Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 05.03.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Ракова, Е. В. Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении / Е. В. Ракова, С. Б. Елисеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100502/ (дата обращения: 16.12.2024).



Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса.

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы.

— Педагогическая технология — это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат

— Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Следует уточнить, что словосочетание «педагогическая технология» является приблизительным переводом английского «an educational technology» — «образовательная технология». Однако в последнее время под названием «педагогическая технология» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость разделения терминов «педагогическая технология» и «технология обучения». Следует также разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения». В. Гузеев считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.

В. М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики — это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

Следует отметить, что для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология обучения, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и проведении учебного процесса. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения — это наука о способах воздействия преподавателя на ученика в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения и средств обучения и методов программированного обучения в связи с развитием методов программирования процесса обучения акцент перешел на собственно технологию обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.

В структуру технологии обучения входят:

— концептуальная основа;

— содержательная часть (цели, содержание обучения);

— процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя — управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

Таким образом, понятие «технология обучения» следует рассматривать с одной стороны как науку или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и, с другой, как сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение.

Следовательно, технология обучения — это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности ученика.

Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого проекта делает учителя высокопрофессиональным специалистом, выступает альтернативой формального образования, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества.

Классификацию технологий обучения можно осуществлять по разным признакам и корням. Здесь следует отметить, что в настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому в данной работе будут приведены точки зрения различных исследователей.

Так, Г.Селевко выделяет следующие группы педагогических технологий:

— по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;

— по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;

— по характеру содержания и структуры — технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и др.

Ф. Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения:

— по направленности действия — технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;

— по целям обучения;

— по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология — для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;

— по применяемым техническим средствам (по технической среде) — аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;

— по организации учебного процесса — индивидуальные, коллективные, смешанные;

— по методической задаче — технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

Однако, следует подчеркнуть, что основным качеством любой технологии обучения должна быть подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям. Во второй половине прошлого века возникло понятие информационной технологии, базирующейся на бумажных (книги и другие печатные материалы) и пленочных носителях информации.

Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).

При этом необходимо обеспечить ученику право на выбор собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его индивидуальным способностям. Это означает введение достаточно ранней дифференциации и индивидуализации обучения, связанной с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам.

Таким образом, сегодня технология индивидуального стиля учебной деятельности может быть использована в качестве ресурса решения педагогических задач.

Литература:

  1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  2. Чошонов, М. А. Инженерия обучающих технологий [Текст] / М.: БИНОМ, 2010. 248 с.
  3. Монахов, В. М. Методологические основы теории педагогических технологий [Текст] / Монахов В.М //Творческая педагогика, 2006–506 с.
  4. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  5. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: [в 2 т.] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ шк. технологий: Нар. образование, 2006 — Т. 1. — 2006. — 816 с.
  6. Ракова, Е. В. Состояние проблемы использования технологии индивидуального стиля учебной деятельности / Е. В. Ракова, С. Б. Елисеев. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-ispolzovaniya-tehnologii-individualnogo-stilya-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, технология обучения, Педагогическая технология, классификация технологий обучения, средство, усвоение знаний.


Похожие статьи

Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Продуктивные педагогические технологии в процессе освоения учебной дисциплины

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Похожие статьи

Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Продуктивные педагогические технологии в процессе освоения учебной дисциплины

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Задать вопрос