Технологии формирования читательской грамотности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.11.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Шлейдовиц, О. А. Технологии формирования читательской грамотности / О. А. Шлейдовиц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119298/ (дата обращения: 16.11.2024).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает технологии системного формирования читательской грамотности.

Ключевые слова: читательская грамотность, педагогические технологии, система заданий и вопросов, русский язык, ВПР, ГИА.

В июне 2024 года нами был проведен опрос о влиянии уровня читательской грамотности на успешность выполнения Всероссийских проверочных работ и Государственной итоговой аттестации. Респондентами стали 139 педагогов Свердловской области. Результаты представлены на рисунке 1.

Результаты проведенного опроса

Рис. 1. Результаты проведенного опроса

Данные результаты показали, что уровень читательской грамотности играет важную роль в образовании и развитии обучающихся, в том числе и при выполнении ВПР и ГИА. Способность понимать и анализировать тексты образовательной направленности (верное толкование заданий) по мнению педагогов оказывает значительное влияние на успешность выполнения проверочных и экзаменационных работ.

Обучающиеся с более высоким уровнем читательской грамотности имеют тенденцию лучше справляться с заданиями, поэтому в данной статье мы рассмотрим, какие технологии способствую развитию читательской грамотности обучающихся.

Существует несколько технологий формирования читательской грамотности обучающихся, которые можно использовать непосредственно в учебном процессе.

Во-первых, метод учебных ситуаций .

Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают. [2, с. 21]

Учебная ситуация рассматривается особая организация учебного процесса примерно на 15, 45 или 90 минут. Главное в такой организации — результат и самостоятельная работа учащихся по поиску нового способа действий, формированию новых умений. Необходимо организовать условия, провоцирующие детское действие.

Заданной структуры учебной ситуации нет, но постоянными элементами будут планируемые результаты, система вопросов и заданий, система оценки.

Во-вторых, технология развития критического мышления (РКМЧП).

РКМЧП — это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». [4, с. 4] Это инновационный метод анализа информации и принятия обоснованных решений, разработанный известным ученым и педагогом С. И. Заир-Беком. Эта методика позволяет развивать навыки логического мышления, способность анализировать сложные ситуации, выделять ключевые моменты и принимать взвешенные решения.

Суть РКМЧП заключается в том, что она способствует формированию у обучающихся навыков логического мышления, умения выявлять источники информации, оценивать их достоверность и релевантность, а также критически изучать представленные доводы и аргументы. Важным аспектом технологии РКМЧП является развитие способности к самокоррекции и конструктивной критике, что способствует более глубокому пониманию проблем и явлений. Таким образом, усвоение принципов и методов технологии РКМЧП помогает детям развивать свою аналитическую и критическую мысль, что важно в современном информационном обществе.

В-третьих, стратегии работы с текстом .

Стратегиальный подход, разработанный Н. Н. Сметанниковой, приводит учителя-предметника к индивидуализации, дифференциации и интенсификации процесса обучения через изменение методики проведения урока. Стратегии, включающие индивидуальную, парную работу и работу в малых группах, включая и исследовательскую, будут применяться для достижения этой цели. Реализация этого подхода в ежедневной образовательной практике меняет характер работы с текстом, делая сам процесс чтения интерактивным. Ученик же в процессе освоения стратегий чтения учится контролировать свое понимание текста. [4]

В-четвертых, система заданий и вопросов .

В данном случае предлагается создать пакет заданий и вопросов, основанных на одном тексте. Каждое из заданий должно быть направлено на определенный объект оценки читательской грамотности, о которых говорилось выше. В качестве примера можно использовать вопросы открытого банка заданий (ФИОКО, РЭШ. Функциональная грамотность и т. д.).

Мы разработали пакет заданий (см. таб. 1), представляющих собой систему заданий и вопросов, направленных на развитие читательской грамотности. В основу положен образовательный текст (формулировка заданий). [1]

Таблица 1

Пакет заданий, направленных на формирование читательской грамотности

Задание 11 ВПР-8 по русскому языку

Тема по КТП: Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Контекст: чтение дляобразовательных целей

Контекстная область заданий по развитию ЧГ: контекст образовательный, актуален, понятен и приемлем для обучающихся, мотивирует к действию

Тип текста: смешанный

Прочитайте текст и выполните задание.

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли

2) непрерывного роста

3) слова отмирают

4) произносятся по-другому

Ответ. _____________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

п/п

Содержание задания/

эталон ответа

Характеристика задания

1

Используя текст, своими словами объясните, что нужно сделать, чтобы получить наивысший балл?

Компетенция (объект оценки): интегрировать и интерпретировать информацию (соотносить визуальное изображение с вербальным текстом), использовать информацию из текста (использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний)

Уровень сложности: средний

Формат задания: сразвернутым ответом

Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Организационная работа над текстом задания в процессе развития ЧГ: текст может быть предложен в

печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы

Чтобы получить наивысший балл за задание, необходимо, во-первых, выписать словосочетания с подчинительной связью, во-вторых, определить в них вид подчинительной связи.

Допустима близкая по значению формулировка

2

Используя текст задания, ответьте, сколько действий нужно выполнить, чтобы получить наивысший балл за задание? Объясните, как вы это поняли?

Компетенция (объект оценки): интегрировать и интерпретировать информацию (соотносить визуальное изображение с вербальным текстом), использовать информацию из текста (использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний)

Уровень сложности: средний

Формат задания: сразвернутым ответом

Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Организационная работа над текстом задания в процессе развития ЧГ: текст может быть предложен в печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы

Чтобы получить наивысший балл за задание, необходимо выполнить два действия, так

как баллы будут выставлены в две отдельные ячейки.

Допустима близкая по значению формулировка

3

Составьте план работы над заданием

Компетенция (объект оценки): интегрировать и интерпретировать информацию (формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста)

Уровень сложности: средний

Формат задания: сразвернутым ответом

Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Организационная работа над текстом задачи в процессе развития

ЧГ: текст может быть предложен в печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы

План выполнения задания 11 ВПР-8 по русскому языку:

прочитать предложенные варианты сочетаний слов;

выделить среди вариантов те, которые содержат словосочетания с подчинительной связью;

выписать словосочетания с подчинительной связью;

определить виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Допустима близкая по значению формулировка

4

Будет ли верным ответ, если вы по порядку или отметив цифрами запишете нужные виды подчинительной связи? Аргументируйте свой ответ

Компетенция (объект оценки): находить и извлекать информацию (находить и извлекать одну или несколько единиц информации), интегрировать и интерпретировать информацию (формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста), осмысливать и оценивать содержание и форму текста (оценивать достоверность информации)

Уровень сложности: средний

Формат задания: сразвернутым ответом

Место в структуре урока: применение нового материала, проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Организационная работа над текстом задачи в процессе развития ЧГ: текст может быть предложен в печатном виде или на слайде; задача нацелена на будущее; требует обязательного решения и акцента на решении жизненной проблемы

Нет, так как в задании указано, что необходимо сначала выписать словосочетания с подчинительной связью, а после определить в них вид подчинительной связи.

Допустима близкая по значению формулировка обоснования

Далее представлен фрагмент урока с включением данных заданий (см. табл. 2).

Таблица 2

Фрагмент урока русского языка с включением заданий, направленных на формирование читательской грамотности

Класс : 8

Тема : Виды подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Тип урока : урок освоения новых знаний и умений

Этап урока : применение нового материала

Содержание этапа

Действия обучающихся

1) Работа со словосочетаниями.

Запишите словосочетания,определите виды подчинительной связи: нередко забывает, удивительное приключение, нарисованного зайца, встреча друзей, он с ней, громко говорит, тихим шепотом, смотрю с обожанием, мыслит здраво, благими намерениями.

2) Подготовка к ВПР

Карточка с заданием

Прочитайте текст.

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли

2) непрерывного роста

3) слова отмирают

4) произносятся по-другому

Ответ. ______________________________________________

_________________________________________________

__________________________________________________

  1. Используя текст, своими словами объясните, что нужно сделать, чтобы получить наивысший балл?
  2. Опираясь на текст, ответьте, будет ли верным ответ, если вы по порядку или отметив цифрами запишете нужные виды подчинительной связи? Аргументируйте свой ответ.
  3. Выполните задание, данное в тексте, в тетради.

1) Работа в тетради, фронтальный опрос.

2) Работа с карточками, фронтальный опрос, работа в тетради

Литература:

  1. ВПР. Русский язык. 8 класс. Образец // Официальная демоверсия проверочной работы по русскому языку для 8 класса — URL: https://4vpr.ru/8-klass/553-demoversija-vpr-2024-po-russkomu-jazyku-dlja-8-klassa.html
  2. Гаряева Л. Г. Обучение чтению: методические рекомендации // Минобрнауки России ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет». Кафедра профессиональных коммуникаций — URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/199/3/Garyaeva.L.R._Obuchenie_ chteniu.pdf (Дата обращения 20.03.2024).
  3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
  4. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. — Москва: Баласс, 2013. — 128 с.


Задать вопрос