процесс в целом.

В процессе решения первой задачи выяснилось: для того чтобы оптимально было использовано учебное время на содержательный поиск и осмысление информации, необходимо овладеть следующими индивидуальными учебными умениями на этапе сбора информации:

— выделять ключевые слова в задаче, от чего напрямую зависит вектор поиска;

— владеть навыком просмотрового чтения — сканирования;

— владеть навыком медленного вдумчивого чтения;

— умение отделять главную информацию от второстепенной;

на этапе формирования ответа в группе:

— умение компилировать — соединять однородную информацию из разных источников;

— умение строить связный ответ в соответствии с логикой вопросов задачи;

— отбирать наиболее «весомый» фактический материал для доказательства выдвинутого тезиса;

— умение кодировать информацию в символах;

— умение создавать структурно — логические схемы, образы-символы, кластеры, синквейны и т. д.

на этапе знакомства с культурным образцом:

— умение выделять объекты анализа;

— умение сравнивать позиции, взгляды автора(ов) с позицией группы;

— умение формировать выводы на основе сопоставительного анализа;

— умение синтезировать, формировать целостное представление об изучаемом явлении после проведённого анализа.

Для того чтобы решение следующих задач было боле продуктивным и доставило настоящее удовольствие ребятам от процесса интеллектуального творчества, была проведена предварительная, а затем и параллельная работа в течение года. На программном материале на литературы и русского языка отрабатывались навыки, обозначенные выше.

Во время решения второй и третьей задач педагоги оказывались в роли сотрудников групп в моменты, когда требовалось «разбудить» творческую фантазию, показать многовариантность путей решения. Оказывалось достаточным лишь намекнуть, и тут же рождались интереснейшие решения.

Так, например, достаточно было минутного обсуждения вопроса о том, что такое дуалистичное мировосприятие, как тут же появилось несколько интересных версий решения задачи (задача по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»), и самым неожиданным оказалось то, что одно из таких решений предложил ребёнок с диагнозом «ММД».

Во время решения следующих задач само собой получилось так, что в группах стали готовить два варианта ответа: компьютерная презентация и ответ — схема или образ. Презентация, как правило, представляла собой ответ в последовательно-вертикальной, текстовой логике, а схема или образ — ответ с учётом внутренней, смысловой логики вопроса, с вызовом ассоциаций, что позволяет видеть изучаемое явление в несколько ином ракурс е и несёт в себе целостный образ.

«Задача о рыцарском романе» породила интересный структурный элемент в уроке решения ТОГИС — задачи, которого нет в технологии автора (заранее приносим извинения за нарушение технологии): на этапе сопоставление решений групп с мнением автора и формирования выводов была подготовлена новая презентация. Знакомство с культурным образцом было длительным и требовало глубокого осмысления. Поэтому, когда материал был прочитан и осмыслен, появилась потребность выделить позиции, по которым есть согласие или несогласие с точкой зрения автора культурного образца. Ребята представили свои выводы в виде схемы — сопоставительного анализа и, как следствие, произошла учебная дискуссия, в которую были включены участники всех групп и преподаватели.

В течение года к экспериментальным группам разновозрастного состава присоединялись ребята из разных классов, желающие включиться в работу. Ими были ребята из 9 и 4 классов. По итогам было проведено анкетирование, в котором большинство респондентов отметило собственный интеллектуальный рост, важность приобретённых навыков работы с информацией, что положительным образом повлияло на общую успешность и рост качества образования.

В настоящее время ведётся планомерная работа по совершенствованию необходимых навыков работы с текстовой информацией и привлечению детей к составлению ТОГИС-задач (по инициативе детей).

Основные подходы к организации работы с текстами

Виды заданий к научно-популярным текстам:

1) коротко сказать, о чем этот текст; придумать и записать название; составить схему процесса, описанного в тексте;

2) составить план текста, переструктурировать текст (изложить в «другом ключе»), составить вопросы к тексту, самостоятельное достроить текст, реконструировать часть текста;

3) для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части;

4) вспомнить и рассказать текст другому ученику по нарисованным значкам, картинкам или ключевым словам;

5) составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);

6) составить свой текст, предварительно написав подсказки;

7) разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста;

8) выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;

9) составлять простые тексты-инструкции;

10) составлять простые тексты-описания;

11) составлять простые тексты-рассуждения;

12) составлять простой план текста из отдельных предложений;

Возможные организационные формы для проведения обсуждения: «Хочу поделиться», «Кто что понял?», «Свободный микрофон», «Письменная дискуссия». Основные виды заданий направлены на то, чтобы ученики смогли выполнить различные операции с текстом.

  1. Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом, то есть:

— сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— отделить основные мысли от второстепенных и выявить главную;

— определить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— сделать выводы из сформулированных в тексте положений.

  1. Осмыслить содержание текста:

— связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников (домашнее чтение);

— оценить утверждения, сделанные в предлагаемом тексте

  1. Применять общеучебные умения и навыки:

— вести поиск информации во всевозможных информационных “местах”: в тексте, в вопросе, в своих рассуждениях, в иллюстрациях, в схемах, в картах, таблицах;

— уметь переформулировать вопрос, изменить его форму и в соответствии с вопросом отобрать ту информацию, которая может понадобиться.

Литература:

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой-М., «Мой учебник», 2007
  2. Ванюшева Н. Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы. — Газета «Литература» № 24, 2009г, приложение «Первое сентября»
Основные термины (генерируются автоматически): текст, задача, культурный образец, умение, время решения, предлагаемый текст, содержание текста, процесс решения, сопоставительный анализ, текстовая информация.


Ключевые слова

задача, текст, содержание текста, культурный образец, время решения, предлагаемый текст

Похожие статьи

Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе

В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка

В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Реализация задачи многокритериальной оптимизации при проектировании автоматизированных информационных систем составления расписания учебных занятий

В статье приводится обзор современных исследований автоматизированного составления расписания учебных занятий в образовательных организациях. Проведенное исследование направлено на формирование функциональных требований к автоматизированной информаци...

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...

Метапредметные связи на уроках информатики

Статья рассматривает вопросы организации учебной деятельности в условиях ФГОС на уроках информатики. Автор рассматривает новый термин — метапредмет. На основе своего педагогического опыта предлагает, как организовать метапредметные связи на уроке инф...

Похожие статьи

Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе

В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка

В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Реализация задачи многокритериальной оптимизации при проектировании автоматизированных информационных систем составления расписания учебных занятий

В статье приводится обзор современных исследований автоматизированного составления расписания учебных занятий в образовательных организациях. Проведенное исследование направлено на формирование функциональных требований к автоматизированной информаци...

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...

Метапредметные связи на уроках информатики

Статья рассматривает вопросы организации учебной деятельности в условиях ФГОС на уроках информатики. Автор рассматривает новый термин — метапредмет. На основе своего педагогического опыта предлагает, как организовать метапредметные связи на уроке инф...

Задать вопрос