Пути реализации прикладной направленности обучения математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 1155 раз

Библиографическое описание:

Иванова, С. И. Пути реализации прикладной направленности обучения математике / С. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53548/ (дата обращения: 16.12.2024).



В исследованиях А.Азевич, В. А. Далингер и др. [1] представлены следующие пути реализации прикладной направленности при обучении математике:

– реализация в процессе обучения межпредметных связей, в том числе согласование трактовок одноименных понятий;

– сближение методов решения учебных задач с методами, применяющимися на практике;

– обучение учащихся построению математических моделей;

– привлечение к содержанию учебного материала элементов историзма;

– использование в процессе обучения прикладных задач;

– привлечение к содержанию учебного материала практических задач;

– использование новых информационных технологий.

Реализация в процессе обучения межпредметных связей, в том числе согласование трактовок одноименных понятий

Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней межпредметных связей. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор — в математике и физике, координаты — в математике, физике, географии; уравнения — в математике, физике, химии; функции и графики — в математике, физике, биологии, географии), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных дисциплин. Такое взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения. [2]

Сближение методов решения учебных задач с методами, применяющимися на практике.

Важным средством достижения прикладной и практической направленности обучения математике служит планомерное развитие у школьников наиболее ценных для повседневной деятельности навыков выполнения вычислений и измерений, построения и чтения графиков, составления и применения таблиц. Учебные задачи, предлагаемые учащимся, должны решаться теми методами, которые применяются в практике (например, численные методы, метод математического моделирования и др.).

Обучение учащихся построению математических моделей.

Для большинства школьников математика — не цель, а средство, используемое как в качестве мощного инструмента познания в области смежных дисциплин, так и в житейских ситуациях. Межпредметные связи находят свое воплощение в построении и исследовании математических моделей. Эти модели строятся и исследуются в рамках соответствующих дисциплин. Например, модели колебаний изучаются в физике, оптимизационные модели — в экономике. В школьной математике знакомство с математическим моделированием основано, прежде всего, на решении текстовых задач.

Примером математических моделей служат приемы решения задач с помощью уравнений и их систем, изучение различных явлений и процессов с помощью исследования соответствующих функций.

Для того, чтобы учащиеся овладели моделированием как методом научного познания недостаточно, лишь знакомить их с понятием математической модели, демонстрировать им разные модели. Необходимо, чтобы учащиеся сами строили модели, сами исследовали их.

Привлечение к содержанию учебного материала элементов историзма

Использование элементов историзма в обучении математике является весьма действенным и эффективным средством, между тем они до сих пор в практике работы школ не получили еще должного применения [2] Применение исторических сведений на уроках математике способствует формированию у учащихся научно-правильного диалектико-материалистического взгляда на математику, как исторических возникшую и развивающуюся науку.

При введении элементов историзма в школьный курс математики нужно исходить из следующих положений [2].

  1. Изучение нового раздела, темы или понятия должно начинаться с краткого исторического введения, в котором следует показать, как это понятие исторически возникло и под влиянием каких практических нужд человека.
  2. Нужно показать учащимся, что математические понятия вводятся, развиваются и изменяются под влиянием внутренних противоречий в самой математике. Учащиеся должны видеть взаимосвязь математики с производством, техникой и другими науками, многие из которых развиваются на основе достижений математики.
  3. Историю математики нужно использовать для объяснения логики ее развития.

Ж. А. Пуанкареотмечал, что«…всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика — наука безымянная, необходимо знакомить их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. В этом могут помочь сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения.

Вопрос реализации прикладной направленности обучения математике — довольно сложная и широкая методическая проблема. В своем исследовании мы ограничимся построением такой системы практико-ориентированных задач, которая, способствуя выявлению склонностей и способностей учащихся предпрофильных классов, влияла бы на формирование их профессионального самоопределения.

Использование в обучении прикладных и практических задач

На уроках математики целесообразно обращаться к задачам из других областей знаний, таких как физика, химия, биология, география, экономика и др. Например, изучая тему «Масштаб» можно предложить не просто задачу, а используя карты из атласа по географии, или же в качестве иллюстрации выбрать карту района, в котором живет обучающийся. Это позволит повысить уровень мотивации: ученику станет интереснее, ведь задача стала близкой, актуальной для него.

Одной из форм реализации прикладной направленности обучения может быть проведение урока в музее. Так в Москве уже несколько лет учителя принимают участие в городском проекте «Урок в музее» и «Урок в Москве». В прошлом учебном году я провела два таких урока. Первый урок — в музее-заповеднике «Коломенское» с учащимися 10 класса. Исторические архитектурные памятники парка позволили перенестись в атмосферу 16–17 веков. Ребята не только познакомились с жизнью и бытом обычных людей того времени, но и стали свидетелями Медного бунта, восстания, произошедшего в Москве в 1662 году. Исследуя архитектуру памятников деревянного зодчества на примере башни Братского острога и Моховой башни Сумского острога, учащиеся обратили внимание на пространственные формы сооружений, объяснили с точки зрения математики целесообразность выбора данных форм в строениях оборонительного характера. Решая разные ситуационные задачи, одни из ребят представляли себя защитниками острогов и продумывали способы укрепления сооружений. Другие же примеряли на себя роль специалистов по реставрационным работам, проводили замеры, выполняли расчеты и оценивали стоимость предстоящих работ. Интересное, увлекательное, а главное полезное путешествие во времени стало возможным благодаря городскому проекту «Учебный день в музее». По окончании мероприятия учащиеся заявили: «Вот бы так всегда учиться!»

Второй урок — в музее-заповеднике «Царицыно». Учащиеся 7 класса решали не только привычные для них задачи, но и прикладные и практико-ориентированные, требующие от них знаний, как в области математики, так и в области географии. В ходе выполнения кейсов с заданиями каждый мог почувствовать себя и в роли архитектора, и дизайнера, строителя или бухгалтера. Учащиеся интересно, весело, а главное, с пользой провели время. Ведь именно в совместной деятельности рождаются новые идеи.

Такие формы обучения способствуют развитию мировоззрения учащихся, осознанию того, что математический аппарат востребован в различных научных сферах. Наконец, использование подобных задач повышает мотивацию к изучению математики, знакомит учащихся с различными областями профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Далингер В. А. О содержании и методических особенностях курса «Инновационные процессы в школьном математическом образовании»//Вестник Омского университета. — 1996. — № 2. — с.119–122.
  2. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие Изд — 2, испр Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие Изд — 2, испр и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 248 с и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 248 с
Основные термины (генерируются автоматически): задача, учащийся, математик, модель, Москва, процесс обучения, математическое моделирование, практическая направленность обучения, прикладная направленность обучения, учебный материал элементов историзма.


Задать вопрос