Организация творческой познавательной деятельности на занятиях кружка «Занимательная математика»
Автор: Поздеева Римма Викторовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 17.10.2021
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Поздеева, Р. В. Организация творческой познавательной деятельности на занятиях кружка «Занимательная математика» / Р. В. Поздеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6659/ (дата обращения: 16.12.2024).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования внеурочная деятельность стала важным составляющим учебного процесса. Предлагаемый материал содержит примерные разработки занятий кружка «Занимательная математика». Предназначен для обучающихся 5-х классов (10–11 лет).
Внеурочная деятельность по математике создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к углубленному изучению данной дисциплины, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель кружка : создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Реализация занятий осуществляется с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Задачи кружка:
Обучающие: расширение и углубление знаний по предмету;
Воспитывающие: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
Развивающие : развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
Дополнительные задачи решаемые данными внеурочными занятиями:
– раскрытие творческих способностей учащихся;
– воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
– решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
– формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
– специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
– работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Кружок ориентирован на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю), срок реализации сентябрь — май.
Формы работы в рамках реализации кружка — комбинированное тематическое занятие:
– Выступление учителя или кружковца.
– Самостоятельное решение задач по избранной теме.
– Разбор решения задач (обучение решению задач).
– Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.
– Ответы на вопросы учащихся.
Значительная часть работы с обучающимися отводится практическим занятиям:
– Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры.
– Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
– Изготовление моделей для уроков математики.
– Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. Собственное написание рассказов и сказок с математическим содержанием
– Просмотр видеофильмов по математике.
На занятиях кружка большое внимание уделяется обсуждению различных модулированных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и формированию навыков умения выступать перед аудиторией.
Перечень отобранных для рассмотрения на занятии задач создается педагогом, как правило, ведущем учебный предмет у данных учащихся. Учитель знает уровень базовой математической подготовки, мотивации и потенциальной одаренности ребят. Обширный список специальной литературы из разных источников, включая интернет-ресурсы, позволяет педагогу включать в занятие разнообразные задачи, сообразно интересам и потребностям учащихся.
Материалы к занятию кружка. Тема: Действия с натуральными числами. Измерение отрезков.
Ниже приведена примерная схема одного из первых занятий кружка. Согласно календарно тематическому планированию в этот момент учащиеся на уроках повторяют действия с натуральными числами, решают задачи на простейшие геометрические построения (прямая, отрезок, его измерение, луч). Подбор заданий сделан с учетом данной тематики. Учитывая возраст кружковцев, занятие проходит в игровой форме.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы отправимся с вами на поиски математического клада на автобусе, а нашими экскурсоводами будут Незнайка и Знайка.
(на экране проектора автобус, сказочные герои Незнайка и Знайка)
Устный счет.
Учитель:Итак, прежде чем отправиться на поиски, Знайка предлагает вам задание.
Слайд:
300+ 200 =
450+150 =
340–140 =
550–550 =
850–450 =
980–180 =
300 + 400 =
Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, что вам хочет пожелать Знайка!
0 |
200 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
У |
С |
П |
Е |
Х |
А |
! |
Учитель:Мы прибываем на станцию «Смекалистых»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы Знайки:
—У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? (5)
— В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4)
—У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (0)
— Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (4)
—Один банан падает с елки каждые 5 минут. Сколько их упадет за один час? (0)
—На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5)
—Что случится с красным платком, если его опустить на дно моря на 5 минут? (намокнет)
Учитель:Мы прибыли на станцию «Спортивная». Вы знаете, что числа бывают четные и нечетные. Приведите примеры. Слайд.
Если я называю четные числа, то вы встаете, нечетные — сидите на месте.
2, 5, 7, 6, 8, 3, 10.
Физкультминутка.
Учитель: А сейчас вместе с Незнайкой сделаем зарядку.Слайд: сказочные герои занимаются спортом
Я скажу несколько математических предложений. Если предположение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаёте, а кто-то из вас объясняет, почему оно ложное.
- В записи числа «одна тысяча» три нуля.
- В записи числа «один миллион» пять нулей.
- Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр.
- Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу.
- У прямой есть два конца.
- Число, получающееся при сложении чисел, называется разностью.
- Уменьшаемое больше вычитаемого.
Учитель: Мы на станции Историческая
(Сообщение может сделать один из учащихся, после предварительной подготовки. Выступление сопровождается слайдами с изображением линеек разного вида)
В 2019 году у линейки юбилей. Ей исполнилось 230 лет. Однако линейки использовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листках пергамента пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по-разному. Это было очень неудобно.
Наконец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с делениями, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки для остальных. В Россию линейка попала после войны 1812 года в качестве военного трофея. Этой системой измерения мы пользуемся, и по сей день
Учитель: решим задачу, в который приведены длины отрезков, измеренные той самой линейкой, о которой мы узнали так много интересного.
Задача (текст выведен на экран):
В треугольнике DKC сторона DK меньше стороны KC на 6 см и больше стороны DC на 2 см. Найдите периметр треугольника DKC, если DC = 18 см.
(DK = 18 + 2 = 20 см, KC = 20 + 6 = 26 см, P = DK + KC + DC = 20 + 26 +18 = 64 см).
Учитель: Мы на станции Сказочная
Задачи бабы Яги. На экране избушка на курьих ножках, тексты задач на разных слайдах
- У меня в лесу есть участок, где я выращиваю елочки специально для новогодних праздников. Этот участок имеет прямоугольную форму, Е го ширина 200 м, и это на 50 м меньше длины. Найти периметр участка
- Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 300 сундуков, полных золота, и каждый год прибавляется еще по 2 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 500 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?
Решение: Невесте будет 118 лет.
Учитель: не захотел Кощей Бессмертный так долго ждать Василису, он решил жениться на дочке Бабы Яги- на Акулине. Только пусть она сначала научится читать, писать, считать. Сейчас она как раз выполняет домашнее задание по математике.
Проверьте вычисления Акулины (слайд)
100×25=240 (2500);
891000:2700=230 (330)
Учитель: Молодцы! Исправили ошибки! Знайка вами очень доволен (Слайд с улыбающимся Знайкой)! А сейчас вам пора домой. Делать уроки и стараться не допускать ошибок! До новых встреч!
Материалы к занятию кружка. Тема: «Решение уравнений»
Занятие целесообразно провести параллельно с изучением данной темы в классе или при повторение изученного материала.
Занятие проходит в форме командной игры.
Ведущий: когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.
Конкурс № 1
1 этап: ответить на вопросы:
- 1 команда: что называется уравнением?
- 2 команда: что называют корнем уравнения?
- 3 команда: что значит решить уравнение?
2 этап: на доске записаны 3 вида уравнений в общем виде. Нужно записать, как найти неизвестное.
1 команда: x + a = b x = |
2 команда: x — a = b x = |
3 команда: b — x = a x = |
3 этап: дать словесную формулировку нахождения неизвестного в предложенном уравнении каждой команде.
Конкурс № 2
Составить уравнение по условию задачи и решить её.
- 1 команда: от сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?
- 2 команда: в корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?
- 3 команда: у девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?
Минутка отдыха . Фокус: отгадывание задуманного числа.
Задумайте любое число, умножьте его на 2, прибавьте 1, полученный результат увеличьте в 5 раз, вычтите 4, умножьте на 2. Что у вас получилось? (Если от названного числа отнять 2, а затем полученное число разделить на 20, то получим задуманное число.)
Конкурс № 3
Творческое задание. Командам предложены уравнения:
- 1 команда: (х –35) –18 = 17;
- 2 команда: 12 + (х + 34) = 83;
- 3 команда: 93 — (х + 56) = 8.
Необходимо составить задачу по данному уравнению, решить её.
Конкурс № 4
Решение задачи с помощью уравнения:
На одной чаше весов лежат 6 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше- 3 таких же яблока и 5 таких же груш. Весы находятся в равновесии. Что легче : яблоко или груша?
Материалы к занятию кружка. Тема: «Умножение натуральных чисел»
1)Игра «Верю — не верю».
- Числа, которые перемножают, называют множителями. (да)
- Выражение называют суммой. (нет)
- Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. (да)
- При умножении числа на единицу получиться то же самое число. (да)
- Числа, которые делят, называют множителями. (нет)
- Если один множитель увеличить в 2 раза, а другой в 5 раз, по произведение увеличиться в 7 раз. (нет)
- Если среди множителей есть нуль, по произведение равно нулю. (да)
- Чтобы найти во сколько раз одно число больше другого, нужно выполнить вычитание. (нет)
2)Устная работа
- Найдите значение выражений:
50 × 786 × 2
79 × 125 × 8
3×2×5
7×25×4
20×17×5
125×7×8
16×25×4
12×8∙×125
40×9×25
- Вычислить
9999+9999+9999+9999+5.
- Задача.
Ежедневно из бочки брали по 7 л воды. Через 9 дней в бочке осталось 37 л. Сколько литров воды было в бочке первоначально?
3)Олимпиадная задача.
Рот Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была 9 сантиметров. Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как только нос стал длиннее самого Буратино, тот врать перестал. Сколько раз врал Буратино?
— Что значит «удваивалась»?
— Сколько сантиметров в 1 метре?
(Дети решают задачу самостоятельно в парах)
9 × 2 = 18
18 × 2 = 36
36 × 2 = 64
64 × 2 = 128
128 >100
Ответ: Буратино врал 4 раза.
4) Расшифровать
Решение практико-ориентированных задач
- Для нормального протекания физиологических функций человеку в среднем требуется 3 л воды в сутки (с учетом поступления воды с пищевыми продуктами). Человек выпивает примерно 1л 500 мл воды, а остальное получает с пищевыми продуктами. Сколько литров воды потребуется человеку в месяц? за год?
Решение:
- 1500 × 30 = 45 000 мл = 45 л — требуется выпить человеку за месяц.
- 45000×12=540000 мл=540л-– требуется выпить человеку за год.
2.Однажды во время наводнения затопило подвал дома на набережной. Из подвала нужно было выкачать воду. Спасатели установили 5 больших и 3 малых насоса. Большой насос выкачивает за 1 час 4537 литров воды, а малый — 2120 литров. Через 6 часов вся вода была выкачана. Сколько литров воды скопилось в подвале во время наводнения? (Решите задачу 2 способами: по действиям; выражением).
Решение:
- 5 × 4537 = 22685(л) — 5 б. насосов за 1 час.
- 3 × 2120 6360 (л)– 3 м. насосов за 1 час.
- 22685 + 6360 = 29 045 (л) всего за час.
- 29045 × 6 = 174270 (л) скопилось в подвале во время наводнения.
3.Сердце человека перекачивает за сутки 8т. крови. Сколько тонн крови сердце перекачивает за 1 год? За 75 лет?
Решение.
1) 365*8=2920(т) — сердце перекачивает за год.
2) 2920*75=219000(т) — сердце перекачивает за 75 лет.
Ответ:219000тонн.
Приведенные примеры заданий и форм кружковой работы придают разнообразие проводимым занятиям, прививают интерес к предмету. Учащиеся учатся воспринимать математику не как скучную догму, а как увлекательную, живую, полезную в жизни науку.
Работа кружка выполняет познавательные и воспитательные функции. Ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; развивается логическое мышление, развивается смысловая и образная память, формируется умение работать с нестандартными задачами. Ученики с огромным удовольствием показывают свои умения и навыки.
Внеурочная деятельность позволяет развить у учащихся личностные и метапредметные результаты: ребенок учится умению работать с информацией, ставить проблему и решать её, рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, на эрудицию и интуицию, систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов. Также становится настойчивым в достижении цели, способным принимать самостоятельные решения, приобретает навыки сотрудничества. Все это является ценнейшим багажом для успешного жизненного пути.