Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 13.01.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Стан, Ю. Ю. Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики / Ю. Ю. Стан, Т. А. Самохвалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110142/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Ключевые слова: урок-исследование, проектирование, обобщение, внутренняя мотивация, групповая работа.

Государственная образовательная политика сегодня диктует практико-ориентированное обучение в школах, и начальная школа не стала исключением. Меняется также не только характер обучения, но и характер взаимодействия участников образовательного процесса: в первую очередь начинает функционировать учебное сотрудничество, а учитель выбирает учебники и другие возможности образовательной среды, чтобы формировать у школьников умение учебного сотрудничества с целью научить учиться. Для младшего школьного возраста это деятельность учебная и наиважнейшая задача учителя — создать условия становления у каждого ребенка качеств субъекта деятельности как «способности принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. [1, с.35]

Современный учитель начальных классов в своей практике урочной и внеурочной деятельности в той или иной степени использует приемы организации исследовательской деятельности учащихся. В начальной школе могут быть организованы исследования в рамках практической части урока, в проектной деятельности на внеурочных занятиях и т. д. Но не все учителя знают и имеют в своем профессиональном арсенале урок-исследование. Однако такой урок может быть очень продуктивен, тем более что урок-исследование отвечает всем требованиям системно-деятельностного подхода и федерального государственного образовательного стандарта начального образования в целом.

Урок-исследование имеет особую структуру, компоненты и наполняемость урока. Предлагаем рассмотреть урок-исследование на конкретном примере урока математики во первом классе по теме: «Сантиметр».

Ключевым и основным ориентиром в уроке-исследовании является обобщение. Мы всегда подразумеваем под обобщением систематизацию каких-либо знаний и умений, полученных в ходе обучения по той или иной теме. В уроке-исследовании понятие обобщение имеет немного другой смысл, к пониманию которого можно прийти путем логических размышлений. Тогда задача учителя организовать деятельность детей на уроке таким образом, чтобы исследование привело к нужному выводу или правилу, или новому знанию. Соответственно получается, что все открытия, совершенные детьми в ходе исследования, организуются в то самое правило или вывод — обобщение. Обобщение является смысловым стержнем урока-исследования. И учитель, планируя такой урок, начинает продумывать его содержание именно с обобщения. Тогда вся дальнейшая содержательная деятельность урока продумывается, нацелена на получение детьми определенного обобщения.

Обобщение урока: длину отрезка можно измерить и записать в сантиметрах, и длина отрезка в 2 клеточки школьной тетради составляет 1 сантиметр

Цели урока:

1) сформировать представление о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т. е. единицами длины;

2) научить учащихся измерять длину отрезка с помощью линейки и записывать результат в сантиметрах.

Планируемые результаты:

1) предметные: уметь измерять с помощью линейки и записывать длину отрезка в сантиметрах.

2) метапредметные:

— регулятивные — уметь работать по плану, алгоритму, инструкции;

— познавательные — уметь использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины, работать с моделями;

— коммуникативные — уметь работать в группах.

3) личностные:

— уметь логически мыслить, наблюдать;

— быть трудолюбивым, внимательным, усидчивым;

— быть самостоятельным, инициативным в выборе решения.

Оборудование и материалы: учебник по математике 1 класс, презентация; раздаточный материал на группы: памятки с правилами групповой работы, карточки с заданиями; полоски бумаги разных цветов, линейки, скрепки, спички, счетные палочки, невидимки.

Другой и немаловажный компонент урока-исследования — это мотивация. Причем именно «внутренняя» мотивация — осознание ребенком на личностно-значимом уровне необходимости учения, получения новых знаний. Тогда учитель должен продумать начало урока, так чтобы активизировать внутреннюю мотивацию. И как один из вариантов такой активации — проблемная ситуация, сомнение или вопрос, организованные в начале урока-исследования. Возвращаясь к нашему уроку математики во первом классе рассмотрим дальнейшую его структуру, ход урока.

  1. Актуализация знаний. Мотивация. Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Проверьте готовность к уроку.

Устный счет или математический диктант (прямая, кривая, луч, отрезок). Длину какой фигуры можно измерить? Что такое отрезок?

Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах. У вас на парте лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской другой группы. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.)

— Давайте докажем это. По цвету — поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (совместить полоски путем наложения друг с другом).

— Совпали? — да (доказали). Как это сделали? (путем наложения, можно увидеть визуально, на глаз). — А как измерить точно длину полоски? (мерками) на парте мерки.

Вывод: чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них — это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

Цель исследования: познакомиться с новой единицей измерения длины и измерить длину цветной полоски (зафиксировать на доске или слайде презентации).

Получается, что учитель сознательно подчеркивает значимость самостоятельной исследовательской работы на уроке, мотивируя детей к деятельности по открытию нового знания. Можно такое исследование сравнить с научным, проводимым настоящими учеными, чем еще раз подчеркнуть его серьезность и актуальность. На следующем этапе урока важно не только правильно спланировать содержание деятельности групп, но и организовать групповую работу в соответствии с правилами, добиваясь ее максимальной продуктивности.

  1. Исследование в малых группах. Исследование мы будем проводить, работая в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (у каждой группы памятка с правилами).

Цель нашего исследования мы определили, и чтобы этой цели достичь, нужно продумать наши последующие шаги, т. е. план работы. Так делают настоящие ученые. У каждой группы на столе лежат карточки с заданиями. Эти карточки помогут вам провести исследование и достичь цели, которую мы поставили. Давайте составим план работы над исследованием. Посмотрите в карточки. Что будем с ними делать?

Знакомство со старинными мерами измерения длины. Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения…

План исследования.

  1. Прочитать, какими были мерки на Руси у наших предков.
  2. Взять линейку, рассмотреть её.
  3. Измерить длину данного отрезка.
  4. Начертить отрезки.
  5. Сделать вывод о сантиметре как единице измерения длины.

Вы можете пользоваться разными источниками информации: словарями, учебником, помощью учителя при выполнении заданий.

Рабочая группа (вариант рабочей карточки для группы).

Локоть — старинная русская мера длины. Локоть применяли в хозяйстве, когда нужно было измерить длину шерстяной пряжи или верёвки. Локтями купцы измеряли ткани, наматывая на руку. Говорят «Близок локоть, да не укусишь» — о каком — нибудь простом, но не выполненном деле. «Сам с ноготок, а борода — с локоток». Борода раньше, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к её хозяину.

Взять линейку, рассмотреть её. На линейке ты видишь знакомый числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1 см.

Измерь длину отрезка и результат запиши в сантиметрах. Начерти в тетради отрезок, равный стольким см, сколько тебе лет и назови свой отрезок. Вывод.

Следующий этап урока требует от учителя понимания того, что обмен информацией нужно начинать только тогда, когда все группы завершили работу. В противном случае участники группы, которая еще не закончила исследование, ничего не услышат от других групп. Тогда результативность урока в целом будет стремиться к нулю, особенно для учащихся упомянутой группы. Таким образом, учителю необходимо приложить все усилия, чтобы группы финишировали одновременно. Для этого можно активно участвовать в работе всех групп, тем более, учитель тоже может быть источником информации для детей. Хорошо заранее обговорить условный сигнал завершения работы в группе. Это может быть всплеск руками, хлопки, рукопожатия и т. д.

  1. Обмен информацией. Организация информации. После завершения групповой работы, группы по очереди рассказывают с каким материалом и как работали (для рассказа предложить использовать план работы). Какой вывод сделали?

Каждая группа получает аплодисменты за свою работу. Учитель фиксирует выводы каждой группы на доске, организуя информацию в единое целое. Запишите в своих тетрадях по одному примеру от каждой группы.

Очень важно организовать полученную в ходе групповых исследований информацию наглядно, для целостного представления изучаемого материала. К тому же это позволит детям сделать правильный вывод и подведет к следующему этапу урока.

  1. Обобщение. Ребята, посмотрите, какие выводы получились у ваших групп в ходе исследований на доске. Теперь мы можем что-то сказать о новой для нас единице измерения длины отрезков. Кто попробует сформулировать правило?

Мы сформулировали правило своими словами, а теперь откроем учебник и посмотрим, как это правило написал для нас автор учебника научным языком. На какой странице нужно открыть?

Очень часто для подведения итогов урока коллеги используют вопросы типа: «Чем занимались сегодня на уроке?» или «Что нового узнали сегодня?» такой подход влечет за собой соответствующие ответы детей: «Мы сегодня на уроке играли» или «Мы на уроке работали в карточках». Наиболее логично организовать этап подведения итогов урока, вернувшись к началу, к цели. И исходя из опыта общения с учителями на тему проектирования урока-исследования, можем подчеркнуть, что возвращаться необходимо к цели исследования, а не педагогической цели, которую учитель определил для себя. Тогда соотнеся цель исследования и полученный результат, дети смогут увидеть то, что нужно еще сделать для достижения полноценного знания по теме урока. Это и будет контролем, коррекцией и оценкой своей деятельности на уроке, что соответствует планируемым метапредметным результатам обучения для каждого ребенка.

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Давайте вспомним цель нашего исследования (зафиксировать на доске или слайде презентации).

Мы её достигли? (Не полностью, мы не знаем, какова длина отрезков (цветных полосок) у каждой группы. Предлагаю, используя алгоритм измерения отрезков с помощью линейки, измерить длину исходных отрезков.

  1. Применение (работа с материалом учебника). Ранее мы уже сказали о том, что урок-исследование имеет непривычную для учителя структуру. И теперь наглядно это можно проследить в нашем уроке, после этапа подведения итогов урока следует еще один этап — применение. Этот прием очень удобен для учителя тем, что этап применения нового знания может быть сокращен до минимума, если у детей возникли трудности в ходе исследования и предыдущие этапы растянулись по времени. Равно как и укрупнен в длительности, если открытие нового знания не вызвало особых проблем у детей, в зависимости от общей подготовки и умственных способностей класса.

Проведение таких уроков позволит сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Урок-исследование может стать универсальным инструментом в работе современного учителя.

Литература:

1. Жилина, Т. И. Обновленный ФГОС НОО: изменения в работе учителя начальных классов / Т. И. Жилина, Е. Н. Черник, Ю. Ю. Стан // Кубанская школа. — 2022. — № 2. — С. 35–38.

2. Исаева, Э. Г.-И. Функциональная грамотность младших школьников и её формирование в образовательном пространстве / Э. Г.-И. Исаева, С. А. Алиева, Ф. Г. Алиева // Гуманизация образования. — 2023. — № 1. — С. 74–75.

3. Кочурова, Е. Э., Функциональная грамотность младшего школьника / Е. Э. Кочурова, Н. Ф. Виноградова. — Москва: Просвещение, 2022. — 274 с. — ISBN 978–5–09–098194–1.

4. Кузнецова, М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя / М. И. Кузнецова. — Москва, 2022. — 426 с. — ISBN 978–5–09–079–836–5.

5. Шумакова, Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. — Москва: Просвещение, 2014. — 168 с. — ISBN 978–5–09–029–574–1.

6. Худякова, М. А. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников / М. А. Худякова // Управление образованием: теория и практика. — 2022. — № 3 (49). — С. 141–149.

7. Успешные управленческие и педагогические практики реализации ФГОС начального общего образования. Сборник материалов VI Краевой научно-практической конференции. 25 ноября 2020 г., г. Краснодар [Текст] / отв. ред. Т. И. Жилина, Ю. Ю. Стан — Краснодар: ИРО, 2020. — 186 с.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, длина отрезка, урок, групповая работа, учитель, начальная школа, план работы, помощь линейки, урок математики, этап урока.


Похожие статьи

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Дидактические игры для развития воображения на уроках математики

В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе

В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Дидактические игры для развития воображения на уроках математики

В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе

В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...

Задать вопрос